Михаил Максимов: Наши приоритеты — сохранение занятости населения, технологических циклов на производстве и сохранение трудовых коллективов

24 декабря 2008 (15:41)

первый заместитель председателя правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию — министр экономики и труда Свердловской области Михаил МаксимовНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил первый заместитель председателя правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию — министр экономики и труда Свердловской области Михаил Максимов.

— Михаил Игоревич, каковы предварительные итоги уходящего 2008 года? Какие планы удалось реализовать? Какие вопросы остались нерешенными?

— С точки зрения социально-экономического развития региона одним из наиболее значимых событий стало принятие в этом году целого ряда документов, определяющих стратегию развития Свердловской области до 2020 года. Осуществление этих планов станет основной задачей всего экономического блока областного правительства в ближайшие годы.

Несмотря на то что эти документы были приняты до того, как в нашей экономике начали проявляться негативные тенденции, которые, по всей видимости, будут определять характер её развития в ближайшее время, они не потеряли своей значимости. Скорее наоборот — наша сегодняшняя зависимость от мировой конъюнктуры как раз должна стать стимулом для более внимательного прочтения «Стратегии 2020». В ней мы отметили, что экономика Свердловской области в текущий момент недостаточно сильна и устойчива к внешним потрясениям, в том числе — к изменению конъюнктуры мировых цен на основную продукцию наших предприятий. Ей не хватает как объемов, так и диверсифицированности.

Экономический кризис наглядно демонстрирует, что те направления развития, которые мы обозначили в стратегии, являются правильными. К сожалению, реализация конкретных мер по их воплощению в жизнь началась поздно. Так, в 2008 году еще не были созданы региональные институты развития — те инструменты, которые должны помочь предпринимателям реально осуществлять инвестиционные проекты на территории Свердловской области не только на словах, но и на деле. Но мы приложим все усилия к тому, чтобы они были созданы уже в самое ближайшее время; принципиальный консенсус по этому вопросу уже достигнут.

Если же говорить о более приземленных вещах, то, безусловно, Свердловская область, как регион, который очень сильно своим промышленным комплексом зависит от мировой конъюнктуры, ощутила на себе последствия мирового финансового кризиса в полной мере. Сейчас мы наблюдаем серьезное снижение деловой активности и объемов производства в целом ряде секторов экономики и ожидаем I квартал 2009 года с надеждой на то, что все-таки мировая рецессия будет преодолена, что спад будет измеряться не годами, а месяцами. Надеемся, что уже в I—II квартале мы увидим положительные тенденции в развитии мировой экономики, что, соответственно, станет стимулом возобновления роста и в Свердловской области.

Как не раз подчеркивал наш губернатор, главное, что мы знаем о кризисе, — то, что он проходит. Конечно, не надо недооценивать возможные негативные последствия, связанные с резким снижением экономической активности. Но при этом не нужно вдаваться в хронический пессимизм, переходящий иногда в панику. Необходимо спокойно пройти сложное и бурное время нестабильности, не забыть про тот курс, которому мы должны следовать.

— Будет ли бюджет 2008 года исполнен полностью и ожидается ли определенный профицит?

— Бюджет 2008 года по основным параметрам будет исполнен в полном объеме. Напомню, что в середине года он был серьезно пересмотрен, почти на 10 млрд. руб. была увеличена расходная составляющая. Впоследствии кризис внес свои коррективы, и вторую половину года мы заканчиваем с иными результатами, чем первую. Поэтому нельзя исключать и определенного секвестрования ряда расходных статей. Но об этом можно будет говорить в январе. В целом же серьезных проблем по бюджету 2008 года мы не ожидаем.

— Пересматривается ли бюджет на 2009 год с учетом последних изменений в экономике?

— Он уже пересмотрен и скорректирован. Не исключаем мы и оперативных изменений, которые могут быть внесены в него уже в следующем году.

Что касается возможных изменений в экономической ситуации, то я бы воздержался от необоснованных гаданий. Сейчас нам нужно сосредоточиться на решении двух приоритетных задач.

Во-первых, следует быть готовыми к последствиям мирового финансового кризиса, предусмотреть и реализовать меры по сохранению социальной стабильности в регионе. Необходимо обеспечить занятость населения, сохранение технологических циклов, сохранение трудовых коллективов. Мы будем помогать тем предприятиям, тем коллективам, которые оказались в сложной ситуации из-за резкого падения спроса, из-за резкого замедления темпов развития экономики. Это те приоритеты, на которые мы будем ориентироваться независимо от того, какой прогноз дается на 2009 год.

Во-вторых, в долгосрочной перспективе нам необходимо обеспечивать создание новых точек роста, новых институтов развития для того, чтобы диверсифицировать экономику Свердловской области. Цель этой долгосрочной программы — изменить структуру занятости населения, чтобы люди имели возможность перейти на работу в более высокотехнологичные отрасли, с более высоким уровнем заработной платы.

— Как на данный момент можно оценить степень взаимодействия предприятий, прежде всего — крупного бизнеса, с правительством Свердловской области?

— Благодаря принципиальной позиции губернатора и оперативному реагированию на возникающие проблемы, мы не допустили необратимых и губительных последствий финансового кризиса для банковской системы региона. Не секрет, что именно кредитные организации первыми приняли на себя удар негативных явлений в экономике. Наша банковская система, являющаяся одной из крупнейших в стране, переживала этот период особенно остро. Но, несмотря на определенные трудности, ни один из наших банков не потерял лицензии, не был признан банкротом. Эдуард Эргартович Россель своевременно поставил вопрос о необходимости принятия мер поддержки наших банков на федеральном уровне, и они получили эту поддержку в полном объеме. Сейчас практически все проблемы в этом секторе решены.

Сейчас перед нами стоят аналогичные проблемы уже в реальном секторе экономики. Принцип их решения губернатор сформулировал очень четко: мы должны сохранить технологические цепочки, мы должны сохранить трудовые коллективы на наших предприятиях. В тех случаях, где неизбежно высвобождение какого-то количества людей, мы должны приложить все усилия для того, чтобы обеспечить их занятость и, при необходимости, переобучение.

— За счет каких механизмов будет реализовываться эта программа? Будут ли для этого привлекаться средства областного бюджета, прямые федеральное субсидии, или вопрос будет решаться через посредничество уполномоченных банков?

— Мы намерены использовать все имеющиеся в нашем распоряжении источники средств.

На совещании с Президентом РФ Дмитрием Медведевым, прошедшем в Кургане 11 декабря, ставился вопрос о необходимости оказания прямой поддержки реальному сектору, о создании соответствующих фондов. Отчасти можно говорить о том, что такое решение было принято по инициативе нашего губернатора.

Сейчас уже объявлено о мерах, напрямую поддерживающих реальный сектор экономики.

— Будет ли проект «Корпорация развития Среднего Урала» содействовать решению этих вопросов?

— Сейчас понятно, что корпорацию нам надо было создать еще летом и часть средств, которые мы потратили на текущие капитальные расходы, направить на долгосрочную перспективу. К сожалению, мы этого не успели сделать по объективным причинам: нужно было до конца разработать концепцию, объяснить, что это не очередное выкачивание денег в некий «прожект».

Но принципиальное решение по созданию «Корпорации развития Среднего Урала» принято, и мы рассчитываем, что в течение 2009 года изыщем средства на пополнение её капитала, тем более что её функционирование не требует крупных финансовых вливаний. Среди вопросов, которые она призвана решать, особое место занимают связанные с преодолением административных барьеров, с формированием необходимых условий для «старт-апов» предпринимателей Свердловской области, а это не требует больших средств.

Что касается задач, стоящих перед корпорацией, то они исходят из очень простой максимы: позволить предпринимателю сфокусироваться на его работе. Он должен думать о трех вещах: о маркетинге — что он производит и кому продает; о технологии — какие технологии он использует, какое оборудование ставит, какие издержки он несет при изготовлении своей продукции; о людях — какой у него трудовой коллектив, какие системы управления позволяют ему осуществлять деятельность. Все остальные вопросы должны быстро и оперативно решаться при поддержке государства, а не отнимать у предпринимателя время. Не он, а мы должны беспокоиться о лицензиях, разрешениях, о наличии инженерной инфраструктуры на участках, которые были бы интересны инвесторам. Бизнесмен же должен развивать свое дело, давать работу людям, платить налоги.

Смысл проекта, в конечном итоге, заключается в том, чтобы предприниматели на территории Свердловской области могли реализовывать свои идеи по развитию с минимальными административными барьерами, а в идеале — с максимальной поддержкой со стороны государства.

— В какой стадии сейчас находится реализация этого проекта?

— Ясность по этому вопросу появится в конце I квартала 2009 года. Сейчас все внимание правительства сосредоточено на преодолении кризиса и создании «подушки безопасности», призванной приготовить регион к самому негативному развитию ситуации. Сейчас нам необходимо понять долгосрочные тренды, определяющие развитие экономики в целом. Думаю, что понимание по этому вопросу будет достигнуто не раньше II квартала. Поэтому и вопрос о том, когда будут сделаны наши дальнейшие шаги по реализации долгосрочных программ, станет понятным не раньше этого срока.

Но в целом могу сказать о том, что большинство долгосрочных проектов области не свернуты и не заморожены, они будут развиваться и в 2009 году при любом экономическом сценарии. По основополагающим проектам, таким как «Уральская деревня», мы сохранили финансирование, пусть не в таком объеме, который предполагался изначально.

Конечно, у нас есть определенные отрасли, которые являются для нас ключевыми, например металлургия. Но, к примеру, опять же по поручению губернатора 22 декабря мы проводим расширенное заседание правительства о неотложных мерах по поддержке малого и среднего бизнеса. Мы понимаем, что без поддержки этого сегмента, без поддержки инициативы небольших и средних компаний не изменить структуру экономики.

— Одна из основных проблем малого и среднего бизнеса — отсутствие кредитов. Будет ли областное правительство способствовать решению этого вопроса?

— Мы будем участвовать и напрямую — через гранты, субсидии и займы, — и через финансовые гарантии. Я думаю, в следующем году мы на 500 миллионов увеличим объем средств, которые будут направлены на поддержку малого и среднего секторов бизнеса за счет областных и федеральных средств. Представители малого бизнеса могут получить информацию об этих механизмах, придя в любое отделение фонда поддержки малого и среднего бизнеса.

— Свердловская область привлекала большие потоки трудовых ресурсов из-за рубежа. Будет ли изменяться отношение к проблемам миграции в ситуации кризиса?

— Мы всегда с уважением относимся к труду тех людей, которые приезжают и помогают нам развивать экономику нашей области. Но количество этих людей на следующий год, безусловно, должно быть уменьшено. Сейчас появляется много коренных жителей, оказавшихся без заработной платы. Здесь, к сожалению, мы не можем поддерживать конкуренцию приезжающих к нам временно людей с нашими коренными жителями. Приоритет будет на стороне людей, постоянно проживающих на территории Свердловской области. Мы предпримем все возможные шаги для того, чтобы именно они в первую очередь получали возможность трудоустройства и работы.

— Будет ли правительство области создавать дополнительные рабочие места, в том числе — для реализации инфраструктурных программ?

— Руководство Свердловской области проводит переговоры с крупнейшими работодателями региона. Так, Эдуард Эргартович недавно встречался с генеральным директором РУСАЛа Александром Булыгиным. Они обсудили возможные объемы высвобождающихся рабочих и меры, которые мы должны принять, чтобы обеспечить их занятость.

Одним из путей решения этой проблемы станет расширение фронта так называемых общественных работ. Такой механизм позволяет человеку получать пособие по безработице и одновременно работать по благоустройству региона. Конечно, работа эта будет не очень высоко оплачиваться, но эти средства позволят временно неработающим гражданам пережить тяжелую финансовую ситуацию. Сейчас мы активно обсуждаем этот вопрос и с крупными промышленными группами, и с муниципалитетами.

— Ожидают ли нас в ближайшем будущем новые изменения в банковской сфере Свердловской области? Будут ли продолжаться процессы слияний-поглощений?

— Слияния банков — это инициатива акционеров, которые не могут справиться с поддержанием ликвидности. Как правило, это вынужденная мера. В начале 2008 года никто и не думал о том, что сразу 3 свердловских банка сменят собственников. Но сейчас некоторые акционеры оказались неспособны профинансировать тот отток средств, который произошел из их учреждений. А портфели, к сожалению, не были готовы к такому резкому изменению.

Учитывая то, что сейчас ситуация в целом стабилизировалась, в ближайшее время каких-то серьезных изменений я не ожидаю. Хотя очень многое будет зависеть от политики Центрального банка и правительства. От тех шагов, которые они предпримут для поддержки банковской системы страны. Другим фактором может стать предполагаемый кредитный кризис, связанный с пересмотром многих кредитных портфелей. Это первоочередная задача, но я надеюсь, что мы к ней подготовимся заранее и не будем решать эти проблемы в авральном порядке, как это делал Эдуард Эргартович, вытаскивая остановившиеся региональные банки в октябре.

— Сами банкиры в качестве одной из основных причин этих событий постоянно называют информационные атаки со стороны рейдеров. Каково отношение правительства к этой версии и идет ли борьба с рейдерами, если они есть?

— Я думаю, что это деликатная форма перекладывания ответственности. Тот, кто понимает, что такое экономика, прекрасно осознает явления, которые сейчас происходят с банками. Наивно думать, что такие тектонические сдвиги в структуре мировой экономики были вызваны чьим-то желанием или информационной атакой. Это не так.

Нынешний кризис был спровоцирован событиями, происходящими на американских фондовых ранках: они предоставляли в неограниченном количестве ликвидность, постоянно строили пирамиду, надували биржевой пузырь. Мы, к сожалению, по объективным причинам не смогли вовремя произвести диверсификацию экономики. Те положительные темпы развития, которые мы имели, во многом были связаны с факторами роста сырьевых и фондовых рынков. Те вещи, которые сейчас происходят в мире, объективно заставляют многих предпринимателей пересмотреть прогнозы и свое текущее состояние. 5—7 лет можно было расти, используя определенные факторы. А сейчас их не стало.

Что касается банковского сектора, мы могли успешно расти, привлекая относительно дешевые и «короткие» средства с мировых и отечественных финансовых рынков. А размещались они в значительно более долгосрочных проектах. Мы росли за счет потребительского спроса, который кредитовали, привлекая эти ресурсы. В результате возникла диспропорция «коротких» пассивов и «длинных» активов, ставшая причиной кризиса.

Первым «звонком» стала ситуация с «Макси Групп»: компания фактически остановилась, так как не смогла перекредитовать свои долгосрочные проекты. Когда коротких денег не стало, случился дефолт. Если бы не вмешательство губернатора Росселя, то этого предприятия, наверное, сейчас бы не существовало.

Поэтому я бы не упрощал отношение к тому, что сейчас происходит. Чем меньше мы будем сейчас использовать розовые очки для оценки ситуации, тем лучше мы сможем подготовиться к негативным последствиям и с меньшими потерями пройдем кризисные явления. Надо искать вину в себе. Это очень полезно, потому что только тогда начинаешь реально исправлять ситуацию.


Другие материалы по теме: