«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Незанятость заполнят общественными работами»

25 декабря 2008 (09:38)

Как следует из доклада на этой неделе вице-премьера Александра Жукова во время рабочей встречи с премьером Владимиром Путиным и первым вице-премьером Игорем Шуваловым (главой правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики), только за первую половину этого месяца безработица в стране выросла примерно на 6 %. И к середине декабря в России официально зарегистрировано 1 миллион 395 тысяч безработных (для сравнения: в конце октября с.г. их было на 150 тысяч меньше; в конце ноября — на 91 тысячу меньше; как видим, темпы высвобождения работников нарастают).

Но это только те безработные, которые зарегистрированы в службах занятости. Федеральная служба государственной статистики, однако, ведёт и оценку общей безработицы по методике Международной организации труда (МОТ), согласно которой к безработным относятся все, кто не имеет работы, активно её ищет и с помощью бирж труда и самостоятельно, и готов приступить к работе в кратчайший срок. Попросту — это все, кто на момент статистического учёта не имеет официально оформленных трудовых отношений ни с кем. Так вот, согласно методике МОТ, уже на конец ноября в России насчитывалось более 5 миллионов безработных — на 400 тысяч больше, чем в конце октября. Темпы роста незанятости трудоспособного населения, согласитесь, впечатляют.

И хотя Министерство экономического развития прогнозирует, что этот рост не превысит планку в 5,6 миллиона человек, большинство аналитиков сходятся на цифре «потолка» в 6,5 миллиона. Радует в этих прогнозах то, что критическим для нашей страны, исходя из общей численности экономически активного населения (75 миллионов), считается наличие безработных свыше 7,5 миллиона, то есть 10-процентная незанятость.

Понимая, что довести дело до такой черты нельзя, Кабинет не только увещевает работодателей не увольнять людей «под сурдинку», но и обещает государственные субсидии предприятиям: накануне на заседании вышеупомянутой правительственной комиссии озвучено, что в списке на возможную помощь более 250 системообразующих организаций. Но немаловажным следует признать и намерение государства обеспечить высвобождаемым работникам возможность трудовой деятельности в иных сферах. Например, на так называемых общественных работах.

Как сказал на встрече с премьером Игорь Шувалов, уже внесён в Федеральное Собрание проект поправок в бюджет-2009 и в трудовое законодательство, благодаря которым предполагается выделить дополнительно примерно 44 миллиарда рублей на профессиональное обучение работников предприятий, которые находятся под риском увольнения, а также на организацию общественных работ.

К слову, часть из этих средств пойдёт также на хорошо забытые «подъёмные» для тех граждан, кто найдёт себе работу в другом регионе и задумает туда переехать. Сумма подъёмных пока уточняется, предварительно назывались 56 тысяч рублей на человека, куда войдут «суточные» на время пути (400 рублей в сутки), оплата жилья в течение первых трёх месяцев со дня приезда на новое место, ну и собственно затраты на переезд. По подсчётам специалистов профильных министерств, воспользоваться данной государственной помощью смогут более 80 тысяч человек: именно таким выглядит в первичном приближении расхождение между потребностями одних регионов в рабочей силе и избытком рабочей силы в других регионах.

Но вернёмся к общественным работам — тем более что мы уже не раз к данной теме обращались, вслед за экономистами, которые предлагали Правительству эту схему минимизации безработицы и «использования» кризисного времени для решения инфраструктурных проблем. Кабинет, судя по всему, рекомендациям внял, и сейчас готовится проект организации таких работ. Заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин на днях сообщил, что ресурсы будут сконцентрированы на трёх главных направлениях: дороги, жилищно-коммунальный сектор и жильё, благоустройство территорий.

При этом регионы в самое ближайшее время (до февраля будущего года) должны представить федеральному центру свои программы общественных работ по данным направлениям, с тем чтобы государство могло, как пояснял прессе г-н Топилин, по линии этих программ платить работнику определённую компенсацию в виде заработной платы. Называлась и сумма компенсации — 10 тысяч рублей в месяц, но понятно, она ориентировочная, коль скоро законодательство, трудовое и бюджетное, ещё в данном направлении не изменено. И, думается, Свердловской области следует поторопиться с составлением региональной программы общественных работ, если мы хотим успеть в федеральный список. Кстати, опыт подсказывает: Федерация пойдёт на утверждение региональной программы скорее при условии готовности региона к софинансированию её. Так что в приложении к заявке логично указать возможности областного бюджета.


Другие материалы по теме: