МПС и область

9 октября было заведено уголовное дело на главу МПС Николая Аксененко. Ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшее за собой причинение вреда государству в размере 70 млн рублей. В настоящее время Николай Аксененко находится в отпуске, из которого, по мнению экспертов в этой области, ему на прежнюю должность уже не суждено вернуться.

Если вопрос о главе МПС ни у кого не вызывает сомнения, став уже неактуальным, то вопрос о будущем системы МПС выходит на первое место. Дело в том, что теневая финансово-производственная система МПС, созданная Аксененко, проникла, как метастазы, во все сферы современной российской экономики. Не является исключением и Свердловская область, в частности возникает вопрос о будущем СВЖД и дальнейшей работе множества уральских предприятий, так или иначе связанных с Министерством путей сообщения. К ним можно отнести Уралвагонзавод (производство железнодорожных вагонов), Уральский завод рельсовых скреплений, НТМК (производство рельсов) и ряд других предприятий.

Финансовая система, построенная Аксененко, изначально прорабатывалась в центральных регионах страны, а затем уже была растиражирована и в других регионах. Принцип ее функционирования достаточно прост – везде где только можно – получать «ренту» и собирать ее на счета коммерческих банков. Затем собранные средства выводятся в оффшоры и на счета, открытые в банках-нерезидентах. Под рентой понимается некий дополнительный доход, который министерство получает практически от каждой своей транзакции. Например, каждое подконтрольное Министерству путей сообщения учреждение обязано делать отчисления в созданные приказом Аксененко «целевые фонды». Однако проверявшие деятельность МПС эксперты считают, что эти фонды служат единственной цели – накоплению «ренты». По данным Счетной палаты, таких фондов создано от 5 до 10. Отчисления происходят в основном от полученной прибыли.

[center]МПС и область
При этом МПС тщательно оптимизирует свою деятельность. В ход идут такие приемы, как ценовая дискриминация: например, существовала даже целая система «согласительных тарифов» с рядом крупнейших предприятий, куда входили и предприятия УГМК, «Евразхолдинга», Свердловэнерго, НТМК, алюминиевой отрасли и т.д. Согласно этой системе «по согласованию» устанавливались сниженные тарифы, естественно, за определенное вознаграждение, которое через систему банковско-вексельных транзакций опять же направлялось в «копилку» МПС. В противном случае МПС наказывало предприятия либо недопоставкой вагонов, либо повышением тарифов.

Схемы расчетов

Интересно то, что эта система была достаточно замкнутой. В качестве примера можно привести схему расчетов, которая могла быть применена в отношении Нижнетагильского металлургического комбината. Прямого отношения МПС к этому комбинату никогда не имело, хотя он производит для железнодорожников рельсы. Теоретически реализация схемы достаточно простая: МПС дает поручение соответствующему ГУП, например «Желдорторгснабу», поручение приобрести для нужд железной дороги рельсы. В свою очередь это ГУП устраивает тендер на поставку рельсов, но не среди производителей, а среди аффилированных к себе компаний-посредников. Назовем их фирмами (Ф1, Ф2, Ф3). Выиграв этот тендер, например Ф1, заключает контракт на поставку рельсов с Министерством путей сообщения, оговаривается сумма трансферта от МПС в ТрансКредитБанк, который затем направляется в УралТрансБанк для расчета за продукцию. В свою очередь Ф1 заключает посредническое соглашение с фирмой Ф2, которая также участвовала в тендере, а Ф2 – подобное соглашение с Ф3. И только сама фирма Ф3 уже заключает договор поставки рельс с НТМК. Для оптимизации налогообложения используется вексельная схема расчетов, которая позволяет избавиться от необходимости отчислять львиную долю НДС. Таким образом, между всеми тремя фирмами возникает вексельно-товарный оборот. Следует добавить, что НТМК вместо реальных денег за продукцию, на которую выставляется аккредитив, получает векселя других безнадежных контрагентов МПС. Отказаться же от векселей в этом случае НТМК не может, так как в противном случае у него просто может не оказаться вагонов для отгрузки продукции.

В результате такой схемы МПС получает рельсы по сильно завышенной цене, НТМК получает неликвидные векселя, а вся прибыль от операции направлена через банк и фирмы-посредники в общую копилку министерства. МПС очень широко применяло подобные схемы, будь то оператор связи «Транстелеком», компании-перевозчики, 17 железных дорог или какая-либо другая организация, входящая в империю МПС.

Перспективы

По сути дела, реформа всего железнодорожного хозяйства призвана разрубить этот «гордиев узел» и сделать систему МПС прозрачной для внешнего аудита. Но здесь возникает другая проблема. В соответствии с программой реструктуризации МПС, на первый взгляд происходит просто смена вывески – МПС на ОАО «Российские железные дороги». Но если принять во внимание долгосрочные планы реформирования МПС, то можно предположить, что все не так просто. На первом этапе реформирования Министерства путей сообщения все хозяйственные активы перейдут на баланс ОАО «Российские железные дороги», тем самым разграничив функции управления имущественным комплексом и законотворчества в этой отрасли. Таким образом Министерство путей сообщения будет законодательно регулировать функционирование железнодорожного транспорта, а «РЖД» будут это реализовывать. Так после разграничения функций государственного органа и хозяйствующего субъекта деятельность обеих организаций станет более эффективной. С другой стороны, второй этап реформы предполагает перевод большей части (а в перспективе и всего имущества железных дорог) в частную собственность. Если учесть, что во всех ключевых структурах МПС поставлены свои люди, то, по существу, команда Аксененко просто переведет МПС под свой полный контроль на вполне законных основаниях.

Какое влияние на Свердловскую область окажет реформирование Министерства путей сообщения? В краткосрочном периоде стоит ожидать, что положение предприятий – производителей рельсов, вагонов и иной сопутствующей МПС продукции существенно улучшится, так как теперь они будут иметь дело напрямую с заказчиком, а не с посредниками. Это означает, что предприятия будут получать реальные деньги, а не тупиковые векселя. Для всех заинтересованных лиц, возможно, будут установлены обоснованные тарифы. Бюджет получит достаточное количество денежных средств. При этом произойдет своего рода чистка экономики области, так как, по крайней мере в краткосрочном периоде, после прекращения использования подобных схем расчетов исчезнут подставные фирмы.


Другие материалы по теме: