Политэкономия «Единства» с «Отечеством»

Создание областной организации новой объединенной «партии власти» основывается не на политических раскладах и соглашениях, а на вполне прагматичной, экономической основе – кто будет содержать областную организацию.

Можно, конечно, предположить, что финансирование партии будет производиться централизованно, из Москвы. Но, по сути, это будет лишь возврат в регион выведенных из него же средств, что экономически нецелесообразно, хотя и притягательно для «ЦК» партии. Регулирование денежных потоков организаций всех субъектов федерации будет громоздким и сложным, к тому же неизбежно породит противоречия между организациями.

С этой точки зрения гораздо прагматичней отдать финансирование на откуп субъектам. В этом случае Москва будет направлять необходимый минимум для поддержания организационной структуры. Совершенно логично, что поиски средств на содержание областной организации возложат именно на Валерия Язева, назначенного уполномоченным по Свердловской области. Более того, можно предположить, что именно региональные организации будут собирать «членские взносы» на содержание всей партийной структуры в целом. Несомненно, существующие финансовые потоки останутся в прежнем состоянии, но, по мере приближения выборов всех уровней, Москва начнет интересоваться бюджетом областных отделений все настойчивей и настойчивей. И наша Свердловская область, которая является регионом-донором для бюджета страны, скорее всего, уже определена донором для жизни и развития новой старой партии власти. Задача привлечения финансовых ресурсов для существования партии – вот главная задача, которую должен будет решать уполномоченный.

Политическая, а следовательно и экономическая ситуация в области определена достаточно четко, и за последнее время мало что изменилось. Основные политические силы сосредоточены вокруг давних политических оппонентов – губернатора Эдуарда Росселя и мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Существует еще несколько финансово-промышленных групп, которые не находятся в прямой зависимости от этих сил и направляются из Москвы. Однако эти ФПГ так или иначе ориентированы на те же самые центры, и будут предпринимать любые шаги только после так называемых «консультаций», имеющих непосредственно политическую окраску. Не стоит забывать и полномочного представителя президента в УрФО, Петра Латышева, который через федеральные рычаги стремится получить общий контроль хотя бы над стратегическими отраслями экономики.

Надо полагать, что руководящие посты и должности в областной организации партии власти будут распределяться не по каким-то политическим заслугам, а по вполне определенной сумме вступительного членского взноса и гарантий финансирования партии в будущем.

Исходя из сказанного, можно сделать некоторые предварительные выводы.

Аркадий Чернецкий

В настоящее время Аркадий Чернецкий имеет под своим контролем бюджет Екатеринбурга с его вполне серьезными финансовыми потоками. Но проблем у города более чем достаточно. Во-первых, это огромные, если не катастрофические, задолженности перед энергетиками, которые, по признанию самого мэра, город не в состоянии погасить. Во-вторых, это изношенные коммуникации и связанные с ними большие расходы на содержание инфраструктуры города. И, в-третьих, существует неясность в вопросе землеотводов, которая напрямую влияет на наполнение городской казны. К этому можно добавить расходы на содержание собственного политического движения «НД-НГ», которое периодически реанимируется. Очередной реанимации можно ожидать уже в начале зимы, когда стартует новая избирательная кампания в областное Законодательное собрание.

Можно с достаточной долей уверенности предположить, что лишних средств, которые можно спокойно перенаправить на содержание партии в обмен на первую должность и места в списке, у Аркадия Михайловича не будет. При желании средства, конечно, можно будет найти, но источники их, как уже отмечалось, достаточно прозрачны. Вполне возможно, что структуры, подконтрольные тем или иным образом мэру, могут организовать массовое вступление в партию крупных и средних бизнесменов города, но дополнительные расходы так или иначе отразятся на рядовых гражданах, да и быть членом или сочувствующим сразу двум политическим движениям весьма накладно. Необходимо отметить, что при этом Аркадий Чернецкий несомненно попадет под критику и СМИ, и самих горожан.

Не исключено, что Аркадий Чернецкий может предложить в качестве взноса «нематериальный актив», а именно – саму структуру «НД-НГ». Однако это не отменит расходов на содержание «НД-НГ», и при этом мэр остается без собственного политического движения. Через некоторое время, когда нити управления этой структурой будут уже в руках Валерия Язева, договор может быть пересмотрен в одностороннем порядке и отторжение «НД-НГ» от Аркадия Чернецкого «де факто» будет закреплено «де юре».

С другой стороны, Аркадий Чернецкий не в силах остаться в стороне от процесса формирования областной организации партии власти и будет вынужден внести свою лепту, в том числе и в финансовую оставляющую этого процесса. Опять же это отразится либо на деятельности «НД-НГ», либо на сворачивании и урезании расходных частей городского бюджета и перенаправлении средств к партии через различные каналы.

Эдуард Россель

Несомненно, губернатор контролирует гораздо большие финансовые потоки и имеет большие резервы, чем мэр Екатеринбурга. При определенных обстоятельствах команда Росселя может найти средства, которые пойдут на содержание партии. При этом расходование этих средств никак не отразится на бюджете области и на социальных программах. Средства, «откачиваемые» различными ФПГ, имеющими московскую прописку, не так уж малы, и доводы губернатора в состоянии подвинуть эти самые ФПГ на частичное финансирование партии уже здесь, сокращая для ФПГ «московские» отчисления на эту самую партию.

Для Эдуарда Росселя гораздо большее значение имеет именно политическая подоплека происходящего. Губернатор понимает, что, с одной стороны, ему нужна взаимная лояльность с партией власти, с другой – без финансовой поддержки области партия будет смотреться весьма бледно по сравнению, скажем, с Тюменской областью, где Сергей Собянин, бесспорно, поможет «партийным товарищам». Рано или поздно в Москве начнут сравнивать сметы, и требования к Валерию Язеву найти общий язык с областными властями будут звучать все настойчивей и настойчивей. Эдуард Россель же всегда сможет найти возможность пообщаться с руководством партии напрямую, минуя Валерия Язева.

Единственное, что может изменить расклад, это неоднородность команды губернатора. Как известно, внутри губернаторской команды существуют внутренние противоречия. Представитель команды Росселя, попавший в руководящий состав областного отделения, получает косвенный самостоятельный выход «наверх», где по линии партийной дисциплины ему придется участвовать в приятии решений, возможно, противоречащих интересам региона. Сам Эдуард Россель же никогда не будет оказывать помощь структурам, чья деятельность даже в какой-то мере противоречит интересам Свердловской области. И представители команды Росселя в партии должны будут это учитывать и рано или поздно сделать принципиальный выбор.

Дополнительная сложность – это взаимоотношения между Валерием Язевым и командой губернатора. Никто не критиковал и, вероятно, не будет критиковать Язева так, как это делает команда губернатора. Естественно, в качестве одного из условий сотрудничества Валерий Язев потребует ослабить критику, но она будет своеобразным «дамокловым мечом», тень которого будет настигать уполномоченного постоянно.

Петр Латышев

Как полномочный представитель Президента, Петр Латышев скорее всего окажет посильную помощь в создании финансовой базы пропрезиденсткой партии. Но в логике действий, декларированных самим же Латышевым, он сильно стеснен в реальных законных инструментах прямого воздействия на денежные потоки в области. Контролируемые Латышевым финансы строго нормированы и централизованы. Наиболее реальной для полпреда является возможность рекомендовать крупным предприятиям и ФПГ федерального значения в случае возникновения у них желания поддержать партию конкретные персоналии, с которыми и следует общаться по поводу поддержки.

Но Петр Латышев, занимаясь подобной деятельностью, рискует оказаться в роли публичного политика, имеющего четкую политическую ориентацию на конкретную партию. В то же время роль полпреда – следить за соблюдением федерального законодательства, которое пока предполагает многопартийность, и любой неточный шаг вызовет массу нареканий от представителей других партий, особенно праволиберального толка. Вместе с тем коллега Петра Латышева, Сергей Кириенко, заседал в президиуме «Союза правых сил», и, можно предположить, участвовал в создании его материально-технической базы. Но Кириенко до назначения полпредом, да и в бытность премьером, не скрывал своих политических взглядов.

Уральский же полпред неоднократно заявлял о своей роли федерального чиновника, не вмешивающегося в политические процессы и находящегося над ними. Поэтому Петр Латышев будет вынужден публично дистанцироваться от партии власти, поставив ее в один ряд с любыми другими.

Если же Латышев обозначит свои более тесные отношения с партией, особенно на уровне административно-хозяйственном, то роль Язева, как политического, так и финансового уполномоченного станет чисто номинальной. Поэтому в интересах самого же Язева организовать финансирование, которое никак не зависит напрямую от действий полпреда.

На ком сэкономят?

Таким образом, по персоналиям, вошедшим в руководящие органы областной организации, можно будет сделать однозначные выводы о финансовых составляющих ее бюджета и, следовательно, определить, откуда были взяты средства. В совокупности это позволит сделать долгосрочный прогноз об истинной региональной ориентации собственно партии, а также о перспективах дальнейшего существования других политических движений в области.


Другие материалы по теме: