Производители меди напомнили о себе

Цветная металлургия Урала, представленная алюминиевыми, медными, никелевыми, цинковым заводами, а также предприятиями по производству магния, титана, сплавов цветных металлов, всегда была важнейшим элементом экономики региона, а металлургические заводы и сегодня остаются крупнейшими плательщиками в бюджеты различных уровней.

Медь по объему производства и потребления занимает третье место в мире после производства железа и алюминия. Ежегодное мировое производство меди составляет 14 млн тонн. Россия выплавляет 820 тысяч тонн. По разведанным запасам меди наша страна занимает третье место в мире после Чили и США. Доля России по производству рафинированной меди составляет 5% мирового рынка.

Предприятия цветной металлургии сумели сохранить свой потенциал в условиях рынка и одними из первых начали процесс создания вертикально-интегрированных структур, в рамках которых началась реализация крупных инвестиционных проектов. Среди них – производители меди. В России рафинированная медь выпускается на трех предприятиях, сосредоточенных на Урале и за Полярным кругом: 50-55% от общего объема выпускает «Норильский никель», 35-40% – ОАО «Уралэлектромедь», 8-10% – ОАО «Кыштымский медеплавильный завод».

Проблемы как они есть

Очевидно, что все проблемы российской экономики, накапливавшиеся десятилетиями, не могут быть решены в течение двух-трех лет. В первую очередь перед производителями меди довольно остро стоит вопрос обеспечения цветной металлургии сырьем. Утрата эффективной государственной поддержки и контроля в вопросах недропользования самым отрицательным образом сказалась на состоянии сырьевой базы.

Серьезной проблемой остается нарастание износа основных фондов. Эта тенденция ведет не только к дальнейшему росту затрат на поддержание оборудования в рабочем состоянии, но и к увеличивающемуся технологическому отставанию российской металлургии от мирового уровня, снижению ее конкурентоспособности на внешнем рынке. Вместе с этим в других странах-экспортерах металлов и металлургической продукции идет активное развитие производственной базы, при общей тенденции снижения спроса на металлы.

При всех позитивных достижениях металлургического комплекса за последние два года не удалось решить вопросы технического и технологического обновления. В цветной металлургии износ машин, оборудования и сооружений достиг более 60%, транспортных средств – более 50%, зданий – около 40%. По мнению экспертов, если в ближайшее время не провести обновление основных фондов на большинстве крупных металлургических предприятий, то через три-четыре года эти предприятия придется строить практически с пустого места. Еще одна наболевшая проблема – привлечение инвестиций. В ближайшее время предприятия цветной металлургии вынуждены будут ускорить модернизацию своих основных фондов. Мировая практика показывает, что в модернизацию и развитие производства вкладываются инвестиции на уровне 6-11% выручки от продаж. Российские предприятия в последние годы вкладывали в модернизацию и развитие производства средства, равные всего лишь 1-2% сумм, полученных от продаж. Эти вложения делались из собственных ресурсов, кредиты практически не использовались. Таким образом, объем инвестиций в собственное производство в 5-10 раз ниже необходимого уровня.

Весьма актуальна проблема роста доли продукции и услуг так называемых естественных монополий в структуре производственных затрат. Доля энергоресурсов в себестоимости некоторых видов продукции составляет более 30%. Поэтому обеспечение надежного, стабильного, бесперебойного энергоснабжения по экономически обоснованным тарифам, по долговременным контрактам с энергосистемой – это главная задача для энергоемкой отрасли. Ряд металлургических предприятий уже рассматривают возможность создания собственных энергогенерирующих мощностей для обеспечения своего производства энергией. Кроме того, возникают проблемы и с другой естественной монополией – железной дорогой, находящейся в ведении МПС. По железной дороге перевозится практически вся продукция и сырье для металлургической отрасли. Повышение тарифов на железнодорожные перевозки в значительной степени осложнило положение металлургических предприятий.

Требует серьезного внимания экологическая проблема. Цветная металлургия оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В значительной мере это вызвано эксплуатацией физически и морально изношенного оборудования, применением отсталой технологии производства, недостаточным контролем над соблюдением установленных нормативов, требований и правил. 10% используемых технологий соответствуют мировому уровню, а 35% настолько устарели, что их модернизация уже неэффективна.

Решение данных проблем, связанное с крупными инвестициями, обострило падение цен на медь в мире. Цена 1 тонны меди на Лондонской бирже металлов на 1 января 2001 года составляла $1784 США, на 1 сентября 2001 года – $1475 (снижение на 17,3%), на 1 ноября 2001 года – $1352 (снижение -— 24,2%).

Прибыль акционерного общества «Уралэлектромедь» за 8 месяцев 2001 года по отношению к аналогичному периоду 2000 года уменьшилась на 21,7% , ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» – на 10,2%, ОАО «Святогор» – на 53,6%, ОАО «Сафьяновская медь» – на 64,8% . Вопрос о прибыли стал даже предметом обсуждения на заседании правительства Свердловской области.

Снижение прибыли в 2001 году связано не только с изменением цен на медь на мировом рынке, но и недостаточностью инвестиций, направляемых предприятиями медного комплекса Свердловской области на техническое перевооружение с целью получения конкурентоспособной продукции высокой степени готовности и уменьшения затрат на ее производство.

К примеру, в 2000 году объем инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий Свердловской области, входящих в состав ОАО «УГМК», составил. 931,7 млн. За 9 месяцев 2001 года объем инвестиций по ОАО «УГМК» составил всего около 550 млн рублей.

Попытка обновления

Итак, падение цен на медь поставило перед производителями сложную задачу. Куда направить инвестиционные потоки для того, чтобы все-таки продолжить решение существующих проблем?

Были определены стратегические направления – развитие сырьевой базы, комплексная переработка сырья и модернизация металлургического передела. Наиболее острой для предприятий медного комплекса является проблема обеспечения сырьем, поэтому определенные усилия направлены на поиск, освоение и эффективную эксплуатацию месторождений меди, имеющихся на Урале и в других регионах России. В частности, на Гайском ГОКе, являющемся основной рудной базой компании УГМК, на ближайшие годы планируется повысить годовую добычу до 80 тыс. тонн меди в концентрате.

Еще не завершена реконструкция обогатительной фабрики (объем переработки руды около 5 млн тонн в год). В 2000 году был введен в действие карьер на месторождении Летнее (общие запасы по меди 230-240 тыс. тонн), в этом году возможно освоение месторождения Осеннее (общие запасы по меди 350 тыс. тонн).

Перспективными являются месторождения на севере – Шемур, Ново-Шемур и Тарньер (находятся недалеко от Ивделя). Начато строительство Режевской обогатительной фабрики недалеко от Сафьяновского месторождения (объем переработки руды около 1 млн тонн в год), пуск которой намечен на конец 2002 года, что позволит исключить дорогостоящие перевозки.

Появился проект освоения одного из крупнейших в мире Удоканского медного (запасы по меди 20 млн тонн) и Чинейского медно-сульфидного месторождений (запасы по меди 8 млн тонн), находящихся в Читинской области. Комплексное использование сырья предполагает переработку медно-цинковых руд. Уже в этом году планируется получить из труднообогатимой медно-цинковой руды Сафьяновского месторождения более 8 тыс. тонн цинка в цинковом концентрате на АО «Святогор».

Модернизация металлургического передела предполагает продолжение работ на СУМЗе процессу «печь в жидкой ванне», создание плавильно-энергетического комплекса. Еще одним проектом является строительство цеха по производству пятиокиси ванадия и феррованадия из ванадийсодержащих шлаков НТМК в АО «Святогор».

Очередным этапом в освоении передовых технологий станет строительство в АО «Уралэлектромедь» нового цеха электролиза меди. В более отдаленной перспективе – создание на СУМЗе технологии по переработке сырья с высоким содержанием цинка и получением наряду с черновой медью богатых цинком (до 70%) концентратов; строительство в АО «Уралэлектромедь» гидроэлектрометаллургического цеха и организация переработки шлаковозгонов с получением 25 тыс. тонн электролитического цинка с перспективой расширения мощности до 55 тыс. тонн; дальнейшая реконструкция металлургического производства на «Святогоре» и СУМЗе, где планируется заменить отражательные печи агрегатами совмещенной плавки с получением высокожелезистых шлаков, которые, в свою очередь, будут перерабатываться в медный и железный концентрат.

Выводы

В случае полной реализации программ перспективного развития в обозримом будущем они позволят ежегодно производить: 350 тыс. тонн рафинированной меди, 65-70 тыс. тонн цинка, 10 тыс. тонн свинца, 30 тыс. тонн алюминия. Но это все произойдет при условии ускоренного обновления технологии и технического переоснащения отрасли, радикального повышения конкурентоспособности продукции, в том числе и на мировом рынке.

Кроме того, металлурги неоднократно заявляли о том, что если на федеральном уровне улучшится инвестиционный климат, будет снижена налоговая нагрузка на горнодобывающие предприятия, усилится государственный контроль и регулирование естественных монополий в интересах российских производителей, то результаты работы заводов и комбинатов будут эффективнее. Падение цен на медь стало хорошим поводом для того, чтобы напомнить о себе с целью извлечения выгод даже из негативной конъюнктуры рынка. В частности, ряд предпринимателей предложили не только ввести гибкие таможенные пошлины на экспорт меди, как это практикуется в нефтяной отрасли, но и дать возможность металлургам распоряжаться средствами, отчисляемыми на экологию. Однако в условиях падения цен на нефть и возможного пересмотра проекта федерального бюджета на 2002 год «медникам» вряд ли стоит рассчитывать на значительный успех в лоббировании своих интересов – ведь расходы на экологию не должны зависеть от состояния сбыта. Хотя локальные победы возможны, в частности, во взаимоотношениях в естественными монополистами.


Другие материалы по теме: