«КоммерсантЪ»: Уцененные металлы

3 декабря 2001 (13:40)

Российская цветная металлургия давно не переживала такого кризиса. Падение мировых цен на цветмет поставило самую прибыльную отрасль российской промышленности на грань рентабельности. В российской алюминиевой промышленности случилось то, чего не происходило уже несколько лет – массовые увольнения сотрудников. Впрочем, все эти явления временные – аналитики рынка и сами производители алюминия ждут роста цен на цветные металлы уже в четвертом квартале этого года. Цена на алюминий за последние десять лет однажды уже падала ниже нынешнего биржевого курса. В середине 90-х, после начала масштабного экспорта алюминия из России, этот металл подешевел на Лондонской бирже металлов до $1.000 за тонну (сейчас он стоит примерно $1.280 за тонну). Однако тогда для российской промышленности это не имело особого значения – даже такая низкая по современным меркам цена металла с лихвой окупала все затраты на его производство и транспортировку. С тех пор себестоимость российского алюминия значительно выросла. Увеличились тарифы за электроэнергию и перевозку железнодорожным транспортом, выросли зарплаты сотрудников, наконец, российская алюминиевая отрасль консолидировалась и, как следствие, стала больше инвестировать в производственные проекты – а это тоже часть себестоимости первичного алюминия. По словам представителей «Русского алюминия», сейчас себестоимость производства одной тонны алюминия на большинстве российских заводов равна $1.000. Этот факт стал причиной увольнений в октябре 25% сотрудников центрального аппарата «Русала». Сразу после этого компания проанонсировала сокращение рабочих мест на заводах и уменьшение зарплат оставшимся сотрудникам. Компания вообще провозгласила курс на экономию средств и в качестве одной из первых мер переключила сотовые телефоны некоторых менеджеров компании на более дешевые тарифные планы. Впрочем, другие производители российского цветмета оказались едва ли не в худшей ситуации. Решением директората АО «Уфалейникель» (Челябинская область), небольшого по российским меркам производителя никеля, завод был остановлен до лучших времен, а его сотрудники отправлены в отпуска. Им оставалось утешать себя лишь тем, что так же страдают рабочие и на зарубежных заводах по производству цветных металлов. Сейчас всех участников рынка металлов интересует только одно – что будет дальше с ценами: нижний предел уже достигнут или отрасль ждут еще более тяжелые времена? Казалось бы, ничто не говорит в пользу благоприятного прогноза. Цену на алюминий определяют запросы потребителей, а главные потребители этого металла – авиа- и автозаводы, строители и пищевики – прямо скажем, не процветают. На авиастроителей надежды мало. После 11 сентября люди стали бояться летать самолетами. Представители British Airways, например, уже заявили, что в ближайшие годы в Европе останется только четыре авиакомпании: остальные или разорятся, или сольются с крупными перевозчиками. С автомобилями ситуация не намного лучше – по данным специалистов АвтоВАЗа, в этом году уже выпущено на 5 млн. автомобилей меньше, чем за аналогичный период прошлого года (всего в мире выпускается ежегодно около 40 млн. легковых автомобилей). На строительном рынке бума тоже не наблюдается. Однако эксперты уверены, что эти факторы не окажут решающего влияния на рынок. Согласно опросам аналитиков рынка, приводимого PricewaterhouseCoopers, в четвертом квартале 2001 года прогнозируется рост цен на алюминий на 7%, примерно на столько же должны вырасти цены на медь и кобальт, на 9-11% могут подняться цены ни никель и палладий. Что может спровоцировать такой рост? В агентстве BB & T Capital Market, эксперты которого специально отслеживают конъюнктуру цен на цветные металлы, считают, что такой прогноз оправдан, поскольку на рынке неизбежен рост спроса на цветные металлы. Потребность в том же алюминии вырастет в следующем году на 1,9%. Дело в том, что сейчас рынок находится в застое, однако серьезных поводов для того, чтобы такое положение сохранялось в долгосрочной перспективе, нет. Поэтому, считают аналитики BB & T Capital Market, через несколько месяцев рынок должен восстановиться да еще и отыграть так называемый отложенный спрос. С этой точкой зрения согласны и производители металла. Первый вице-президент «СУАЛ-Холдинга» Владимир Скорняков заявил в интервью «Прайм-ТАСС», что его компания ожидает в следующем году увеличения мирового рынка алюминия на 3 – 4%, а внутреннего – на 10%. А вот в «Русале» не спешат делать оптимистические прогнозы. И, видимо, не случайно – на следующий день после того, как второй в мире производитель первичного алюминия заявил о сокращениях в компании, цены на алюминий немного, но все же поднялись вверх.


Другие материалы по теме: