Судебная реформа

Одной из наиболее острых тем в последнее время становится реформа судебной системы России. Этот материал – попытка рассмотреть, какие изменения принесет судебная реформа.

Судебная реформа в России началась еще в 1989 г. – был принят Закон «О статусе судей в СССР». Уже тогда было понятно, что судьи защищают права граждан и поэтому должны обладать независимостью и неприкосновенностью. Через три года был принят второй фундаментальный Закон – «О статусе судей в РФ», заложивший принцип несменяемости судей и установивший достаточно сложный порядок привлечения их к уголовной ответственности. В том же году несменяемость судей закрепила Конституция, а в 1996 г. – и Федеральный конституционный Закон «О судебной системе в РФ».

25 мая этого года Президентом в порядке законодательной инициативы был внесен в Госдуму пакет документов, касающихся реформирования судебной системы России. Группа по подготовке данных законопроектов работала с конца ноября прошлого года под руководством заместителя главы администрации Президента Дмитрия Козака. Так что же все-таки готовит судебная реформа?

Грядущие изменения

В пакет документов по судебной реформе, подготовленных группой Дмитрия Козака, в частности, вошли законопроекты:

– проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»,

– проект Федерального конституционного закона «О внесении дополнения и изменений в статьи 13 и 14 Федерального конституционного Закона «О судебной системе Российской Федерации»,

– проект Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

– проект Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Поправки к законам и законы, прежде всего, затрагивают интересы судей. Во-первых, для районных судей предполагается ввести возрастной ценз 65 лет, а для областных – 70 лет. Председатели же судов вне зависимости от возраста смогут находиться на своих постах не более 10 лет. Кроме того, вводится предварительное медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи для выяснения наличия заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи. Во-вторых, упрощается процедура привлечения судей к уголовной ответственности. Теперь этот вопрос будут решать квалификационные коллегии, в которые включат представителей общественности – ученых и правоведов. Также предусматривается возможность привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также за совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти. Взамен судьям обещают значительно повысить зарплату (предусматривается повышение заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17 августа 1998 г. Для этого средняя заработная плата судей увеличится в 1,6 раза в 2002 г., а к 2006 г. будет равна 28 500 рублей в месяц (в ценах 2001 г.). Кроме того, правительство планирует увеличить скорость рассмотрения исков в судах за счет увеличения численности судей в 2 раза. В соответствии с реформой улучшатся условия труда судей и условия их проживания. В программе Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. «Развитие судебной системы России» на 2002- – 2006 гг. предлагается существенно улучшить состояние зданий, занимаемых федеральными судами. В 2000 г. на строительство и реконструкцию зданий судов было выделено 93,784 млн руб. (7 % от потребности), на строительство и приобретение жилья для судей – 37 млн руб. (5,1 % от потребности). В соответствии с Программой планируется обеспечить полное финансирование завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов, существенно увеличить расходы на текущий ремонт. Особое внимание будет обращено на обеспечение органов федерального правосудия соответствующими рабочими площадями. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий будут исходить из минимальной потребности 150 кв. м на одного судью в судах районного звена и 160 кв. м на одного судью в судах областного звена (с учетом введения судов присяжных). По состоянию на 1 января 2001 г. 729 судей не обеспечены жильем, 2421 судья нуждаются в улучшении жилищных условий. Для обеспечения строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов предлагается перейти на систему предоставления за счет средств федерального бюджета федеральным судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья. Также планируется к 2006 г. значительно улучшить информатизацию судебной системы, поскольку отсутствие необходимого целевого финансирования информатизации судебной системы не позволяет использовать современные информационные технологии, применяемые в судопроизводстве. Имеющиеся в судах разрозненные и устаревшие средства вычислительной техники не дают возможности организовать оперативный обмен информацией. Судьи и работники аппаратов судов не имеют оперативного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике. Правительство понимает необходимость создания в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами. Информатизация судебной системы позволит обеспечить: оперативную информационно-правовую поддержку правоприменительной деятельности судов; открытость работы всей судебной системы; повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел; сокращение сроков рассмотрения дел; формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации; доступность для судей и работников аппаратов судов всего объема информации о законодательстве РФ и судебной практике; полноту и достоверность информации о деятельности судов; повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики; повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов; информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности. Также в этой программе явно обозначено стремление правительства РФ повысить степень квалификации судей, поскольку важными факторами, существенно влияющими на уровень осуществления правосудия, являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов.

Сложившаяся система обучения кадров позволила в 2000 г. осуществить переподготовку и повышение квалификации около 1500 судей и работников аппаратов судов. Центральными звеньями этой системы являются Российская академия правосудия и Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Исходя из установленных нормативов в 2002 г. планируется повысить квалификацию 1136 судей, в 2003 г. – 1508, в 2004 г. – 1923, в 2005 г. – 2338, в 2006 г. – 2820 судей. Каждый судья один раз в три года должен в течение месяца пройти повышение квалификации с отрывом от производства. Кроме того, из числа юристов, претендующих на звание судьи, не менее 1000 человек должны пройти предварительное обучение в течение 3-4 месяцев перед назначением на должность. Кроме того, каждый из судей получит помощника, на которого сможет возложить часть своих обязанностей. Например, вынесение определений о принятии дела к производству.

Законопроектом «О внесении дополнения и изменений в статьи 13 и 14 Федерального конституционного Закона «О судебной системе Российской Федерации» предусматривается, что назначение судей всех федеральных судов, кроме судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, впервые производится сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Конституционных судей (проект Федерального конституционного Закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации») предполагается уравнять в правах с федеральными, то есть с судьями обычных судов. Для них также будет введен возрастной ценз. Впрочем, некоторые различия между ними останутся. Вводится система административных судов, которые будут рассматривать законность актов органов власти. В каждом субъекте Федерации предполагается создание суда присяжных для рассмотрения наиболее сложных дел.

Также реформы затронут адвокатов. Основными аспектами, отраженными в проекте Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», являются: нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры; гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности; расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством Российской Федерации; регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката; признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро); расширение возможностей граждан РФ получать бесплатную юридическую помощь; определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

Однако теперь адвокаты не смогут отказаться от дел «по назначению» (следствие и суд могут назначить их защитниками малоимущих граждан). Кроме того, за нарушение Закона «Об адвокатуре» их будут лишать лицензии Минюста РФ, а ее получение станет обязательным для всех юристов, которые захотят стать адвокатами. Действующие адвокаты получат лицензию автоматически.

Мнение экспертов

В Арбитражном суде Свердловской области считают, что законопроекты судебной реформы, несомненно, будут содействовать улучшению положения судей. Одним из важных моментов повышения квалификации судейского состава является введение с 2002 г. трехгодичного испытательного срока при назначении судьей арбитражного суда. Также безусловно положительным является повышение заработной платы судьям, поскольку это обеспечит снижение коррумпированности судебного аппарата. Кроме того, важным является и повышение информатизации судов. Как заявили в Арбитражном суде Свердловской области, «Реформа несет много нового и хорошего, но выполнит ли правительство свои обещания, пока непонятно».

Ряд экспертов считает, что многое в судебной реформе является положительным. По их словам, наиболее значимым для граждан России является тот факт, что теперь адвокаты не смогут отказаться от дел «по назначению», что обеспечит квалифицированную защиту малоимущих граждан. Немаловажно, что Правительство РФ, проводя реформу, старается урегулировать сферу деятельности судей и все, что относится к судебной системе. Проведение судебной реформы, если все будет происходить так, как намечается, принесет судебной системе России только хорошее и сильно улучшит качество работы системы правосудия.

Вывод

Судебная реформа призвана привести в порядок все стороны судейской жизни, которые требуют реформирования. Отраден тот факт, за деятельностью судей будет организован более строгий контроль. Также важно повышение квалификации судей, ужесточение профессионального отбора на должность судьи. Введение суда присяжных ставит правосудие России на одну ступень с системами правосудия ведущих государств мира, однако пока непонятно, как отнесутся граждане России к случайному отбору кандидатов в присяжные, поскольку участие в процессах в качестве присяжного заседателя в течение 10 календарных дней в году – гражданская обязанность. Все это призвано обеспечить в России повышение качества правосудия. Хочется верить, что все положения судебной реформы будут применены и не останутся только на словах.


Другие материалы по теме: