Статус градообразующего предприятия: стороны медали
Вступившие в силу изменения налогового законодательства заставили руководство предприятий обратиться к правительству Свердловской области с просьбой оказать содействие в получении статуса градообразующих. Однако этот статус несет в себе не только положительный экономический заряд.
С 1 января 2002 г. отменена действовавшая ранее льгота по налогу на прибыль для тех акционерных обществ, на балансе которых содержатся объекты социальной сферы – дома культуры, школы, стадионы, санатории и тому подобные учреждения. Подведя итоги года, два уральских металлургических завода вышли на переговоры с областным правительством. Итогом переговоров может стать смена статуса этих предприятий. Однако такие перемены могут оказаться экономически и политически небезопасными как для муниципалитетов, где расположены эти предприятия, так и для Свердловской области в целом.
Первоуральск
Первоуральский новотрубный завод в 2001 г. на 1,6% перевыполнил годовой план производства и на 2,2% превысил показатели 2000 г. Инвестиционные затраты (как от прибыли, так и по амортизации составили 102 млн руб. – почти в два раза больше, чем год назад. На капитальный ремонт зданий и сооружений ПНТЗ в 2001 г. потратил 250 млн руб. (для сравнения, в 2000 г. – 136 млн руб.). Кроме того, подводя итоги минувшего года, завод упоминает о шести крупных реализованных проектах – создании участка по покрытию труб, установке пилы для отрезки переднего конца труб, установке второй линии чистовой перемотки труб, усовершенствовании камерной печи, установке утилизации тепла и разработке 10 новых технологий. Около 110 млн руб. завод направил на содержание объектов соцкультбыта, организацию отдыха и обучения работников, а также на благотворительность. На 45% повышена зарплата сотрудников предприятия.
Несмотря на неблагоприятный конъюнктурный прогноз и постоянное повышение тарифов на услуги естественных монополий, руководство ПНТЗ намерено в 2002 г. увеличить объемы физического производства на 3,6%, дважды повысить зарплату рабочих, сохранить на балансе все объекты соцкультбыта и профинансировать другие социальные мероприятия. В результате расходы на социальную сферу предприятия составят 137 млн руб., из них 87,5 млн руб. – из прибыли.
В связи с тем, что в 2002 г. утратило силу положение о льготах, предоставляемых предприятиям, на балансе которых находятся объекты социальной сферы, все социальные расходы ПНТЗ должен будет оплатить из собственной прибыли. Вероятность такого поворота событий заставила руководство завода обратиться к правительству Свердловской области с просьбой присвоить предприятию статус градообразующего – или передать все «гражданские» объекты муниципальному образованию город Первоуральск. Причем последний вариант представляется промышленникам провальным – по их мнению, бюджет города не в состоянии выдержать такую нагрузку. Таким образом, без получения дополнительного финансирования из бюджета области все объекты будут обречены на закрытие.
Похоже, ПНТЗ более симпатичен вариант получения статуса градообразующего. В соответствии с действующим налоговым законодательством предприятия, имеющие такой статус, имеют право относить затраты на содержание объектов соцкультбыта на себестоимость. В то же время определение понятия градообразующего отсутствует в налоговом законодательстве. В связи с этим руководство предприятия предлагает правительству обратиться с законодательной инициативой о статусе градообразующих предприятий в Областную Думу или принять соответствующее постановление самостоятельно.
Ревда
С очень похожей просьбой обращается к правительству Свердловской области ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» (Ревда). В 2001 г. это предприятие на 2% по сравнению с 2000 г. увеличило выпуск черновой меди, более чем в два раза превысило прошлогодние объемы выпуска фосфорных удобрений, однако сократило производство серной кислоты, триполифосфата натрия и бутилового ксантогената калия. Судя по отчетам, СУМЗ активно внедряет новую технику на обогатительной фабрике, в химико-металлургическом комплексе и в суперфосфатном цехе. В то же время, ссылаясь на отсутствие средств ввиду значительного сокращения прибыли, завод сократил затраты на капитальные вложения. Аргументы предприятия – повышение стоимости топлива и электроэнергии и снижение цены на медь.
Между тем социальная атмосфера предприятия, согласно отчету, улучшается. В 2001 г. в среднем на 19,5% повышена зарплата работников. Кроме того, СУМЗ частично профинансировал строительство 70-квартирного жилого дома, частично оплатил и предоставил кредиты на приобретение жилья очередниками, оплатил 35% стоимости содержания детей в дошкольных учреждениях и принял участие в других социальных программах – всего на 64 млн руб. Более 3 млн руб. предприятие направило на благотворительность. В планах СУМЗа на 2002 г. – внедрение новой техники, автоматизации и механизации технологических процессов, направленное на увеличение объемов производства, повышение качества продукции, рост ее конкурентоспособности. Отдельной строкой в задачах-2002 значится уменьшение вредного воздействия производства на окружающую среду. Интересно, что для выполнения природоохранных мероприятий руководство СУМЗа просит областное правительство рассмотреть возможность установления предприятию льготы по платежам за природопользование на 2002 г. в сумме 21 млн руб. Поводом для просьбы стала отмена льготы по плате за нормативные выбросы и сбросы вредных веществ, разрешающей использовать 75% платежей в экологические фонды на выполнение природоохранных мероприятий. Эта льгота давала заводу как раз 21 млн руб. в год.
Варианты
Итак, два предприятия, расположенных в соседних городах Свердловской области, настаивают на присвоении себе статуса градообразующих. На сегодняшний день в области градообразующими официально считаются лишь 23 предприятия, еще 25 приравнены к ним по числу работающих и по ряду других признаков. Напомним, критерии признания предприятия градообразующим установлены законом о банкротстве. В нем указывается, что к таковым относятся те заводы и фабрики, численность работающих на которых и членов их семей составляет не меньше половины населения соответствующего города или поселка. Кроме того, если речь идет о банкротстве, градообразующими считаются и те предприятия, численность персонала которых превышает 5 000 человек. Население Первоуральска – порядка 172 тысяч человек, Ревды – 66 тысяч. Половину трудоспособного населения этих городов ни ПНТЗ, ни СУМЗ принять не смогут. Соответственно, шансы этих предприятий на получение статуса по количественному признаку крайне малы. Даже для того, чтобы номинально приравнять заводы к градообразующим, у них не хватает рабочих – менее 5 тысяч человек заняты как на первоуральском заводе, так и на ревдинском. Зная это, руководители предприятий, тем не менее, настаивают на необходимости правительственного решения о присвоении такого, казалось бы, бесполезного с налоговой точки зрения статуса. Зачем?
Первый вариант – более серьезный диалог с властью. По примеру других крупных уральских и российских промышленных предприятий, давно и успешно работающих с муниципальными образованиями и областными властями, заводы могут добиться серьезных экономических (налоговых) поблажек от местных и региональных властей. Так, например, случилось в Тольятти, где городская дума признала градообразующий статус АвтоВАЗа, что позволило заводу сохранить 23% прибыли, из которой финансируется работа соцкультбыта. По примерным расчетам, трубники и металлурги намерены вложить в свою «социалку» едва ли не больше, чем собирается отчислить из их доходов федерация. Поэтому, если судить только по нынешней ситуации, правительство просто обязано пойти навстречу предприятиям.
Однако у этой медали есть и другая сторона. Исторически сложилось так, что градообразующие предприятия, наполняющие львиную долю местного бюджета, имеют возможность негласно влиять на местную власть и в ряде случаев, если не удается прийти к соглашению, ввести в состав муниципального руководства человека, лояльного к руководству предприятия. Так, например, в Тавде Александр Соловьев учитывает в работе интересы Тавдинского гидролизного и Тавдинского механического заводов, в Верхней Пышме – Владимир Лешков активно сотрудничает с УГМК. Интересно заметить, что указанные главы муниципалитетов пришли к власти относительно недавно, и все – при серьезной финансовой и идеологической поддержке местных градообразующих предприятий. Это означает, что аналогичным образом промышленники могут и уже вводят своих союзников в органы исполнительной, законодательной, региональной и федеральной власти. В этом плане генеральному директору СУМЗа Андрею Козицыну, чьи политические интересы известны, может очень пригодиться потенциал Ревды, как и других городов, где расположены предприятия УГМК. Впрочем, даже если с губернаторством в очередной раз ничего не получится, статус градообразующего предприятия для СУМЗа может решить ряд проблем завода как с налогообложением, так и с природоохранной деятельностью.
И еще одна возможность использования статуса градообразующего предприятия. Практика производства на Урале показывает, что одной из излюбленных забав промышленников нередко является увод налогов из бюджетов посредством сокрытия доходов заводов и последующим банкротством. В этом случае статус градообразующего предприятия оказывается несостоятельному акционерному обществу как нельзя кстати. Преимущества по сравнению с «просто предприятием» очевидны.
Во-первых, срок внешнего управления на градообразующем предприятии по ходатайству органа местного самоуправления, федерального или местного органа исполнительной власти может быть продлен до 10 лет. Данное обстоятельство позволяет градообразующему предприятию «заморозить» и не выплачивать кредиторскую задолженность, существовавшую на момент введения процедуры внешнего управления (так называемую мораторскую задолженность), в течение всего срока внешнего управления, то есть, до 10 лет.
В этом плане интересна фискальная история ПНТЗ. За последние два года на завод было наложено 11 санкций - пенсионным фондом, местной налоговой инспекцией и фондом социального страхования. Претензии пенсионного фонда - несвоевременное перечисление страховых взносов, налоговой инспекции - занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, неначисление налога на приобретение автотранспортных средств, пени по налогу на прибыль, налогу за пользование водными объектами и недоимка за несвоевременную уплату налога на содержание жилфонда и объектов соцкультбыта – 3 884 000 руб. Фонд социального страхования наложил взыскание за несвоевременное перечисление страховых взносов. Вместе с тем такое положение вещей является не целенаправленной политикой предприятия, а следствием перераспределения средств завода во время работы в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка.
Возможности
О том, как настроен областной кабинет министров по отношению к предприятиям, склонным использовать по максимуму систему льготного налогообложения, сказано немало. И губернатор, и председатель правительства неоднократно выступали с заявлениями о том, что льготники должны быть проверены самым тщательным образом. К тому же бюджет области на наступивший год не оставляет надежд на поблажки от правительства - необходимо обойтись без дефицита и профинансировать все, что предусмотрено. Исходя из этого возможность содействия областных властей в процессе получения ПНТЗ и СУМЗом статуса градообразующих предприятий представляется трудно осуществимой, но теоретически возможной. С другой стороны, у заводов существует еще шанс найти общий язык с муниципальными органами власти - городскими думами.
С 1 января 2002 г. отменена действовавшая ранее льгота по налогу на прибыль для тех акционерных обществ, на балансе которых содержатся объекты социальной сферы – дома культуры, школы, стадионы, санатории и тому подобные учреждения. Подведя итоги года, два уральских металлургических завода вышли на переговоры с областным правительством. Итогом переговоров может стать смена статуса этих предприятий. Однако такие перемены могут оказаться экономически и политически небезопасными как для муниципалитетов, где расположены эти предприятия, так и для Свердловской области в целом.
Первоуральск
Первоуральский новотрубный завод в 2001 г. на 1,6% перевыполнил годовой план производства и на 2,2% превысил показатели 2000 г. Инвестиционные затраты (как от прибыли, так и по амортизации составили 102 млн руб. – почти в два раза больше, чем год назад. На капитальный ремонт зданий и сооружений ПНТЗ в 2001 г. потратил 250 млн руб. (для сравнения, в 2000 г. – 136 млн руб.). Кроме того, подводя итоги минувшего года, завод упоминает о шести крупных реализованных проектах – создании участка по покрытию труб, установке пилы для отрезки переднего конца труб, установке второй линии чистовой перемотки труб, усовершенствовании камерной печи, установке утилизации тепла и разработке 10 новых технологий. Около 110 млн руб. завод направил на содержание объектов соцкультбыта, организацию отдыха и обучения работников, а также на благотворительность. На 45% повышена зарплата сотрудников предприятия.
Несмотря на неблагоприятный конъюнктурный прогноз и постоянное повышение тарифов на услуги естественных монополий, руководство ПНТЗ намерено в 2002 г. увеличить объемы физического производства на 3,6%, дважды повысить зарплату рабочих, сохранить на балансе все объекты соцкультбыта и профинансировать другие социальные мероприятия. В результате расходы на социальную сферу предприятия составят 137 млн руб., из них 87,5 млн руб. – из прибыли.
В связи с тем, что в 2002 г. утратило силу положение о льготах, предоставляемых предприятиям, на балансе которых находятся объекты социальной сферы, все социальные расходы ПНТЗ должен будет оплатить из собственной прибыли. Вероятность такого поворота событий заставила руководство завода обратиться к правительству Свердловской области с просьбой присвоить предприятию статус градообразующего – или передать все «гражданские» объекты муниципальному образованию город Первоуральск. Причем последний вариант представляется промышленникам провальным – по их мнению, бюджет города не в состоянии выдержать такую нагрузку. Таким образом, без получения дополнительного финансирования из бюджета области все объекты будут обречены на закрытие.
Похоже, ПНТЗ более симпатичен вариант получения статуса градообразующего. В соответствии с действующим налоговым законодательством предприятия, имеющие такой статус, имеют право относить затраты на содержание объектов соцкультбыта на себестоимость. В то же время определение понятия градообразующего отсутствует в налоговом законодательстве. В связи с этим руководство предприятия предлагает правительству обратиться с законодательной инициативой о статусе градообразующих предприятий в Областную Думу или принять соответствующее постановление самостоятельно.
Ревда
С очень похожей просьбой обращается к правительству Свердловской области ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» (Ревда). В 2001 г. это предприятие на 2% по сравнению с 2000 г. увеличило выпуск черновой меди, более чем в два раза превысило прошлогодние объемы выпуска фосфорных удобрений, однако сократило производство серной кислоты, триполифосфата натрия и бутилового ксантогената калия. Судя по отчетам, СУМЗ активно внедряет новую технику на обогатительной фабрике, в химико-металлургическом комплексе и в суперфосфатном цехе. В то же время, ссылаясь на отсутствие средств ввиду значительного сокращения прибыли, завод сократил затраты на капитальные вложения. Аргументы предприятия – повышение стоимости топлива и электроэнергии и снижение цены на медь.
Между тем социальная атмосфера предприятия, согласно отчету, улучшается. В 2001 г. в среднем на 19,5% повышена зарплата работников. Кроме того, СУМЗ частично профинансировал строительство 70-квартирного жилого дома, частично оплатил и предоставил кредиты на приобретение жилья очередниками, оплатил 35% стоимости содержания детей в дошкольных учреждениях и принял участие в других социальных программах – всего на 64 млн руб. Более 3 млн руб. предприятие направило на благотворительность. В планах СУМЗа на 2002 г. – внедрение новой техники, автоматизации и механизации технологических процессов, направленное на увеличение объемов производства, повышение качества продукции, рост ее конкурентоспособности. Отдельной строкой в задачах-2002 значится уменьшение вредного воздействия производства на окружающую среду. Интересно, что для выполнения природоохранных мероприятий руководство СУМЗа просит областное правительство рассмотреть возможность установления предприятию льготы по платежам за природопользование на 2002 г. в сумме 21 млн руб. Поводом для просьбы стала отмена льготы по плате за нормативные выбросы и сбросы вредных веществ, разрешающей использовать 75% платежей в экологические фонды на выполнение природоохранных мероприятий. Эта льгота давала заводу как раз 21 млн руб. в год.
Варианты
Итак, два предприятия, расположенных в соседних городах Свердловской области, настаивают на присвоении себе статуса градообразующих. На сегодняшний день в области градообразующими официально считаются лишь 23 предприятия, еще 25 приравнены к ним по числу работающих и по ряду других признаков. Напомним, критерии признания предприятия градообразующим установлены законом о банкротстве. В нем указывается, что к таковым относятся те заводы и фабрики, численность работающих на которых и членов их семей составляет не меньше половины населения соответствующего города или поселка. Кроме того, если речь идет о банкротстве, градообразующими считаются и те предприятия, численность персонала которых превышает 5 000 человек. Население Первоуральска – порядка 172 тысяч человек, Ревды – 66 тысяч. Половину трудоспособного населения этих городов ни ПНТЗ, ни СУМЗ принять не смогут. Соответственно, шансы этих предприятий на получение статуса по количественному признаку крайне малы. Даже для того, чтобы номинально приравнять заводы к градообразующим, у них не хватает рабочих – менее 5 тысяч человек заняты как на первоуральском заводе, так и на ревдинском. Зная это, руководители предприятий, тем не менее, настаивают на необходимости правительственного решения о присвоении такого, казалось бы, бесполезного с налоговой точки зрения статуса. Зачем?
Первый вариант – более серьезный диалог с властью. По примеру других крупных уральских и российских промышленных предприятий, давно и успешно работающих с муниципальными образованиями и областными властями, заводы могут добиться серьезных экономических (налоговых) поблажек от местных и региональных властей. Так, например, случилось в Тольятти, где городская дума признала градообразующий статус АвтоВАЗа, что позволило заводу сохранить 23% прибыли, из которой финансируется работа соцкультбыта. По примерным расчетам, трубники и металлурги намерены вложить в свою «социалку» едва ли не больше, чем собирается отчислить из их доходов федерация. Поэтому, если судить только по нынешней ситуации, правительство просто обязано пойти навстречу предприятиям.
Однако у этой медали есть и другая сторона. Исторически сложилось так, что градообразующие предприятия, наполняющие львиную долю местного бюджета, имеют возможность негласно влиять на местную власть и в ряде случаев, если не удается прийти к соглашению, ввести в состав муниципального руководства человека, лояльного к руководству предприятия. Так, например, в Тавде Александр Соловьев учитывает в работе интересы Тавдинского гидролизного и Тавдинского механического заводов, в Верхней Пышме – Владимир Лешков активно сотрудничает с УГМК. Интересно заметить, что указанные главы муниципалитетов пришли к власти относительно недавно, и все – при серьезной финансовой и идеологической поддержке местных градообразующих предприятий. Это означает, что аналогичным образом промышленники могут и уже вводят своих союзников в органы исполнительной, законодательной, региональной и федеральной власти. В этом плане генеральному директору СУМЗа Андрею Козицыну, чьи политические интересы известны, может очень пригодиться потенциал Ревды, как и других городов, где расположены предприятия УГМК. Впрочем, даже если с губернаторством в очередной раз ничего не получится, статус градообразующего предприятия для СУМЗа может решить ряд проблем завода как с налогообложением, так и с природоохранной деятельностью.
И еще одна возможность использования статуса градообразующего предприятия. Практика производства на Урале показывает, что одной из излюбленных забав промышленников нередко является увод налогов из бюджетов посредством сокрытия доходов заводов и последующим банкротством. В этом случае статус градообразующего предприятия оказывается несостоятельному акционерному обществу как нельзя кстати. Преимущества по сравнению с «просто предприятием» очевидны.
Во-первых, срок внешнего управления на градообразующем предприятии по ходатайству органа местного самоуправления, федерального или местного органа исполнительной власти может быть продлен до 10 лет. Данное обстоятельство позволяет градообразующему предприятию «заморозить» и не выплачивать кредиторскую задолженность, существовавшую на момент введения процедуры внешнего управления (так называемую мораторскую задолженность), в течение всего срока внешнего управления, то есть, до 10 лет.
В этом плане интересна фискальная история ПНТЗ. За последние два года на завод было наложено 11 санкций - пенсионным фондом, местной налоговой инспекцией и фондом социального страхования. Претензии пенсионного фонда - несвоевременное перечисление страховых взносов, налоговой инспекции - занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, неначисление налога на приобретение автотранспортных средств, пени по налогу на прибыль, налогу за пользование водными объектами и недоимка за несвоевременную уплату налога на содержание жилфонда и объектов соцкультбыта – 3 884 000 руб. Фонд социального страхования наложил взыскание за несвоевременное перечисление страховых взносов. Вместе с тем такое положение вещей является не целенаправленной политикой предприятия, а следствием перераспределения средств завода во время работы в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка.
Возможности
О том, как настроен областной кабинет министров по отношению к предприятиям, склонным использовать по максимуму систему льготного налогообложения, сказано немало. И губернатор, и председатель правительства неоднократно выступали с заявлениями о том, что льготники должны быть проверены самым тщательным образом. К тому же бюджет области на наступивший год не оставляет надежд на поблажки от правительства - необходимо обойтись без дефицита и профинансировать все, что предусмотрено. Исходя из этого возможность содействия областных властей в процессе получения ПНТЗ и СУМЗом статуса градообразующих предприятий представляется трудно осуществимой, но теоретически возможной. С другой стороны, у заводов существует еще шанс найти общий язык с муниципальными органами власти - городскими думами.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Руководство ОАО «Первоуральский новотрубный завод» предлагает придать завод ...
- Руководство ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» обратилось к правите ...
- В 2002 год ОАО «ПНТЗ» намерено на 3,6% увеличить производство труб
- Руководство ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» обратилось к правите ...
- В 2001 году фонд заработной платы Первоуральского новотрубного завода соста ...