Либеральные тарифы: в чью пользу?

Теперь уже все понимают, что «отмененное» повышение тарифов все равно произойдет.

Проводимые командой Путина реформы в самом начале были названы «либеральными». Но теперь у части экспертов начинает устойчиво вырабатываться мнение, что эти реформы являются четкой, но завуалированной игрой по принципу «кнута и пряника». В 2001 г. через правительство был проведен ряд по сути лоббистских решений, которые могут негативно сказаться на экономическом росте. Речь идет, прежде всего, об опережающем росте тарифов естественных монополий над инфляцией (на которую опирается их повышение), а также увеличении пошлин на подержанные иномарки. Очевидно, что увеличение цен на ресурсы (энергию, газ) и транспорт не способствует экономическому росту и позволяет монополиям при поддержке государства сохранять свою неэффективность, что явно не вписывается в официальный курс на либеральную экономику.

Последствия

Для того чтобы понять, почему повышение тарифов является негативным для экономики, надо прежде всего проанализировать последствия такого решения. Тарифы естественных монополий, конечно, должны корректироваться. Вопрос в том, как это будет происходить. С одной стороны, есть инфляция, которая составила в прошлом году около 18,5%, а следовательно, тарифы должны пропорционально увеличиваться, но опять же не на «усредненные» 35%. С другой стороны, тарифы – этот один из немногочисленных инструментов государства по контролю за экономической активностью, а значит, и экономического роста, который распространяет свой эффект как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В данном же случае очевидно, что российским предприятиям необходим определенный стимул, но никак не за счет инфляционного приращения, которое является позитивным только в краткосрочном периоде, в долгосрочном же это чревато повторением ситуации 1998 г. Другими словами, необходимо как минимум сдерживать рост этих тарифов вкупе с другими, более либеральными, действиями.

Действительно, не успели повысить тарифы транспортники, как о подобном существенном повышении заговорили газовщики, намекая на то, что в Европе газ стоит $120 за тонну, а в России только $19. После повышения тарифов на газ вполне логичным будет такое же повышение тарифов на электроэнергию и т.д. Другими словами, мы получим не только существенный темп инфляции, но и стремительную девальвацию рубля, что уж совсем не не является либеральной политикой.

По словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, поэтапное повышение тарифов (в феврале этого года цена на газ увеличится на 25%, а в июле – на 20%) позволит «Газпрому» выполнить инвестиционную программу стоимостью 140,8 млрд руб. На добычу и транспортировку газа будет направлено более 100 млрд руб. При этом Миллер отметил, что даже после повышения тарифов стоимость газа для российских потребителей останется в несколько раз меньше экспортных цен. В то же время налоговые поступления от «Газпрома» в федеральный бюджет возрастут. «Новые цены на газ – это не только вложения в развитие газовой отрасли, но и наполнение доходной части федерального бюджета, реализация государственных социальных программ», – отметил Алексей Миллер. Некоторые эксперты уже заявили, что таким образом государство рубит сук, на котором сидит. В ближайшее время будут увеличены тарифы на грузовые перевозки, что, в конечном счете, приведет к всеобщему увеличению цен, так как от транспортных издержек никуда не деться, а производители не станут покрывать их повышение за свой счет. Другими словами, произойдет «цепная реакция». Нельзя увеличить тарифы одного монополиста так, чтобы не увеличились тарифы других. У нас государство в этом плане демократичное: разрешили одним, сразу захотели и другие, а значит, государство, не желая никого обижать, разрешит им это сделать. Дело даже не в том, что если разрешать одному, то надо разрешать и другим, просто если рассмотреть структуру формирования цены любого товара реального сектора экономики, то окажется, что услуги практически всех естественных монополистов так или иначе отражены в себестоимости, следовательно, резкое повышение тарифов приведет к автоматической инфляции более 30%.

Игра

Самое неприятное в этой ситуации то, что правительство просто играет со страной. Сначала сказало, что повысит тарифы, проверив тем самым реакцию. Но стало очевидно, что «подопытные» просто психологически не готовы к повышению, тогда решение было отменено, на самом же деле повышение все равно произойдет в задуманных величинах, просто более гладко. Так, Михаил Касьянов объявил, что «решение о повышении тарифов на грузовые перевозки отложено для утверждения общей стратегии индексации тарифов естественных монополий в рамках единого графика», что вовсе не говорит о том, что они не будут повышены. Как всем известно, с 20 января должны были повыситься тарифы на грузовые перевозки, что произошло бы в рамках принятого решения Федеральной энергетической комиссии о повышении тарифов. Глава МПС, комментируя решение ФЭК, заявил, что «повышение цен на грузовые перевозки вызвано необходимостью компенсировать потери МПС в результате унификации тарифов на перевозки грузов через морские порты», которая была проведена в августе прошлого года.

В свете последних событий возможно, по мнению аналитиков, два варианта развития событий: оптимистичный и пессимистичный. Оптимистичный вариант предполагает, что правительство вовремя остановило повышение тарифов, которое может привести к весьма неприятному исходу. Пессимистичный исход предполагает, что этот шаг кратковременный, так как обнадежившиеся монополисты просто «продавят» повышение тарифов, в результате чего оно произойдет не постепенно, а в весьма короткий период, что по сути будет подобно кумулятивному эффекту, в результате чего инфляция может составить не 12%, которые прогнозируются в 2002 г., а все 30.

Тем не менее, как заявил Михаил Касьянов, любое увеличение тарифов естественных монополий «начнется не ранее середины февраля, поскольку традиционно первые полтора месяца года являются инфляционными». Касьянов сообщил также, что обсудил тему утверждения тарифного плана на 2002 г. с вице-премьером Виктором Христенко, поэтому на заседании правительства 24 января будет рассматриваться вопрос, «в какие сроки и на какие цифры будут индексироваться эти тарифы». В любом случае, подчеркнул Михаил Касьянов, «зима исключена из периода, когда будут повышаться тарифы естественных монополий, и до конца марта потребители планируемого повышения тарифов на себе не почувствуют».

Следует отметить, что, по мнению наблюдателей, правительство, тем не менее, весьма увлеклось идей «инфляционного стимулирования экономики», но при этом делает весьма принципиальную ошибку. Дело в том, что повышение инфляции оказывает позитивное, другими словами стимулирующее, воздействие на экономику только в краткосрочном, а не в долгосрочном периоде, в котором происходит увеличение номинальных показателей и снижение реальных. Это как минимум может привести к временному дисбалансу в экономике, а в перспективе и к застою экономики, перетекающему в стагнацию.

Предприятия

Самое комичное в сложившейся ситуации то, что правительство в очередной раз пытается наступить на грабли. Дело в том, что, принимая решение о значительном увеличении тарифов, оно идет на конфликт с реальным сектором экономики, и каждое такое решение сопровождается волной протестов от ведущих предприятий страны. Так, еще в 2000 г. к Михаилу Касьянову с протестом против повышения железнодорожных тарифов обратились гендиректора ОАО «ММК», ОАО «Северсталь», ОАО «НЛМК», ОАО «Носта», а в 2001 г. алюминиевые компании – по поводу повышения тарифов на перевозку бокситов и глиноземов, и т.д. То же может произойти и в этом году. Так, заместитель директора по коммерческим вопросам ОАО «Севуралбокситруда» Валерий Устинов заявил о том, что, составляя бюджет предприятия на 2002 г., они не учитывали фактор повышения, но если все-таки такое решение будет принято, то некоторые статьи бюджета СУБРа будут пересмотрены. В целом, повышение тарифов весьма негативно отразится на деятельности предприятия и, естественно, приведет к росту цен на сырье и увеличению себестоимости продукции. «Решение о приостановлении повышения тарифов на железнодорожные грузоперевозки для нас весьма благоприятно», – добавил Устинов.

Подобное заявление сделала пресс-служба ООО «ВИЗ-Сталь», говоря о том, что повышение на 14% тарифов на грузовые железнодорожные перевозки отразится на себестоимости продукции, так как более 75% завод продает на экспорт. «Территориальный охват грузоперевозок достаточно обширен: от портов Дальнего Востока до Санкт-Петербурга. В большей части контрактов оговаривается момент, что в цену товара включаются транспортные расходы, но есть и такие, как, например, с Китаем, где завод сам несет расходы по тарифам. Повышение отпускных цен произойдет еще и потому, что уже в течение 1,5 лет заводом не поднимались цены на продукцию. Однако оно будет все же незначительным, и это связано не только с железнодорожными тарифами, но также с ростом цен на комплектующие и энергоносители. Говорить о каких-то конкретных изменениях пока еще рано, но с уверенностью можно сказать, что в ближайшие 2 месяца цены будут подняты», – отметили в пресс-службе предприятия.

Вместо заключения

В 2002 г. пройдет следующий этап повышения оплаты пассажирами себестоимости перевозок. Если до 1 января текущего года они оплачивали только 60% реальной себестоимости проезда по железной дороге, то уже с 1 января – 75%. Остальные 25% оплачивает государство. Изменение тарифов должно пройти в текущем году в два этапа – в первом квартале и, по необходимости, исходя из макроэкономической ситуации, ближе к середине года, но не более чем до 35% в целом за год. Это отнюдь не означает, что все естественные монополии повысят цены на свои услуги ровно на 35%, это может быть и больше. В I-м квартале должна произойти частичная индексация, а затем будет проводиться мониторинг.

В ходе совещания с представителями ряда министерств и ведомств, которое провел вице-премьер Виктор Христенко, была достигнута договоренность о тарифном плане на 2002 г.: индексация тарифов на газ должна составить 35%, на электроэнергию – около 32%, на железнодорожные перевозки без учета унификации – 26%, с учетом унификации – 44%. Вполне очевидно, что правительство попадает в своего рода вилы: с одной стороны, оно уже дало «зеленый свет» на повышение тарифов, с другой стороны, интуиция подсказывает, что это весьма опасный шаг.


Другие материалы по теме: