ПРИЧИНЫ ТОРГОВОЙ ЭКСПАНСИИ

31 января 2002 (16:17)

В последние месяцы немало говорилось о грядущей экспансии на Урал крупнейших столичных и зарубежных торговых сетей, однако за обсуждением последствий на второй план отошли причины происходящего.

Как ранее сообщалось, в настоящее время руководство ряда питерских и московских торгово-розничных сетей рассматривает возможность открытия филиалов в Екатеринбурге. Что, впрочем, неудивительно, учитывая тот факт, что по товарообороту Екатеринбург уступает только Москве и Санкт-Петербургу. Некоторые из столичных торговцев уже провели предварительные переговоры с представителям администрации Екатеринбурга. Однако открыто о своих намерениях пока заявила только питерская «Пятерочка». По мнению вице-мэра Виктора Контеева, при активизации экспансии разориться может порядка половины местных универсамов.

Рассмотрим «агрессоров» подробнее.

«пятерочка»

Создание сети магазинов «Пятерочка» стало одним из самых громких бизнес-событий в деловой жизни Санкт-Петербурга 2000 г. Сейчас она представляет собой ядро индустрии по снабжению 75 млн клиентов в год и эффективный канал сбыта для почти 300 предприятий Санкт-Петербурга. Сеть «Пятерочка» сегодня включает 66 магазинов в Санкт-Петербурге и 11 в Москве и более 4500 сотрудников. Некоторое время назад блокирующий пакет «Пятерочки» был выкуплен Европейским Банком Реконструкции и Развития.

«седьмой континент»

«Седьмой Континент» – крупнейший оператор сети розничной торговли Москвы. Компания образована в начале 1994 г. Задумывалась как сеть элитарных магазинов для покупателей со средними и высокими доходами. Имеет устойчивые деловые связи с поставщиками качественных и экологически чистых продуктов всемирно известных фирм и партнерские отношения с ведущими банками России. В 1998 г. приоритетным направлением работы стали доступные по ценам любым категориям населения универсамы.

Сегодня «Седьмой Континент» включает 22 универсама и гастронома в Москве и области. В компании работают свыше 5 тысяч сотрудников. Товарооборот компании 2001 г. превысил $200 млн. В 2002 г. планируется открыть 7-10 новых магазинов.

«перекресток»

Торговый дом «Перекресток» основан в 1995 г. Сегодня он располагает сетью из 32 универсамов, расположенных в Москве и городах ближнего Подмосковья под маркой «Перекресток» и «Перекресток-Мини», а также штатом более чем в 3000 человек. С самого начала ставка была сделана на отдаленные от центра, так называемые «спальные», районы Москвы, где инфраструктура традиционно менее развита. Построенный в 1998 г. собственный распределительный центр позволил Торговому дому оптимизировать снабжение магазинов и организовать отдел оптовой торговли. В планах «Перекрестка» – наращивание розничного и оптового товарооборота, увеличение количества супермаркетов, а также развитие магазинов формата «гипермаркет». Годовой оборот компании в 2001 г. составил порядка $200 млн.

Также на место на рынке Екатеринбурга претендуют такие сети, как «Копейка» и «Старик Хоттабыч».

Причина первая

Даже поверхностное знакомство с этими компаниями показывает, что все они практически достигли пика своих возможностей на столичных рынках. Соответственно, наиболее естественным путем дальнейшего развития является продвижение в регионы. Также очевидно и то, что силы в завязывающейся конкурентной борьбе между столичными и местными сетями будут неравными. Самая мощная торговая сеть Екатеринбурга – «Купец» – в настоящий момент имеет 27 торговых точек, «Кировский» и «Интенсивник», занимающие второе и третье места, – и того меньше. Осваивать рынок за пределами Свердловской области пока не решается никто. В частности, в сети «Интенсивник» это мотивируют тем, что еще не в полном объеме охвачен даже рынок Екатеринбурга.

В целом в Екатеринбурге имеет место последовательный переход к прогрессивной, европейской модели планирования товарного рынка. Еще год назад процент реализации товаров через рынки, мини-рынки и мелкие торговые точки был значительно выше, чем через магазины фирменной торговли. По информации Комитета по развитию товарного рынка Екатеринбурга, в 2001 г. сеть торговых предприятий города увеличилась на 40 магазинов, 38 предприятий торговли получили статус фирменных. В данный момент в Екатеринбурге существует 159 продовольственных магазинов, применяющих прогрессивные формы торговли, в частности самообслуживание. 71 из них имеет оборудование для считывания штрихового кода. Непродовольственных магазинов, практикующих самообслуживание, 746, из них 123 применяют штриховое кодирование.

Иначе говоря, торговые сети Екатеринбурга развиваются весьма гармонично, но слишком медленно и плавно, чтобы опередить экспансию москвичей в регионы.

Причина вторая

Естественная эволюция в сфере оптово-розничной торговли отнюдь не единственная причина активности столичных торговых сетей в регионах. На самом деле это – следствие давления, испытываемого столичными супермаркетами со стороны крупнейших зарубежных сетей, активно осваивающих российский рынок и ведущих по-настоящему агрессивную политику. Речь идет о сети «Рамстор», принадлежащей турецкой компании «Ramenka», германском торговом гиганте Metro и мебельной сети IKEA. Также осваивать российский рынок намерены такие сети, как французская Auchan и германская Ava.

Такая перспектива сразу вызвала серьезное беспокойство среди крупнейших российских розничных торговцев. Западные компании имеют колоссальный инвестиционный потенциал и большой опыт в организации торговли во многих странах. По информации «Газеты.ru», крупные российские сети («Перекресток», «Седьмой Континент» и «Копейка») объявили поставщикам, что разорвут отношения с теми из них, кто будет предоставлять западным сетям более выгодные условия работы. Другая серьезная проблема – человеческий фактор. С момента появления первых филиалов западных сетей в столице лучшие отечественные специалисты стали переходить на работу к иностранцам. По информации «Коммерсанта», сегодня от 20 до 40% персонала любого филиала – это бывшие сотрудники «Копейки», «Седьмого Континента», «Дикси» и др. Не сговариваясь, сети стали поднимать оклады сотрудникам всех уровней, но это не помогло. Первые же визиты представителей Metro и Auchan сломали всю «кадровую защиту» россиян – условия иностранцев оказались вне конкуренции. Как правило, западные сети предлагают зарплату на 50 – 100% выше средней по рынку.

Третий фактор – клиентура. Огромный товарооборот по всем видам продукции позволяет иностранцам выдерживать довольно низкие розничные цены. Как следствие, растущие объемы продаж толкают поставщиков на создание еще более выгодных для торговцев условий. Всему этому немало способствует разветвленная система скидок и ориентация на корпоративных клиентов.

Комментарии

«Приход на рынок Екатеринбурга западных и московских розничных сетей – достаточно сильная угроза для местных торговых сетей, – говорит менеджер оптовой компании «Кредос» Сергей Казанцев». Причину этого он видит, прежде всего, в том, что западные и столичные оптовые сети имеют достаточно большой капитал. «Они имеют большие вложения в рекламу и оборотные средства, – говорит
С. Казанцев». Кроме того, по его словам, в западных сетях намного выше и уровень маркетинга. Между тем С. Казанцев отмечает, что у местных сетей есть возможность конкурировать. Это произойдет только в случае объединения как розничных торговых сетей, так и оптовиков. Также С. Казанцев заявил, что если его компания не объединится с какой-нибудь розничной сетью, то она будет готова работать с любой западной или местной розничной сетью.

«Сегодня невозможно определить срок прихода западных или столичных торговых сетей на наш рынок, каждая из них формирует свои планы работы в регионах», – говорит вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев. «И сегодня наша задача состоит в том, чтобы продукция, выпускаемая на пищевых предприятиях города, была конкурентоспособна, – считает
В. Контеев, – чтобы ее ассортимент и объемы удовлетворяли горожан. Сейчас областные и городские инвесторы должны строить супермаркеты и гипермаркеты, которые бы соответствовали духу времени».

«В Екатеринбурге мировые торговые сети появятся еще не скоро», – считает директор торговой сети «Супермаркет «Кировский» Игорь Ковпак. По его мнению, это связано с тем, что в Екатеринбурге уровень жизни ниже, чем в Москве. По мнению И. Ковпака, приход мировых сетей отрицательно скажется на деятельности местных предприятий торговли. «Это связано с тем, что мировые торговые сети имеют большой объем закупок, – считает И. Ковпак. – Они могут себе позволить торговать в убыток, так как зарабатывают на акциях сетей, которые находятся в Европе. Чего нельзя сказать о наших сетях». Кроме того, И. Ковпак отметил, что законодательство не сможет защитить местные сети от экспансии западных. «Для наших производителей не имеет значения, местная это сеть или нет, – говорит И. Ковпак. – Они будут продавать свою продукцию тому, кто больше заплатит».

«Местные политики хотят видеть торговую сеть соответствующей западным меркам, – говорит начальник отдела рекламы торговой сети «Интенсивник» Алена Юркина, – в то же время помощи от них никакой нет. Лишь постоянно вводятся новые требования и ужесточаются старые». По словам А.Юркиной, у нас нет такого законопроекта, который бы запрещал российским поставщикам предоставлять западным сетям более выгодные условия работы.

Итак, причина беспокойства торговцев в том, что законодательство не сможет защитить местные торговые сети от экспансии западных. Поскольку федеральные власти до сих пор не приняли какие-либо законопроекты в области экономической защиты отечественных предприятий торговли, вариантов у российских торговцев немного. Первый – объединение, создание холдинга с какой-либо розничной компанией. Шаги в этом направлении уже делаются на Урале. Объединение торговых компаний «Юнилэнд-Екатеринбург» и «Супермаркет Кировский» весьма показательно. По мнению эксперотв, у обеих компаний есть достижения на рынке, и объединение позволит им не только противостоять экспансии иностранных торговых компаний, но и расшириться в регионе. Второй вариант – менять политику и, по сути, искать новую нишу. Например, поскольку столичные и западные торговцы, осваивая новые рынки, склонны открывать гипермаркеты, уральцам следуем сориентироваться на так называемые спальные и удаленные районы, создав тем самым сеть небольших удобных торговых точек. Более того, вполне возможно, что с приходом столичных торговых сетей в Екатеринбург филиалы московских банков смогут расширить свой бизнес: московские торговые сети предпочтут обслуживаться в московских банках.

Не стоит забывать и том, что экспансия западных и столичных сетей несет весьма сомнительную выгоду для местных властей. К примеру, вице-мэр В. Контеев отметил, что пока нельзя однозначно сказать, будут ли налоги с упомянутых сетей взиматься в местный бюджет. «Поэтому мы отдаем приоритет местным супермаркетам».


Другие материалы по теме: