Перспективы рынка дизельного топлива
Продолжая обзор рынка нефтепродуктов, «VIP-консультант» рассматривает рынок дизельного топлива.
Условно весь рынок дизельного топлива можно разделить на две части: розничный и оптовый, но при этом важно понимать, что это разделение делается в разрезе конечного потребления, а не продажи. Другими словами говоря, «розничный» потребитель – это физическое или даже юридическое лицо, закупающее топливо в небольших объемах (не более десятка тонн солярки в месяц, как правило, через АЗС), а «оптовый» потребитель – это потребитель, у которого объем потребления может превышать не один миллион тонн в год (например, крупные транспортные предприятия, структуры АПК, подразделения МПС и т.д., которые покупают дизельное топливо либо у нефтеперерабатывающих заводов, либо у оптовых поставщиков, минуя комплекс АЗС).
Именно здесь и проявляются существенные отличия рынка дизельного топлива от всего остального российского рынка нефтепродуктов. Если рассматривать среднее соотношение объемов покупки на рынке нефтепродуктов «розничными» и «оптовыми» потребителями, то оно будет равно примерно 50/50, но что касается рынка дизельного топлива, то это соотношение составляет примерно 10/90.
Розничные потребители
Спрос рождает предложение – основное правило для любого рынка. К сожалению, этот сегмент рынка нефтепродуктов у нас слабо развит, так как нет достаточных предпосылок для его формирования. Так, если рассмотреть городских потребителей ГСМ, то доля дизельного топлива на этом рынке просто мизерная, так как доля автомобилей, использующих в качестве топлива солярку, невероятно мала и составляет не более 2-3%. Следует отметить, что в развитых странах это соотношение совершенно другое, так как и легковых автомобилей, работающих на дизельном топливе, там гораздо больше – от 40 до 60%, в зависимости от страны. В качестве еще одной причины можно назвать очень небольшое – не более 5 000 в год – число автомобилей категории «С» с дизельным силовым агрегатом, которые российская автомобильная промышленность предлагает потребителям .
Это подтверждают и реальные показатели продаж нефтепродуктов: среднегодовой объем реализации светлых нефтепродуктов через сеть АЗС «УралБизнесНефть» составляет 60,6 тыс. т, в том числе по маркам бензина: А-98 – 1000 т, А-95 – 9 600 т, А-92 – 30 000 т, А-76 – 10 000 т, дизельное топливо – 10 000 т. Теперь если исключить из этой составляющей «оптовых» потребителей, то объем розничного спроса на дизельное топливо составит не более 1 000 т. Именно низким спросом на дизельное топливо и объясняется то, что большинство АЗС в городской черте вообще не занимается реализацией дизельного топлива, а реализуют в основном бензин марок А-92 и А-76. Если крупные сети автозаправочных комплексов в состоянии позволить себе реализовывать солярку в черте города, то независимые АЗС, как правило, его не реализуют. Хотя, безусловно, ситуация с дизельным топливом в черте города гораздо лучше, чем с газом, спрос на который существенно ниже, и, как следствие, в Екатеринбурге всего 4 газобаллонных АЗС.
Прямо противоположна ситуация за чертой города, на междугородних магистралях, где спрос на дизельное топливо существенно выше, чем в городе, из-за преобладания грузового транспорта. Здесь дизельное топливо реализуется практически на каждой АЗС, впрочем, здесь появляется еще и нелегальный рынок солярки, чего в городской черте просто нет.
Другими словами, из-за низкого розничного спроса на дизельное топливо в городах этот сегмент достаточно слабо представлен на городском рынке. Кроме того, в розничную цену дизельного топлива закладывается повышенная маржа для компенсации низкой скорости оборота солярки (сейчас литр дизельного топлива стоит примерно столько же, сколько бензин марки А-76).
Оптовые потребители
Гораздо интереснее выглядит рынок «оптовых» потребителей дизельного топлива. Как уже говорилось, на нем представлены крупные структуры, у которых подавляющее большинство силовых установок с двигателями внутреннего сгорания работает на дизельном топливе. Примером могут служить и автотранспортные предприятия (например, городские АТП), и сельскохозяйственные объекты (колхозы с тракторной техникой), и транспортные подразделения МПС (на сортировочных станциях все маневровые тепловозы работают на дизельном топливе) и т. д. Очевидно, что большой объем спроса и его оптовый характер, а также ярко выраженная сезонность потребления, т. к. большая доля потребителей это все же государственные структуры, существенно повлияли на специфичность «оптового» рынка дизельного топлива. Одна из таких существенных особенностей это такое явление, как товарный кредит, который, следует отметить, приобрел уже достаточно развитые современные механизмы.
Наиболее интересной стороной «оптового» рынка дизельного топлива является система сельскохозяйственного кредита. При этом следует отметить, что товарный кредит в мировой аграрной практике является общепринятой формой кредитования. В России централизованный, поддерживаемый государством товарный кредит начали использовать в сельском хозяйстве в 1994-1995 гг. Причиной внедрения этой формы кредитования стало прекращение централизованного кредитования сельского хозяйства ввиду непогашения сельскохозяйственными предприятиями ранее полученных кредитов. Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства закреплены в федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. Естественно, в дальнейшем они трансформировались в соответствии с требованиями изменяющейся экономической ситуации.
В настоящее время существует специальный фонд кредитования сельского хозяйства. Кредит за счет средств спецфонда льготного кредитования предприятий агропромышленного комплекса предоставляется на сезонное кредитование предприятий АПК независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности – в соответствии с «Порядком формирования, использования и возврата средств спецфонда льготного кредитования предприятий АПК», утверждаемым Минсельхозпродом и Минфином России.
Следует отметить, что в первую очередь кредиты предоставляются сельскохозяйственным производителям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Кредит выдается на срок до конца финансового года. Заемщик уплачивает 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день вступления в силу федерального закона «О Федеральном бюджете на текущий год». Маржа Банка составляет примерно 3% годовых. Уплата процентов производится ежемесячно. Сумма средств, перечисленная заемщику из спецфонда, должна быть использована в течение 30 календарных дней с момента их зачисления на спецсчет заемщика. Документы на получение льготного кредита такие же, как и на получение коммерческого кредита. Дополнительно с заемщика требуется справка от территориального органа федерального казначейства об отсутствии просроченной задолженности по бюджетным ссудам.
Сельское хозяйство Свердловской области не является исключением. Так, по словам министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергея Чемезова, в прошлом году Свердловская область успешно применяла эту систему. «Мы не покупаем те ресурсы, которые становятся предметом, так сказать, всеобщего внимания. Например, топливо поступает в хозяйство – понятно, что не во всех хозяйствах может быть обеспечена его сохранность. Было принято решение не направлять бюджетные средства на топливо. Сейчас технология государственной поддержки заключается в том, что производитель берет в банке кредит, а правительство в данном случае возмещает ему только процентную ставку банка. Мы будем продолжать работать по этой схеме, используя субсидию областного бюджета – 35 млн руб. на процентные ставки, и, я думаю, около 100 млн руб. мы получим на эти цели из федерального бюджета», – заявил Сергей Чемезов. «К слову сказать, в позапрошлом году, когда была применена такая схема, у правительства Свердловской области возникло гораздо меньше вопросов по топливу. Это удалось и благодаря тому, что нефтяные компании весь прошлый год держали цены на топливо на одном уровне, и даже было допущено снижение цен на топливо. Нефтяные компании – это уже присутствующие на рынке, прежде всего Сибнефть, я думаю, что это и ЛУКойл, и сейчас начинает создавать свою сеть на территории Свердловской области третья компания – ТНК. Этого вполне достаточно, и нас устраивает, тем более что между ними есть определенная конкуренция. Эти компании уже обладают необходимой инфраструктурой на территории области», – добавил Сергей Чемезов.
Причина, по которой коммерческие, а не государственные банки участвуют в этой системе кредитования, достаточно объективна. Государству не приходится отвлекать и без того скудные финансовые ресурсы, а банк гораздо лучше, чем неповоротливый государственный механизм, умеет возвращать долги. Государство в этой системе принимает только контролирующее участие. Важным моментом является то, что цены на нефтепродукты, поставляемые по товарному кредиту, не должны превышать среднерыночные цены на указанные ресурсы по соответствующему региону, отпускаемые другими оптовыми потребителями. Другими словами, государство следит за тем, чтобы нефтеперерабатывающие предприятия не монополизировали рынок в период обострения спроса на солярку (посевной и уборочный сезоны), а также за тем, чтобы банки не использовали выделяемые средства не по назначению, и гарантирует получение банком определенной маржи.
Банкам весьма выгодно участвовать в этой системе. Дело в том, что банк имеет гарантию получения дохода, в два раза превышающего ставку рефинансирования на средства, которые по большому счету не его, также он имеет возможность в определенных рамках распоряжаться денежными средствами, которые временно находятся на его счетах, т.е. до момента выплаты сельскохозяйственным получателям. Другими словами, участие в этой системе позволяет дифференцировать свой кредитный портфель, но, естественно, не все банки могут участвовать в этой системе, по вполне понятным причинам. Так, в 1999 г. со средствами специального фонда начали работать всего пять банков-агентов: СБС-Агро, Альфа-Банк, банк «Возрождение», Собинбанк и Росбанк. В общей сложности сельскохозяйственным товаропроизводителям на начало сентября 1999 г. из специального фонда льготного кредитования было предоставлено средств около 4 млрд руб. Так как для получения финансовых средств «крестьянам» необходимо иметь расчетный счет, банк получает комиссионные с клиентов за обслуживание расчетного счета и т.п. Кроме того, поскольку все выплаты по счетам проходят через банк, это повод привлечь дополнительных клиентов – аграрников.
Заключение
В заключение следует отметить, что рынок дизельного топлива в будущем будет развиваться. Дизельное топливо является достаточно перспективным, так как и новые технологии автомобилестроения отдают предпочтение дизельным силовым агрегатам, и технологии производства также отдают предпочтение дизельному топливу (его получение более экологично и менее трудоемко по сравнению с бензином). К сожалению, развитию отечественного рынка этого энергоносителя мешают несколько причин. Первой и самой главной из них является чрезвычайно низкое качество дизельного топлива, продаваемого в России. Это связано как с устаревшими технологиями производства на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, так и с пониженными российскими требованиями к качеству топлива (по сравнению, например, с европейскими странами). Второй немаловажной причиной является то, что отечественные производители автомобилей практически не предлагают автомобилей класса «C» с дизельными силовыми агрегатами, что, соответственно, снижает потенциальный спрос на этот вид топлива.
Условно весь рынок дизельного топлива можно разделить на две части: розничный и оптовый, но при этом важно понимать, что это разделение делается в разрезе конечного потребления, а не продажи. Другими словами говоря, «розничный» потребитель – это физическое или даже юридическое лицо, закупающее топливо в небольших объемах (не более десятка тонн солярки в месяц, как правило, через АЗС), а «оптовый» потребитель – это потребитель, у которого объем потребления может превышать не один миллион тонн в год (например, крупные транспортные предприятия, структуры АПК, подразделения МПС и т.д., которые покупают дизельное топливо либо у нефтеперерабатывающих заводов, либо у оптовых поставщиков, минуя комплекс АЗС).
Именно здесь и проявляются существенные отличия рынка дизельного топлива от всего остального российского рынка нефтепродуктов. Если рассматривать среднее соотношение объемов покупки на рынке нефтепродуктов «розничными» и «оптовыми» потребителями, то оно будет равно примерно 50/50, но что касается рынка дизельного топлива, то это соотношение составляет примерно 10/90.
Розничные потребители
Спрос рождает предложение – основное правило для любого рынка. К сожалению, этот сегмент рынка нефтепродуктов у нас слабо развит, так как нет достаточных предпосылок для его формирования. Так, если рассмотреть городских потребителей ГСМ, то доля дизельного топлива на этом рынке просто мизерная, так как доля автомобилей, использующих в качестве топлива солярку, невероятно мала и составляет не более 2-3%. Следует отметить, что в развитых странах это соотношение совершенно другое, так как и легковых автомобилей, работающих на дизельном топливе, там гораздо больше – от 40 до 60%, в зависимости от страны. В качестве еще одной причины можно назвать очень небольшое – не более 5 000 в год – число автомобилей категории «С» с дизельным силовым агрегатом, которые российская автомобильная промышленность предлагает потребителям .
Это подтверждают и реальные показатели продаж нефтепродуктов: среднегодовой объем реализации светлых нефтепродуктов через сеть АЗС «УралБизнесНефть» составляет 60,6 тыс. т, в том числе по маркам бензина: А-98 – 1000 т, А-95 – 9 600 т, А-92 – 30 000 т, А-76 – 10 000 т, дизельное топливо – 10 000 т. Теперь если исключить из этой составляющей «оптовых» потребителей, то объем розничного спроса на дизельное топливо составит не более 1 000 т. Именно низким спросом на дизельное топливо и объясняется то, что большинство АЗС в городской черте вообще не занимается реализацией дизельного топлива, а реализуют в основном бензин марок А-92 и А-76. Если крупные сети автозаправочных комплексов в состоянии позволить себе реализовывать солярку в черте города, то независимые АЗС, как правило, его не реализуют. Хотя, безусловно, ситуация с дизельным топливом в черте города гораздо лучше, чем с газом, спрос на который существенно ниже, и, как следствие, в Екатеринбурге всего 4 газобаллонных АЗС.
Прямо противоположна ситуация за чертой города, на междугородних магистралях, где спрос на дизельное топливо существенно выше, чем в городе, из-за преобладания грузового транспорта. Здесь дизельное топливо реализуется практически на каждой АЗС, впрочем, здесь появляется еще и нелегальный рынок солярки, чего в городской черте просто нет.
Другими словами, из-за низкого розничного спроса на дизельное топливо в городах этот сегмент достаточно слабо представлен на городском рынке. Кроме того, в розничную цену дизельного топлива закладывается повышенная маржа для компенсации низкой скорости оборота солярки (сейчас литр дизельного топлива стоит примерно столько же, сколько бензин марки А-76).
Оптовые потребители
Гораздо интереснее выглядит рынок «оптовых» потребителей дизельного топлива. Как уже говорилось, на нем представлены крупные структуры, у которых подавляющее большинство силовых установок с двигателями внутреннего сгорания работает на дизельном топливе. Примером могут служить и автотранспортные предприятия (например, городские АТП), и сельскохозяйственные объекты (колхозы с тракторной техникой), и транспортные подразделения МПС (на сортировочных станциях все маневровые тепловозы работают на дизельном топливе) и т. д. Очевидно, что большой объем спроса и его оптовый характер, а также ярко выраженная сезонность потребления, т. к. большая доля потребителей это все же государственные структуры, существенно повлияли на специфичность «оптового» рынка дизельного топлива. Одна из таких существенных особенностей это такое явление, как товарный кредит, который, следует отметить, приобрел уже достаточно развитые современные механизмы.
Наиболее интересной стороной «оптового» рынка дизельного топлива является система сельскохозяйственного кредита. При этом следует отметить, что товарный кредит в мировой аграрной практике является общепринятой формой кредитования. В России централизованный, поддерживаемый государством товарный кредит начали использовать в сельском хозяйстве в 1994-1995 гг. Причиной внедрения этой формы кредитования стало прекращение централизованного кредитования сельского хозяйства ввиду непогашения сельскохозяйственными предприятиями ранее полученных кредитов. Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства закреплены в федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. Естественно, в дальнейшем они трансформировались в соответствии с требованиями изменяющейся экономической ситуации.
В настоящее время существует специальный фонд кредитования сельского хозяйства. Кредит за счет средств спецфонда льготного кредитования предприятий агропромышленного комплекса предоставляется на сезонное кредитование предприятий АПК независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности – в соответствии с «Порядком формирования, использования и возврата средств спецфонда льготного кредитования предприятий АПК», утверждаемым Минсельхозпродом и Минфином России.
Следует отметить, что в первую очередь кредиты предоставляются сельскохозяйственным производителям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Кредит выдается на срок до конца финансового года. Заемщик уплачивает 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день вступления в силу федерального закона «О Федеральном бюджете на текущий год». Маржа Банка составляет примерно 3% годовых. Уплата процентов производится ежемесячно. Сумма средств, перечисленная заемщику из спецфонда, должна быть использована в течение 30 календарных дней с момента их зачисления на спецсчет заемщика. Документы на получение льготного кредита такие же, как и на получение коммерческого кредита. Дополнительно с заемщика требуется справка от территориального органа федерального казначейства об отсутствии просроченной задолженности по бюджетным ссудам.
Сельское хозяйство Свердловской области не является исключением. Так, по словам министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергея Чемезова, в прошлом году Свердловская область успешно применяла эту систему. «Мы не покупаем те ресурсы, которые становятся предметом, так сказать, всеобщего внимания. Например, топливо поступает в хозяйство – понятно, что не во всех хозяйствах может быть обеспечена его сохранность. Было принято решение не направлять бюджетные средства на топливо. Сейчас технология государственной поддержки заключается в том, что производитель берет в банке кредит, а правительство в данном случае возмещает ему только процентную ставку банка. Мы будем продолжать работать по этой схеме, используя субсидию областного бюджета – 35 млн руб. на процентные ставки, и, я думаю, около 100 млн руб. мы получим на эти цели из федерального бюджета», – заявил Сергей Чемезов. «К слову сказать, в позапрошлом году, когда была применена такая схема, у правительства Свердловской области возникло гораздо меньше вопросов по топливу. Это удалось и благодаря тому, что нефтяные компании весь прошлый год держали цены на топливо на одном уровне, и даже было допущено снижение цен на топливо. Нефтяные компании – это уже присутствующие на рынке, прежде всего Сибнефть, я думаю, что это и ЛУКойл, и сейчас начинает создавать свою сеть на территории Свердловской области третья компания – ТНК. Этого вполне достаточно, и нас устраивает, тем более что между ними есть определенная конкуренция. Эти компании уже обладают необходимой инфраструктурой на территории области», – добавил Сергей Чемезов.
Причина, по которой коммерческие, а не государственные банки участвуют в этой системе кредитования, достаточно объективна. Государству не приходится отвлекать и без того скудные финансовые ресурсы, а банк гораздо лучше, чем неповоротливый государственный механизм, умеет возвращать долги. Государство в этой системе принимает только контролирующее участие. Важным моментом является то, что цены на нефтепродукты, поставляемые по товарному кредиту, не должны превышать среднерыночные цены на указанные ресурсы по соответствующему региону, отпускаемые другими оптовыми потребителями. Другими словами, государство следит за тем, чтобы нефтеперерабатывающие предприятия не монополизировали рынок в период обострения спроса на солярку (посевной и уборочный сезоны), а также за тем, чтобы банки не использовали выделяемые средства не по назначению, и гарантирует получение банком определенной маржи.
Банкам весьма выгодно участвовать в этой системе. Дело в том, что банк имеет гарантию получения дохода, в два раза превышающего ставку рефинансирования на средства, которые по большому счету не его, также он имеет возможность в определенных рамках распоряжаться денежными средствами, которые временно находятся на его счетах, т.е. до момента выплаты сельскохозяйственным получателям. Другими словами, участие в этой системе позволяет дифференцировать свой кредитный портфель, но, естественно, не все банки могут участвовать в этой системе, по вполне понятным причинам. Так, в 1999 г. со средствами специального фонда начали работать всего пять банков-агентов: СБС-Агро, Альфа-Банк, банк «Возрождение», Собинбанк и Росбанк. В общей сложности сельскохозяйственным товаропроизводителям на начало сентября 1999 г. из специального фонда льготного кредитования было предоставлено средств около 4 млрд руб. Так как для получения финансовых средств «крестьянам» необходимо иметь расчетный счет, банк получает комиссионные с клиентов за обслуживание расчетного счета и т.п. Кроме того, поскольку все выплаты по счетам проходят через банк, это повод привлечь дополнительных клиентов – аграрников.
Заключение
В заключение следует отметить, что рынок дизельного топлива в будущем будет развиваться. Дизельное топливо является достаточно перспективным, так как и новые технологии автомобилестроения отдают предпочтение дизельным силовым агрегатам, и технологии производства также отдают предпочтение дизельному топливу (его получение более экологично и менее трудоемко по сравнению с бензином). К сожалению, развитию отечественного рынка этого энергоносителя мешают несколько причин. Первой и самой главной из них является чрезвычайно низкое качество дизельного топлива, продаваемого в России. Это связано как с устаревшими технологиями производства на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, так и с пониженными российскими требованиями к качеству топлива (по сравнению, например, с европейскими странами). Второй немаловажной причиной является то, что отечественные производители автомобилей практически не предлагают автомобилей класса «C» с дизельными силовыми агрегатами, что, соответственно, снижает потенциальный спрос на этот вид топлива.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Перспективы рынка дизельного топлива
- С 17 декабря ОАО «Сибнефть» снижает в Тюменской области розничные цены на б ...
- Директор ООО «Уралресурс 2000» Василий Одинцов: Своего пика цены на дизельн ...
- ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» снизило цены на автомобильное топливо
- Госкомстат РФ: 48,1% автомобильного бензина в Свердловской области потребля ...