Операция «Наследник»: сценарий для 2007 года

Этот текст был получен редакцией «VIP - консультанта» по электронной почте. Круг возможных авторов предлагаемого читателям текста достаточно ограничен, но в данном случае персоналии не имеют принципиального значения. Даже если изложенные факты и являются чьей-либо фантазией на политические темы, круг затрагиваемых вопросов все равно остается достаточно интересным, что и определило решение этот текст опубликовать.

Данная публикация не отражает позицию редакции.

Проблема «наследника» всегда остро стояла в России. Всякая смена руководителей неизбежно приводит к переустройству всей системы власти. Естественно, что находящаяся у власти часть элиты не заинтересована в радикальной ломке сложившейся ситуации – прежде всего, в экономике. Однако на исходе последнего срока правления любого лидера в его ближайшем окружении возникает ряд группировок, каждая из которых преследует свой интерес и «ведет» вверх своего кандидата в наследники.

Пример всем показал Борис Ельцин. Именно он первым в России организовал демократическую передачу власти человеку, как тогда казалось, способному соблюсти интересы пресловутой «семьи».

В подготовке этого процесса возникает две проблемы: во-первых, необходимо обеспечить демократичность всей процедуры. Во-вторых, необходимо подобрать человека, не только способного сохранить в относительной стабильности экономические интересы существующей элиты, но и быть достаточно харизматичным, чтобы победить на выборах. Иными словами, он должен нравиться не только элите, но и избирателям.

С последним всегда возникает гораздо больше проблем, чем с первым. Понравиться элите всегда гораздо проще, чем избирателям. В нашей области самые характерные примеры – неудачные попытки победить в городе Екатеринбурге Аркадия Чернецкого. Кого бы ни выдвигало областное руководство и близкие к нему силы, этот человек всегда проигрывал схватку с неизменным ставленником городской элиты.

Между тем в свете всех последних событий пост главы областного центра остается ключевым в проблеме «наследника» Эдуарда Росселя. Если к моменту торжественного ухода Эдуарда Эргартовича с губернаторского поста (при самом оптимистичном раскладе это неизбежно должно случиться в 2007 г. или немногим раньше) областной центр останется «мятежной территорией», то перспективы относительно беспрепятственного обретения всех атрибутов власти ставленника нынешней областной политической элиты резко уменьшаются.

Исторически повелось, что Екатеринбург всегда оказывается источником и главным ресурсом любой антиросселевской оппозиции, и получить контроль над городом – косвенно означает получить контроль над областью в период смены первых лиц.

Сценарий

Итак, сценарий возведения на губернский престол «наследника» нынешнего губернатора получается примерно следующий. На выборах летом 2003 г. губернатором избирается Эдуард Россель. Помешать этому может разве что прямой нажим из Москвы, но, учитывая значимость региона, за свои интересы в самой столице может вступиться ряд крупных финансово-промышленных групп и таким образом нейтрализовать активность Москвы. Далее, не сбавляя активности, областная элита включается в выборы екатеринбургского мэра. Для этого будут учтены ошибки 1999 г., когда победившие «сторонники», вместо того чтобы продолжить кампанию по полному выводу Аркадия Чернецкого из политической жизни, принялись, что называется, «делить портфели», тем самым не реализовав все имеющиеся возможности победы на выборах мэра еще в 1999 г. Скорее всего, к новым выборам элиты подойдут, уже зная, «кто есть who» и кто кем останется после победы.

Поэтому именно в борьбе за пост мэра Екатеринбурга на следующий период будет решаться судьба области на ближайшие восемь лет: если на выборах главы Екатеринбурга побеждает ставленник областной элиты, то именно он и возглавит область после окончания последнего срока Эдуарда Росселя.

Но есть ли у областной власти фигура, которая может реально претендовать на этот пост?

Наследник

Уже давно пора предъявить читателям человека, которого автор прочит в наследники Эдуарда Росселя. Его зовут Юрий Осинцев, сейчас он занимает пост министра внешнеэкономической деятельности.

Его переход из команды Чернецкого в лагерь Эдуарда Росселя не стал большой сенсацией, и уже это должно вызвать ряд вопросов. В свое время, когда в «Белый дом» перебрался Александр Коберниченко, шум стоял необычайный. Почему же на сей раз все прошло как-то уж очень тихо?

Александр Коберниченко с самого начала был нужен исключительно как символ распада команды екатеринбургского мэра. С этой целью его истинная роль и влияние на процессы в мэрии были сознательно преувеличены. Однако сразу по окончании выборов он перестал играть какую-либо выдающуюся роль в борьбе с окружением Чернецкого и тихо отошел на задний план, став «серым кардиналом» с переменной степенью влиятельности.

Для Юрия Осинцева же переход на областной уровень, переход в иное качество, это именно выход на новые перспективы, на новый уровень работы. Примечательно, что он занял пост, с которого на повышение – на пост главы губернаторской администрации – ушел Анатолий Тарасов. В настоящее время Тарасов является чрезвычайно влиятельной фигурой, и именно он режиссирует вхождение Юрия Осинцева на трон.

Таким образом, если до осени 2003 г. Юрия Осинцева не «съедят» в ходе непрекращающихся аппаратных войн, то он сможет стать первым и единственным, претендентом на пост главы Екатеринбурга, выдвинутым областными властями, который может иметь реальные шансы на успех.

Если в 2003 г. он становится мэром, то вопрос о «преемнике» для Эдуарда Росселя решается сам собой. Кто, как не молодой и энергичный глава Екатеринбурга, может возглавить область после ухода со сцены на заслуженный отдых патриарха федеральной и уральской политики?

Пока же у Осинцева нет своей команды, но он активно интегрируется в команду действующего губернатора. Фактически это означает, что окружение губернатора постепенно перестраивается, чтобы со сменой фигур на самой вершине Олимпа остаться на своих местах.

Перспективы

Если посмотреть перспективные планы развития промышленных предприятий и ФПГ, то в качестве этапных дат там фигурируют 2010-2015 гг. Многие проекты, деньги в которые вкладываются сейчас, будут длиться десятилетиями и начнут давать прибыль только в двадцатых годах этого века. Совершенно очевидно, что основная игра сейчас идет не вокруг того, кто станет губернатором в 2003 г., а как будут «пересекаться» интересы элит и крупнейших ФПГ в более далеком будущем. По мнению ряда наблюдателей, в ближайшее время многие из этих групп по собственной воле или под давлением общероссийских тенденций начнут изменять структуру своего бизнеса. Выведение средств из сырьевой промышленности и вложение их в торговлю, отдых и сферу обслуживания возможно провести только при стабильной и предсказуемой власти. А если учесть, что все эти сферы наиболее прибыльны в Екатеринбурге, то фигура городского главы становится чрезвычайно важной еще и с этой точки зрения.

В этом смысле крупнейшим ФПГ области жизненно важно получить во главе области человека, который сможет долго и крепко сидеть на этом посту. Идеальный сценарий – контролируемая вертикаль областной власти, обеспечивающая соблюдение интересов инвесторов на всех уровнях – областном и муниципальном, с возможностью лоббировать интересы региональных ФПГ в Москве.

Послесловие

Опровергнуть логические построения автора можно легко и непринужденно. Тем не менее по ряду косвенных признаков можно предположить, что он в курсе планов, разрабатываемых элитами. Политическая ситуация, однако, меняется стремительно, и уже через несколько месяцев, по итогам выборов в Областную думу, могут быть приняты иные решения, которые определят развитие области на годы вперед.

Нельзя отрицать и главного: борьба за «наследие» собирающегося на третий срок Эдуарда Росселя уже начинается. Системообразующий бизнес планирует свою жизнь на десятилетия вперед, и не приходится рассчитывать, что процесс передачи власти в нашей богатой области будет пущен на самотек. Вокруг всех возможных «наследников» формируются «группы поддержки». Они готовы уже сейчас обеспечить любую поддержку «своему» кандидату, чтобы потом, через несколько лет, составить костяк новой элиты.


Другие материалы по теме: