Игорь Ковпак: Мощность бизнеса измеряется деньгами, а не количеством булочных

15 февраля 2002 (13:21)

В последнее время внимание общественности привлекла тема экспансии торговых сетей федерального масштаба в регионы, и в том числе в Свердловскую область. В этой связи «VIP-консультант» взял интервью у руководителя сети супермаркетов «Кировский» Игоря Ивановича Ковпака.

– Как человек, первым занявшийся развитием крупной торговой сети на Среднем Урале, не могли бы вы рассказать, какова сегодня ситуация на этом рынке? Какой критерий оценки для предприятий, занимающихся этим бизнесом, будет наиболее объективным?

– Я считаю, что в Екатеринбурге есть серьезные сети, это прежде всего «Кировский», «Купец», «Звездный», «Чкаловский». В ближайшие год-два появятся еще, жизнь не стоит на месте: кто-то развивается, кто-то погибает, естественно, конкуренция нарастает, это неизбежно.

Тем не менее, во всем мире мощность данного бизнеса измеряется не количеством маленьких магазинов, мощность бизнеса измеряется деньгами. К примеру, в сети магазинов «Кировский» за декабрь 2001 г. оборот составил около 200 млн руб. наличными, то есть это деньги, прошедшие через кассы. Вряд ли подобных показателей смог достигнуть кто-либо из конкурентов. Это серьезный показатель для любого российского города, даже для такого, как Москва с ее высоким уровнем жизни. Количество магазинов само по себе ничего не говорит о мощности бизнеса. Хотя, даже если взять во внимание именно количество магазинов, то сегодня сеть супермаркетов «Кировский» располагает крупными и средними магазинами, расположенными на основных магистралях города, в основном это бывшие гастрономы, причем в прошлом году 14 магазинов были переведены на самообслуживание. Кроме того, уже в этом году мы приобрели еще два крупных магазина площадью 1800 и 1100 кв. м, которые откроются через два-три месяца. Я считаю, что у нас магазины нормального формата и расположены в хороших местах.

– Сегодня широко обсуждается тема прихода на рынок крупных московских торговых сетей. Насколько это вероятно и каковы будут последствия?

– Это говорят, в основном представители СМИ, что сюда приближаются московские или иностранные торговые сети. Можно согласится, что действительно конкуренция будет нарастать и далее. Но говорить о том, что «Кировский» попадет в какую-то тяжелую ситуацию, – это неверно. Да, действительно, может произойти определенный отток покупателей, однако вряд ли это сможет как-то принципиально сказаться на работе сети супермаркетов «Кировский». Московские компании, даже если они появятся в Екатеринбурге, не смогут торговать дешевле, чем мы. Кроме того, они и не желают торговать себе в убыток. Если по Екатеринбургу наши торговые надбавки составляют в среднем 20–25%, то в Москве торговые надбавки крупных сетей, таких как «Седьмой континент», «Перекресток», составляют 30–50%.

Руководитель торговой сети «Перекресток» Александр Касьяненко, с которым я общался, узнав о том, что наши торговые надбавки составляют 20–25%, сказал, что торговая сеть «Перекресток» пока не готова торговать при таких размерах надбавки, т.к. высоки издержки. И это вовсе не какие-то домыслы, а слова руководителя крупной московской торговой сети.

В этой связи если даже какие-то московские торговые сети придут на рынок Екатеринбурга, то они столкнутся с жесткой конкуренцией, в том числе и с со стороны «Кировского», и далеко не факт, что в конкурентной борьбе выиграют именно москвичи. Местные производители товаров вряд ли пожелают терять налаженные производственные связи с нами. Они видят, что мы закупаем большие объемы у них, и вряд ли московские торговые сети смогут закупать больше, чем мы, и получать лучшие цены, чем мы. В магазинах Свердловской области, как и в любом другом регионе, продаются в основном продукты, которые производятся в нашем регионе, а не в Москве или за рубежом, и никто не сможет продавать их дешевле, чем местные продавцы.

Небольшие одиночные магазины в нашем городе будут испытывать определенное давление со стороны крупных иногородних конкурентов, так как чем больше объем закупок у определенного производителя, тем ниже его цены. Понятно, что любой одиночный магазин не сможет обеспечить тот же объем закупок, что и большая сеть. Между поставщиком и одиночным магазином всегда есть какие-то посредники.

– Сегодня широко обсуждается тема прихода на рынок крупных московских торговых сетей в контексте выстраивания некой экономической вертикали, по аналогии с «вертикалью власти». Насколько это вероятно в отношении торговых сетей, и каковы будут последствия?

– Но это произойдет только в том случае, если уровень жизни в регионе начнет подниматься, а сегодня уровень жизни в Свердловской области достаточно низкий по сравнению, например, с Московским регионом. Любые иногородние продавцы придут сюда только тогда, когда мы будем жить лучше. На самом деле мы сегодня попросту недостаточно богаты, для того чтобы заинтересовать иногородних продавцов и тем более иностранных, и никакие политические лозунги здесь не помогут. Надеяться надо только на себя и создавать самим все структуры для развития бизнеса надо тоже самим. До тех пор, пока уровень жизни здесь будет достаточно низким, никто из внешних инвесторов сюда спешить не будет. Иностранцам гораздо выгоднее будет вложить свои деньги в Китай или в какие-то другие страны с более стабильной и предсказуемой экономической и политической обстановкой. У нас же, в отличие от этих стран, обстановка совершенно непредсказуема. Для примера, только дали предпринимателям два года назад спокойно работать, как сегодня уже весь бизнес обложили единым социальным налогом. В итоге предприятия будут действительно платить больше налогов. Однако единый социальный налог попросту подталкивает малые предприятия возвратиться к «черным» схемам работы. Как несколько лет назад, опять не все деньги будут проходить через кассу, не вся заработная плата будет платиться работникам официально, чтобы избежать уплаты единого социального налога. Я думаю, что государство явно поспешило обложить предпринимателей единым социальным налогом, это 35,6%, и повторным налогом по результатам деятельности самого предпринимателя, это удар по всему легальному предпринимательству.

– Коснутся ли «Кировского» последние изменения в финансовом законодательстве, в частности введение службы «финансовой разведки»?

– Сейчас действительно создана служба финансовой разведки, которая начала функционировать с 1 февраля. Я уверен, что деятельность этой службы коснется всех крупных предпринимателей. В том числе, возможно, будет каким-то образом проверен супермаркет «Кировский», хотя нас всего два года назад проверяла налоговая полиция. Возможно, будут проверены и доходы предпринимателя Ковпака. Однако я хочу сказать, что мои доходы полностью легальны и открыты. Да, мои доходы превышают $ 20 000, но они полностью чистые, с них уплачены все налоги. Я считаю, что надо уже привыкать к тому, что есть люди, которые имеют большие доходы и платят в то же время значительные налоги. Я полагаю, что и молодежь должна стремиться к тому, чтобы стать относительно богатыми людьми, – ведь чем богаче люди, тем богаче страна и тем в конечном итоге лучше живется нам всем.

– Собираетесь ли вы возвращаться в политику?

– Я действительно совершил вынужденную ошибку в свое время, когда в один день участвовал в выборах мэра и депутата Государственной Думы. Но это была вынужденная ошибка, и на тот момент сложилась весьма сложная и деликатная ситуация, в итоге я был вынужден участвовать в обоих выборах, зная, что делаю это во вред себе, и многие нормальные люди, которые не знают деталей, могли понять меня неверно. Однако что произошло, то произошло. Я уверен, что время расставит все по своим местам. Тем более что сегодня наш бизнес растет, товарооборот составил около $100 млн за прошлый год – показатель весьма впечатляющий для России.

Что касается дальнейших планов, то жизнь покажет, стоит ли мне участвовать в следующих выборах. У нас тысячи предпринимателей, тысячи людей, занимающихся бизнесом. К сожалению, у нас пока нет понимания того, что если какой-то серьезный бизнесмен пошел в политику, то таких людей надо поддерживать. Логика тут очень простая – «пробивая» свои интересы, этот человек одновременно защитит и интересы бизнеса в целом.

Сегодня те металлурги или промышленники, которые присутствуют в Областной думе, не станут защищать интересы предпринимателей, которые занимаются розничной или оптовой торговлей, – им это в голову не придет.

А я считаю, что таких предпринимателей, моих коллег, – большинство, при этом абсолютно неважно, торгуют они продуктами или промтоварами. Конечно, если бы в законодательных органах были представители бизнеса, то они, вне всяких сомнений, защищали бы свои интересы и одновременно интересы всего бизнеса, в том числе и мои. Видимо, когда я участвовал в выборах, я не смог донести до людей эту точку зрения, и до сих пор этого никто не сделал. Как результат – представители бизнеса не смогли объединиться, и мы и столкнулись с таким явлением, как единый социальный налог.

– Как вы оцениваете влияние власти на бизнес в Свердловской области?

– В Свердловской области существует миф о том, что регион живет только за счет промышленности. Однако если посмотреть на цифры, то мы увидим, что 20% всего бюджета России формируется за счет торговли. Я уверен, что если мы не будем развивать малый и средний бизнес, то никакая металлургия и тяжелая промышленность не выведут уровень жизни в Свердловской области на более или менее высокий уровень. Почему в Москве такой высокий уровень жизни? Конечно, там сконцентрирована значительная часть финансовых ресурсов страны. Но в то же время посмотрите на то, как поощряется малый и средний бизнес правительством Москвы.

В Свердловской же области до сих пор бытует мнение, что мы живем сравнительно неплохо только за счет тяжелой промышленности и металлургии. Безусловно, эти отрасли очень важны, но без развития торговли не стоит ожидать существенного повышения уровня жизни в нашем регионе. Я считаю, что губернатор и вся власть должны уделять большее внимание именно малому и среднему бизнесу и прежде всего торговле, а не замыкаться на промышленности и металлургии, как происходит сегодня.

Тем более что наши крупные металлургические и промышленные системообразующие предприятия по большому счету обслуживаются в московских банках. Основная часть денежных потоков идет через Москву. А наш бизнес имеет оборот $ 200 000 в день, притом мы не пользуемся кредитами, мы работаем только за счет собственных оборотных средств. Эти деньги мы размещаем в екатеринбургских банках, те вкладывают их в какие-то другие проекты в регионе, и таким образом, в том числе и за счет наших финансовых ресурсов, развивается Свердловская область.


Другие материалы по теме: