«Ведомости»: Фадеев отменяет скидки «Евразхолдингу»

6 марта 2002 (13:30)

Как стало известно «Ведомостям», новый министр путей сообщения Геннадий Фадеев инициировал масштабные изменения в системе индивидуальных тарифных скидок, доставшейся ему в наследство от Николая Аксененко. Если правительство одобрит инициативу министра, резко повысятся транспортные издержки предприятий «Евразхолдинга» и «СИБУРа», в результате чего МПС получит в этом году 4,8 млрд. руб. дополнительного дохода. Другие обладатели крупных скидок – «Сибнефть» и «Русал» – не пострадали. Правительство отказалось резко повышать тарифы МПС, отчего в годовом бюджете министерства образовалась дыра в 40 млрд руб. И Фадеев решил замахнуться на святое – систему индивидуальных тарифных скидок, утвержденную телеграммой Аксененко от 29 декабря 2001 г. Так подтвердился прогноз министра экономразвития Германа Грефа о том, что жесткая тарифная политика государства заставит монополии искать внутренние резервы. Глава управления железнодорожных тарифов Федеральной энергетической комиссии Андрей Лаврищев подтвердил, что железнодорожники уведомили ФЭК о своем желании отменить часть скидок. Их инициативу уже на этой неделе рассмотрит правительственная комиссия по тарифной политике под руководством вице-премьера Виктора Христенко. Ревизии подверглись тарифы на те экспортируемые товары, мировые цены на которые в последнее время выросли, говорит глава ЦФТО МПС Салман Бабаев: «Если, например, цена на полиэтилен превысила $500 за тонну, то для производителей нет проблемы заплатить за перевозку до границы полные $50 – 53. Ведь мы должны думать о доле транспортных расходов в себестоимости того или иного продукта». Так что МПС предлагает отменить спецтарифы на экспортные перевозки полиэтилена и полипропилена, а также метанола с Томского и Тобольского нефтехимкомбинатов, управляемых «СИБУРом». При Аксененко скидки на перевозки этой продукции до границы достигали 40%. Также повысится – с $13 до $17 – тариф на транспортировку минеральных удобрений «Кемеровского азота». Вице-президент «СИБУРа» по экономике Иосиф Хайцин обещал «Ведомостям» «побороться» с МПС: «Оно руководствуется исключительно узковедомственными интересами. Экспортная цена на нашу продукцию в последнее время не росла. Тариф на перевозку составлял в ней примерно 50%». Другая жертва жесткой экономии в МПС – «Евразхолдинг». В январе Фадеев уже сэкономил для своего ведомства 40 млрд. руб. (11,3 млрд. руб. только в 2002 г.), отказавшись строить подъездные пути к контролируемым этой компанией Эльгинскому и Чинейскому месторождениям. Теперь по «Евразу» нанесен еще один удар. Железная руда с казахстанского Соколовско-Сорбайского ГОКа будет перевозиться на входящие в холдинг КМК и «Запсиб» по тарифу $9,1 за тонну (льготная ставка составляла $3,9). А тарифы на экспортные перевозки готового проката этих комбинатов до погранпереходов вырастут, по словам Бабаева, в среднем на 15%. Комментариев в «Евразхолдинге» вчера получить не удалось. Если правительство поддержит Фадеева, примерно на 30% вырастет экспортный тариф для угольщиков Кузбасса. Сегодня уголь перевозится примерно за треть предельной ставки, в результате чего экспорт Кузбасса вырос до 16 млн. т. в год. Для некоторых компаний, однако, скидки сохранятся, а иным тарифы могут и понизить. Бабаев говорит, что рассматривает заявку «ЮКОСа», который просит льгот для экспортных поставок мазута с Ачинского, Куйбышевского и Ангарского НПЗ (сегодня 50-процентной скидкой пользуется только входящий в «Сибнефть» Омский НПЗ). Фадеев не предлагает отменить и специальное соглашение между МПС и «Русским алюминием», в соответствии с которым «Русал» экономит, по подсчетам Михаила Селезнева из Объединенной финансовой группы, порядка $35 млн. при импорте сырья с Николаевского и Павлодарского глиноземных заводов.


Другие материалы по теме: