Позиционная война
Идеологическое противостояние элиты Свердловской области и института полномочных представителей президента и лично Петра Латышева было чрезвычайно модной темой в ушедшем году. Сейчас общественное внимание к этому вопросу ослабло, но, как свидетельствует анализ публикаций в прессе, противостояние не только не исчезло, но и, более того, усилилось и перешло в новую фазу, фазу затяжной позиционной войны.
Вернемся к началу эпопеи. Еще до назначения полпреда в областной прессе начался шум, активно инициируемый разными заинтересованными сторонами. Оппозиционные губернатору СМИ высказывали робкую надежду, что присланный из Москвы чиновник «накажет» Эдуарда Росселя. Полпред воспринимался оппозиционными кругами как эффективное орудие реванша, как реальная возможность решить свои экономические и политические проблемы, используя мощный ресурс федеральной исполнительной власти.
Забегая вперед, скажем, что, к чести своей, Петр Латышев не стал «таскать каштаны из огня» для губернской оппозиции. Систематическая доставка компромата на его рабочий стол не привела к столь ожидаемым расправам и увольнениям, что уменьшило практическое значение полпреда для решения тактических задач губернской политики и экономики.
Подконтрольные же губернатору СМИ изначально заняли враждебную полпреду позицию. Мотивация заказчиков и организаторов кампании против полпреда понятна, хотя весьма неубедительна: все решения — и по персоналии, и по полномочиям — принимались в Москве, поэтому шум на уровне одного из регионов округа особого значения не имел и иметь не мог.
В Свердловской же области назначение полпреда было воспринято как вмешательство Москвы во внутренние дела области, и с учетом «мессианских» ожиданий оппозиции это гипотетическое вмешательство изначально воспринималось как негативное. С учетом поддержки, высказанной Росселем новому Президенту России, то, что полномочный представитель был назначен без согласования с региональными элитами и границы Уральского федерального округа были определены без учета мнения свердловского губернатора, многие годы возглавлявшего некогда мощную Ассоциацию экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона, было воспринято как некое «предательство» нового руководства России. Многолетняя привычка «торговаться» с федеральным центром, выработанная в годы правления Ельцина, дала сбой: оказалось, что Москва готова проводить свою политику, учитывая интересы территорий лишь в незначительной степени.
Прошедшие после введения института полпредства месяцы показали, что никакого «судного дня», по крайней мере показательного, для губернаторов, даже самых строптивых, не настало. Таким образом, все опасения относительно деятельности полпредов оказались в большинстве своем излишними. Вот тут, по логике, и должны были наступить мир и согласие.
Но в Свердловской области противостояние зашло слишком далеко. После глуповатого и откровенно надуманного скандала вокруг резиденции полпреда — Дворца пионеров, который в итоге так и остался Дворцом пионеров, отношения между двумя учреждениями с Октябрьской площади окончательно испортились. В итоге те свердловчане, которые остались в аппарате полпреда, занимают отнюдь не проросселевскую позицию, а зачастую и откровенно «играют» против него.
Эксперты считают, что вся полнота ответственности за такое положение дел лежит именно на тех, кто организовал этот конфликт.
Какие же цели ставили перед собой чиновники областной администрации, затевая информационную войну с полпредством? Мотивация понятна: это и страх перед реформой административной системы, и личные амбиции не попавших в штат полпредства чиновников, и характерное для ряда лиц в губернаторском окружении принципиальное нежелание воспринимать позицию оппонентов. Возможно, сыграло свою роль и неудовлетворенное желание иметь в аппарате «своих» людей.
Но корни конфликта лежат не только и не столько в различии взглядов на будущее России. Наблюдатели прямо указывают на значительные расхождения в представлениях Федерации и области о принципах и практике управления экономикой. В результате в несколько подвешенном положении оказался министр госимущества области, тесно связанный с губернаторским кланом и планировавший изменить структуру управления госсобственностью в интересах части областной элиты. Однако фактор наличия в области президентского представителя заставил заинтересованных в этих изменениях лиц поставить на них крест и занять оппозиционную Латышеву позицию.
Методы «войны» с полпредством достаточно однообразны и в основном сводятся к публикации в СМИ разнообразных критических материалов. В сфере организации PR-мероприятий никаких особенных успехов достигнуто не было: раздуть скандал удалось только вокруг резиденции полпреда, но эта тема уже полностью выработана, и постоянные попытки напомнить о ней публике скорее приводят к обратным результатам.
Сегодняшние цели затянувшейся войны части руководства Свердловской области против полпреда Латышева, — пожалуй, самое непонятное в этой войне. Сразу отметим: говорить о «войне» Латышева против Росселя и/или его окружения не приходится. Как бы кому-то ни хотелось, но никакой целенаправленной дискредитации областной политической элиты со стороны полпредства не наблюдалось и не наблюдается. Таким образом, эскалация напряженности началась и продолжается именно со стороны областных властей или, говоря точнее, из-за спины Эдуарда Росселя. Последнее утверждение вовсе не означает полного личного неучастия губернатора в событиях, но он является скорее неким знаменем и символом «движения сопротивления», чем его фактическим главой.
Конечно, кроме публикаций в прессе предпринимались и иные попытки «поставить» полпреда «на место» с помощью интриг в президентском аппарате, но на настоящий момент аппаратные бои можно считать проигранными: московские чиновники отнюдь не хотят участвовать в играх губернских бюрократов. Да и сами публикации вызывают удивление: если бы критикующие полпреда материалы размещались в московской прессе или хотя бы доходили до широких слоев московской элиты, целесообразность их появления была бы очевидной. Но в силу каких-то непонятных соображений полпред подвергается критике на страницах местных газет и в программах местных телеканалов. Можно было бы признать необходимость подобных действий, если бы деятельность полпреда оценивалась в ходе выборов или референдумов. Но ничего подобного пока не планируется, а в губернаторских выборах 2003 г. Петр Латышев, вопреки ходившим в некоторых московских кругах слухам, участвовать, скорее всего, не будет. Таким образом, попытка проведения широкомасштабной кампании по дискредитации Латышева в областных СМИ не только неэффективна (так как в ней участвует узкий круг СМИ), но и бессмысленна. Более того, методичное раздражение президентских структур чревато ответными действиями.
К сожалению, организаторы травли Латышева живут в своем собственном мире и, очевидно, считают, что их позицию разделяют едва ли не все уральцы. В то же время, по объективным данным, авторитет Петра Латышева достаточно высок не только в других областях, входящих в Уральский федеральный округ, но и в Свердловской области, не говоря уже о московских коридорах власти. Поэтому, пользуясь поддержкой политической элиты Москвы и областей округа, а также местной оппозиции, Петр Латышев вполне может заняться усмирением бунтовщиков.
Другое дело, что со стороны полпреда никаких мероприятий по нейтрализации усилий оппонентов не проводится. С одной стороны, именно этим и объясняется затяжной характер конфликта: антилатышевская истерия может продолжаться только в условиях бездействия аппарата Латышева. При желании можно было бы быстро и эффективно объяснить руководителям некоторых СМИ ошибочность их представлений об истинном положении дел в области и России. С другой стороны, подобная ситуация не может не беспокоить: джентльменское поведение полпреда, не замечающего раздуваемых вокруг него скандалов, может быть воспринято рядовыми гражданами как показатель слабости президентских структур в целом.
Есть еще один немаловажный аспект: из-за слабости собственных идеологических структур полпред постоянно оказывается в зависимости от интересов СМИ области. А наши СМИ традиционно чрезвычайно политизированы. К сожалению, вместо построения четкой и рациональной модели работы со всеми СМИ аппарат полпреда в очередной раз наступает на традиционные для России грабли — выбирает из множества информационных структур одну, причем заведомо не самую авторитетную и известную, и пытается работать через нее, склоняя к этому же пресс-службы федеральных структур в области.
В итоге ситуация в Свердловской области оказывается прямо противоположной общероссийским тенденциям: если в стране голос исполнительной власти звучит авторитетно и значимо, то в Свердловской области полпред существует в условиях информационного вакуума, заботливо создаваемого его недоброжелателями и чуть ли не сотрудниками аппарата.
Перспективы
Что же дальше? По имеющимся сведениям, вопрос о назначении Петра Латышева на пост федерального министра внутренних дел еще не закрыт. Компетентные источники утверждают, что он остается самым реальным кандидатом на эту должность. Однако, если в середине прошлого года положение Рушайло да и всей команды «ставленников Березовского» казалось довольно шатким, то сейчас можно сказать, что большинству высокопоставленных чиновников, которых обвиняли в связях с ним (Касьянову, Волошину, Рушайло), удалось сохранить свои посты, своевременно дистанцировавшись от опального олигарха. Тем не менее, претензии к Рушайло остаются и уже не столько по политической, сколько по экономической линии — ряд наблюдателей указывают на чрезвычайно близкие отношения министра внутренних дел с некоторыми сомнительными структурами. Таким образом, истинный статус Рушайло довольно неясен, а поэтому невозможно уверенно прогнозировать ближайшие перспективы карьерного роста уральского полпреда. Но одного отрицать нельзя: центральные СМИ демонстрируют особое внимание к персоне уральского полпреда, и едва ли это случайно. Более того, известно, что практически с первого же появления Петра Латышева на Урале с ним работает группа столичных имиджмейкеров.
Тем не менее, в ближайшие месяцы Петр Латышев останется на Урале, а, значит, продолжится и противостояние. Вполне возможно, что заказчики и дирижеры антилатышевской кампании смотрят гораздо дальше, чем может показаться. Возможно, что его пытаются дискредитировать на посту полпреда именно как потенциального кандидата на пост губернатора Свердловской области на следующих выборах: удачный опыт замены «проблемных» региональных руководителей безоговорочно верными Путину генералами вполне может служить подтверждением этой мысли. Возможно, именно этим объясняется упорство его недоброжелателей.
Но время работает на полпреда. Укрепление вертикали власти в масштабах всей страны усиливает позиции представителей президента. Вопреки стараниям оппозиции авторитет президента не уменьшается, и эту тенденцию следует признать объективной. Что бы ни говорили, именно Петр Латышев на сегодняшний день остается самым влиятельным политиком на Урале.
Вернемся к началу эпопеи. Еще до назначения полпреда в областной прессе начался шум, активно инициируемый разными заинтересованными сторонами. Оппозиционные губернатору СМИ высказывали робкую надежду, что присланный из Москвы чиновник «накажет» Эдуарда Росселя. Полпред воспринимался оппозиционными кругами как эффективное орудие реванша, как реальная возможность решить свои экономические и политические проблемы, используя мощный ресурс федеральной исполнительной власти.
Забегая вперед, скажем, что, к чести своей, Петр Латышев не стал «таскать каштаны из огня» для губернской оппозиции. Систематическая доставка компромата на его рабочий стол не привела к столь ожидаемым расправам и увольнениям, что уменьшило практическое значение полпреда для решения тактических задач губернской политики и экономики.
Подконтрольные же губернатору СМИ изначально заняли враждебную полпреду позицию. Мотивация заказчиков и организаторов кампании против полпреда понятна, хотя весьма неубедительна: все решения — и по персоналии, и по полномочиям — принимались в Москве, поэтому шум на уровне одного из регионов округа особого значения не имел и иметь не мог.
В Свердловской же области назначение полпреда было воспринято как вмешательство Москвы во внутренние дела области, и с учетом «мессианских» ожиданий оппозиции это гипотетическое вмешательство изначально воспринималось как негативное. С учетом поддержки, высказанной Росселем новому Президенту России, то, что полномочный представитель был назначен без согласования с региональными элитами и границы Уральского федерального округа были определены без учета мнения свердловского губернатора, многие годы возглавлявшего некогда мощную Ассоциацию экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона, было воспринято как некое «предательство» нового руководства России. Многолетняя привычка «торговаться» с федеральным центром, выработанная в годы правления Ельцина, дала сбой: оказалось, что Москва готова проводить свою политику, учитывая интересы территорий лишь в незначительной степени.
Прошедшие после введения института полпредства месяцы показали, что никакого «судного дня», по крайней мере показательного, для губернаторов, даже самых строптивых, не настало. Таким образом, все опасения относительно деятельности полпредов оказались в большинстве своем излишними. Вот тут, по логике, и должны были наступить мир и согласие.
Но в Свердловской области противостояние зашло слишком далеко. После глуповатого и откровенно надуманного скандала вокруг резиденции полпреда — Дворца пионеров, который в итоге так и остался Дворцом пионеров, отношения между двумя учреждениями с Октябрьской площади окончательно испортились. В итоге те свердловчане, которые остались в аппарате полпреда, занимают отнюдь не проросселевскую позицию, а зачастую и откровенно «играют» против него.
Эксперты считают, что вся полнота ответственности за такое положение дел лежит именно на тех, кто организовал этот конфликт.
Какие же цели ставили перед собой чиновники областной администрации, затевая информационную войну с полпредством? Мотивация понятна: это и страх перед реформой административной системы, и личные амбиции не попавших в штат полпредства чиновников, и характерное для ряда лиц в губернаторском окружении принципиальное нежелание воспринимать позицию оппонентов. Возможно, сыграло свою роль и неудовлетворенное желание иметь в аппарате «своих» людей.
Но корни конфликта лежат не только и не столько в различии взглядов на будущее России. Наблюдатели прямо указывают на значительные расхождения в представлениях Федерации и области о принципах и практике управления экономикой. В результате в несколько подвешенном положении оказался министр госимущества области, тесно связанный с губернаторским кланом и планировавший изменить структуру управления госсобственностью в интересах части областной элиты. Однако фактор наличия в области президентского представителя заставил заинтересованных в этих изменениях лиц поставить на них крест и занять оппозиционную Латышеву позицию.
Методы «войны» с полпредством достаточно однообразны и в основном сводятся к публикации в СМИ разнообразных критических материалов. В сфере организации PR-мероприятий никаких особенных успехов достигнуто не было: раздуть скандал удалось только вокруг резиденции полпреда, но эта тема уже полностью выработана, и постоянные попытки напомнить о ней публике скорее приводят к обратным результатам.
Сегодняшние цели затянувшейся войны части руководства Свердловской области против полпреда Латышева, — пожалуй, самое непонятное в этой войне. Сразу отметим: говорить о «войне» Латышева против Росселя и/или его окружения не приходится. Как бы кому-то ни хотелось, но никакой целенаправленной дискредитации областной политической элиты со стороны полпредства не наблюдалось и не наблюдается. Таким образом, эскалация напряженности началась и продолжается именно со стороны областных властей или, говоря точнее, из-за спины Эдуарда Росселя. Последнее утверждение вовсе не означает полного личного неучастия губернатора в событиях, но он является скорее неким знаменем и символом «движения сопротивления», чем его фактическим главой.
Конечно, кроме публикаций в прессе предпринимались и иные попытки «поставить» полпреда «на место» с помощью интриг в президентском аппарате, но на настоящий момент аппаратные бои можно считать проигранными: московские чиновники отнюдь не хотят участвовать в играх губернских бюрократов. Да и сами публикации вызывают удивление: если бы критикующие полпреда материалы размещались в московской прессе или хотя бы доходили до широких слоев московской элиты, целесообразность их появления была бы очевидной. Но в силу каких-то непонятных соображений полпред подвергается критике на страницах местных газет и в программах местных телеканалов. Можно было бы признать необходимость подобных действий, если бы деятельность полпреда оценивалась в ходе выборов или референдумов. Но ничего подобного пока не планируется, а в губернаторских выборах 2003 г. Петр Латышев, вопреки ходившим в некоторых московских кругах слухам, участвовать, скорее всего, не будет. Таким образом, попытка проведения широкомасштабной кампании по дискредитации Латышева в областных СМИ не только неэффективна (так как в ней участвует узкий круг СМИ), но и бессмысленна. Более того, методичное раздражение президентских структур чревато ответными действиями.
К сожалению, организаторы травли Латышева живут в своем собственном мире и, очевидно, считают, что их позицию разделяют едва ли не все уральцы. В то же время, по объективным данным, авторитет Петра Латышева достаточно высок не только в других областях, входящих в Уральский федеральный округ, но и в Свердловской области, не говоря уже о московских коридорах власти. Поэтому, пользуясь поддержкой политической элиты Москвы и областей округа, а также местной оппозиции, Петр Латышев вполне может заняться усмирением бунтовщиков.
Другое дело, что со стороны полпреда никаких мероприятий по нейтрализации усилий оппонентов не проводится. С одной стороны, именно этим и объясняется затяжной характер конфликта: антилатышевская истерия может продолжаться только в условиях бездействия аппарата Латышева. При желании можно было бы быстро и эффективно объяснить руководителям некоторых СМИ ошибочность их представлений об истинном положении дел в области и России. С другой стороны, подобная ситуация не может не беспокоить: джентльменское поведение полпреда, не замечающего раздуваемых вокруг него скандалов, может быть воспринято рядовыми гражданами как показатель слабости президентских структур в целом.
Есть еще один немаловажный аспект: из-за слабости собственных идеологических структур полпред постоянно оказывается в зависимости от интересов СМИ области. А наши СМИ традиционно чрезвычайно политизированы. К сожалению, вместо построения четкой и рациональной модели работы со всеми СМИ аппарат полпреда в очередной раз наступает на традиционные для России грабли — выбирает из множества информационных структур одну, причем заведомо не самую авторитетную и известную, и пытается работать через нее, склоняя к этому же пресс-службы федеральных структур в области.
В итоге ситуация в Свердловской области оказывается прямо противоположной общероссийским тенденциям: если в стране голос исполнительной власти звучит авторитетно и значимо, то в Свердловской области полпред существует в условиях информационного вакуума, заботливо создаваемого его недоброжелателями и чуть ли не сотрудниками аппарата.
Перспективы
Что же дальше? По имеющимся сведениям, вопрос о назначении Петра Латышева на пост федерального министра внутренних дел еще не закрыт. Компетентные источники утверждают, что он остается самым реальным кандидатом на эту должность. Однако, если в середине прошлого года положение Рушайло да и всей команды «ставленников Березовского» казалось довольно шатким, то сейчас можно сказать, что большинству высокопоставленных чиновников, которых обвиняли в связях с ним (Касьянову, Волошину, Рушайло), удалось сохранить свои посты, своевременно дистанцировавшись от опального олигарха. Тем не менее, претензии к Рушайло остаются и уже не столько по политической, сколько по экономической линии — ряд наблюдателей указывают на чрезвычайно близкие отношения министра внутренних дел с некоторыми сомнительными структурами. Таким образом, истинный статус Рушайло довольно неясен, а поэтому невозможно уверенно прогнозировать ближайшие перспективы карьерного роста уральского полпреда. Но одного отрицать нельзя: центральные СМИ демонстрируют особое внимание к персоне уральского полпреда, и едва ли это случайно. Более того, известно, что практически с первого же появления Петра Латышева на Урале с ним работает группа столичных имиджмейкеров.
Тем не менее, в ближайшие месяцы Петр Латышев останется на Урале, а, значит, продолжится и противостояние. Вполне возможно, что заказчики и дирижеры антилатышевской кампании смотрят гораздо дальше, чем может показаться. Возможно, что его пытаются дискредитировать на посту полпреда именно как потенциального кандидата на пост губернатора Свердловской области на следующих выборах: удачный опыт замены «проблемных» региональных руководителей безоговорочно верными Путину генералами вполне может служить подтверждением этой мысли. Возможно, именно этим объясняется упорство его недоброжелателей.
Но время работает на полпреда. Укрепление вертикали власти в масштабах всей страны усиливает позиции представителей президента. Вопреки стараниям оппозиции авторитет президента не уменьшается, и эту тенденцию следует признать объективной. Что бы ни говорили, именно Петр Латышев на сегодняшний день остается самым влиятельным политиком на Урале.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- В аппарате полпреда Президента РФ в УрФО не исключают перераспределения пол ...
- В аппарате полпреда Президента РФ в УрФО опровергли слухи о снятии Сергея С ...
- Финансово-экономический отдел аппарата полпреда Президента РФ в УрФО занима ...
- Финансово-экономический отдел аппарата полпреда Президента РФ в УрФО занима ...
- Сегодня в резиденции полпреда Президента РФ в УрФО пройдет заседание колле ...