Пивной вопрос в отдельно взятой Свердловской области

Петр Верховцев

Вокруг акций ОАО «Патра» могут развернуться интересные события.

Производство пива является весьма перспективной отраслью в России. Обычно, когда говорят о возможностях развития отечественного пивоварения, упоминают следующие цифры: в России потребление пива составляет всего лишь 25-28 литров в год на человека, тогда как в Германии доходит до 150-160 литров. Разумеется, у нас не Германия, но оспаривать перспективность развития рынка пива бессмысленно. По оценкам экспертов, декалитр пива дает до $10 чистой прибыли. Поэтому пивоварение развивалось довольно активно.

Следует отметить, что по всей России в последние годы наблюдался стабильный рост производства пива – до 25-30 % в год. Однако свердловские производители в целом не в лучшую сторону отличаются как от своих коллег по России, так и от соседей. К примеру, Пермская пивоваренная компания стабильно наращивает объемы. В нашей же области последние три года производство пива снижается, хотя сами темпы снижения замедляются. Если в 2000 г. объемы производства наших пивоваров упали на 11%, то в 2001 г. – на 6%.

Видимо, с этим и связаны заявления ряда представителей министерства по управлению государственным имуществом о грядущей приватизации пакета акций ОАО «Патра». Государству в акционерном капитале ОАО «Патра» принадлежит блокирующий пакет (25%). Не столь давно был опубликован список предприятий, доля государства в которых будет приватизирована, и акции ОАО «Патра» оказались в этом списке.

Местные особенности

Особенностью свердловских производителей пива является то, что они относятся к так называемым «независимым». Независимость их выражается в том, что они не входят ни в одну крупную пивоваренную компанию из действующих в России. В принципе, среди таких групп можно назвать «Балтика Beverages» (в представлениях не нуждается), «SUN-Interbrew», Efes, «Очаково». Следует отметить, что именно предприятия, которые входят в крупные корпорации, дают основной рост объемов производства по отрасли. В это же время самостоятельные производители переживают определенные трудности, связанные с необходимостью привлечения дополнительных средств как на обновление оборудования, так и на продвижение торговых марок на рынке.

Практически с самого начала своей деятельности в России значительный интерес к нашему пивному рынку проявляла финансовая группа «SUN», которая работает в нашей стране с 1992 г. В 1999 г. в результате объединения индийской компании «SUN Brewing» и бельгийской Interbrew возникла группа «SUN Interbrew». В настоящий момент группа контролирует от 15 до 20% пивного рынка России (на Украине ее позиции сильнее, там она занимает значительно больше половины рынка). Данной группе принадлежат такие известные торговые марки, как: «Толстяк», «Пикур», «Викинг», «Бавария», «Волжанин», «Сибирская корона», «Клинское». Крупнейшие из близких к Свердловской области заводов в Перми и Новосибирске в конечном счете контролируются данной группой.

SUN в Екатеринбурге

Еще в 1993 г. (то есть практически в первый же год после выхода на российский рынок) корпорация SUN начала развивать свою деятельность и в Екатеринбурге (точнее – одна из ее дочерних структур) и со Свердловским заводом пивобезалкогольных напитков создала совместное предприятие — АОЗТ «Екатеринбургская пивоваренная компания». На тот момент Свердловский завод пивобезалкогольных напитков являлся государственным предприятием, приватизация которого только ожидалась (что и произошло почти сразу же).

Уставный капитал созданного в 1993 г. АОЗТ «Екатеринбургская пивоваренная компания» распределялся следующим образом: чуть больше 60% акций (для круглого счета можно принять цифру 61%) принадлежали иностранному участнику, остальное – Свердловскому заводу пивобезалкогольных напитков. Причем последний вносил свою долю имуществом: производственными площадями, оборудованием и прочим. Иностранный участник (напомним, дочерняя фирма группы SUN) также поставляла оборудование, общая стоимость которого составила примерно $6 млн. Таким образом было обновлено оборудование на Екатеринбургском заводе пивобезалкогольных напитков. Данное оборудование также должно было быть учтено как взнос иностранного партнера в уставный капитал совместного предприятия. Обновление оборудования позволило предприятию освоить выпуск ряда новых марок и вплоть до 1998 г. стабильно наращивать объемы производства.

Как уже говорилось, к 1994 г. Свердловский завод пиво-безалкогольных напитков прошел процедуру приватизации. В результате получилась определенная правовая неясность. Иностранный партнер поставлял оборудование на территорию Свердловского завода пивобезалкогольных напитков, который вошел в АОЗТ «Екатеринбургская пивоваренная компания». Однако в результате приватизации на месте государственного предприятия «Свердловский завод пивобезалкогольных напитков» возникло акционерное общество «Патра», торговую марку которого мы знаем благодаря активной рекламной кампании. Акционерное общество «Патра», в свою очередь, уже не участвовало в АОЗТ «Екатеринбургская пивоваренная компания». В то же время из-за рубежа было поставлено, установлено и запущено в эксплуатацию оборудование. Поскольку производственные фонды Свердловского завода пивобезалкогольных напитков достались «Патре», то и оборудование, предназначавшееся Екатеринбургской пивоваренной компании, – тоже осталось на балансе «Патры». При этом следует отметить, что до сих пор трудно установить перечень имущества, которое было передано от государственного предприятия «Свердловский завод пивобезалкогольных напитков» обществу «Патра». Это влечет определенные проблемы и с идентификацией того имущества, которое было получено от иностранного партнера. Такая ситуация связана как со своеобразной манерой ведения дел по управлению государственным имуществом в начале 90-х гг., так и с рядом реорганизаций акционерного общества «Патра». С 1994 г. юридическое лицо, которое контролировало производственные мощности завода, менялось в общей сложности четыре раза (в том числе один раз происходило деление), что, впрочем, не является чем-то из ряда вон выходящим с точки зрения нашей юридической и экономической практики. Особенно в свете описываемых событий.

Итог

Собственно Екатеринбургская пивоваренная компания (которая и была совместным предприятием) так и не начала хозяйственной деятельности. Реально производственная деятельность (то есть использование оборудования) велась и ведется «Патрой», несмотря на все реорганизации. Арбитражный суд в ноябре прошлого года подтвердил право иностранного партнера на участие в капитале АОЗТ «Екатеринбургская пивоваренная компания». Но в реальности представители крупнейшего акционера (владеющего примерно 61% акций и обеспечившего поставки оборудования) так и не смогли с 1993 г. принять участие в собрании акционеров упомянутого АОЗТ. В связи с этим их взнос в уставный капитал так и не был оформлен решением собрания акционеров соответствующего общества, что опять же создает дополнительные правовые трудности.

Тем не менее, в свете продажи государственного пакета акций ОАО «Патра» можно ожидать, что этот пакет вполне может быть перекуплен группой SUN Interbrew, которая таким образом может получить контроль над активами «Патры», раз уж не удается этого сделать в суде. С некоторой долей уверенности можно утверждать, что группа SUN вряд ли откажется от контроля над одним из пивоваренных заводов с современным оборудованием, тем более что в организации этого производства группа SUN принимала самое непосредственное участие. Естественно, что нынешний менеджмент «Патры» постарается всеми силами не допустить покупки такого крупного пакета акций конкурирующей пивоваренной корпорацией, применив для этого свои лоббистские возможности на всех уровнях, в том числе и в правительстве области, которое в лице областного мингосимущества является держателем государственного пакета акций. Результатом всего этого может быть резкий рост рыночной стоимости акций ОАО «Патра» и, соответственно, капитализации предприятия.

Таким образом, один из крупнейших и активно развивающихся пивных холдингов страны в ближайшее время вполне может выйти на местный рынок в качестве производителя. Хорошо это или плохо для области? С одной стороны, область потеряет достаточно крупного налогоплательщика: если «Патра» попадет по контроль SUN Interbrew, то скорее всего все налоги будут платиться не в Свердловской области, а в Москве. С другой стороны, смена собственника может весьма позитивно сказаться на развитии самого пивоваренного предприятия: такой крупной корпорации, как SUN Interbrew, было бы проще привлекать средства на развитие и расширение производства.

Непонятной остается и судьба торговой марки «Патра» в случае приобретения контроля группой SUN над заводом. Сохранит ли SUN торговую марку «Патра», или же будет производить пиво на оборудовании «Патры» под одной из своих раскрученных торговых марок, таких как «Клинское» или «Сибирская корона»? Тем более что в ходе последней рекламной кампании «Патры» ее торговая марка также приобрела широкую известность. В то же время на фоне других производителей пива это не выглядит чем-то экстраординарным – практически все они в прошлом году резко активизировали рекламную деятельность.


Другие материалы по теме: