Турбомоторный завод – битва исполнителей

Наталья Денисенко

На Турбомоторном заводе происходит процесс смены собственника с участием государства

Смена руководства крупных промышленных предприятий для Урала уже не новость. В процессах отстранения директоров разнятся лишь причины и величины пакетов акций конфликтующих сторон. Однако государство редко оказывается замешанным в конфликте собственников. Смена руководства Уральского турбомоторного завода – как раз такая редкость. 28 августа прошлого года в Москве состоялось заседание cовета директоров ОАО «Турбомоторный завод» (ТМЗ). Судя по отчету представителей предприятия, в этом совете приняли участие семь директоров из девяти. Руководство завода решило досрочно прекратить полномочия генерального директора общества Анатолия Чубарова и назначить на его место Валерия Шаблакова. На тот момент Шаблаков был заместителем Чубарова по экономике и финансам. Как следует из протокола заседания, решение было принято единогласно. На этом же заседании решено провести полную инвентаризацию имущества ОАО «Турбомоторный завод». Кандидатуру нового руководителя предприятия выдвинул один из основных акционеров ТМЗ – Министерство по управлению государственным имуществом РФ. К исполнению своих обязанностей генеральный директор приступил на следующий после заседания совета день – 29 августа.

Практически ровно через полгода – 28 февраля 2002 г. – Арбитражный суд Свердловской области вынес определение, предписывающее восстановить Анатолия Чубарова в должности генерального директора завода. Решение суда вступило в силу 1 марта.

История конфликта

60% акций ОАО «ТМЗ» принадлежит Министерсту по управлению госимуществом РФ. К тому же в отношении предприятия используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении им – так называемая «золотая акция».

Полгода назад, решив, что команда менеджеров неэффективно управляет производством, владелец контрольного пакета решил ее сменить. Поводы для такого радикального решения назывались следующие: многомесячный долг по зарплате, кредиторская задолженность объемом в 1,4 млрд руб. и при этом соотношение управленческого и производственного персонала 60% к 40%. 23 июня 2001 г. собрание акционеров избрало новый состав совета директоров, который через пять дней снял генерального директора. Кроме того, постановлением Правительства РФ в ОАО «ТМЗ» были назначены представители Федерации – помощник Министра имущественных отношений Российской Федерации Юсупов – в совет директоров, советник Департамента имущества промышленности, строительства, лесного и дорожного хозяйства Минимущества РФ Харлова – в ревизионную комиссию.

Казалось бы, «Турбинка» полностью ушла под московских владельцев. Но в дело вмешалась ФПГ «Тяжэнергомаш», которой в 1996 г. был передан в доверительное управление 25-процентный пакет государственных акций предприятия. Представитель Тяжэнергомаша Алексей Новоселов расценил действия Минимущества как попытку незаконного захвата Турбомоторного завода. По его мнению, оппоненты действовали, отстаивая свои финансовые интересы, а вовсе не беспокоились о благополучии предприятия.

Этот акционер и отстраненный от должности генеральный директор Анатолий Чубаров вместе со своими бывшими заместителями обратились в суд с целью доказать незаконность своего увольнения. Свою поддержку руководителю одного из крупных уральских предприятий оборонного комплекса оказал и губернатор Свердловской области Эдуард Россель. По его словам, за два месяца работы «новой команды» объем производства на ТМЗ упал вдвое. Это заявление главы области новый директор Шаблаков упорно опровергал, однако ничего больше о предприятии сказать не смог. 10 января 2002 г. Арбитражный суд Свердловской области признал нелегитимным проведение 23 июня собрания акционеров АО «Уральский турбомоторный завод» на том основании, что на него не были приглашены представители финансово-промышленной группы «Тяжэнергомаш». Собрание было признано незаконным, избранный им совет директоров – неправомочным, а все последующие решения директоров – недействительными, включая и решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора Анатолия Чубарова. Его бывшие заместители Владимир Ревзин и Василий Добижа были убеждены в том, что, даже если процесс будет осложнен серией апелляций со стороны Мингосимущества РФ, их дело правое и в конце концов они победят. На тот момент правы они оказались только в одном – представитель владельца 60% акций подал на апелляцию.

Причины и последствия

Все вышеизложенное – факты, заметные для общественности. Однако за завесой громкого скандала скрывался малозаметный процесс, который на первый взгляд вовсе не связан со всей этой историей. Этот процесс тянется до сих пор и называется он «продвижением немецкого двигателя «Дойтц» на российский рынок».

В августе 2000 г. были подписаны трехстороннее соглашение и протокол о намерениях между правительством Свердловской области, фирмой «Дойтц» и международным Союзом машиностроителей, согласно которому на ТМЗ начались работы по организации полномасштабного производства на Урале немецких двигателей серий 1013 и 1015. Для создания на ТМЗ совместного с фирмой «Дойтц» производства была создана рабочая группа из российских и германских специалистов. Первым делом инженеры начали готовить бизнес-проект. Интересно, что на тот момент этот проект пользовался поддержкой даже на правительственном уровне. В начале прошлого года на заводе состоялось совещание с участием первого заместителя министра промышленности, науки и технологии Алешина, президента Международного Союза машиностроителей Силаева, губернатора Свердловской области Росселя. Совещание стало своеобразной презентацией, в его работе принимали участие потенциальные потребители двигателя «Дойтц» 1013. Начало «отверточной» сборки немецких дизелей было намечено на 1 квартал 2001 г.

Не прошло и трех месяцев после совещания, как на ТМЗ пришло письмо, в котором фирма «Дойтц» сообщила об отказе от создания совместного предприятия, ограничившись передачей заводу лицензии на выпуск двигателей «Дойтц». Причиной отказа стало проведение реконструкции, которое потребовало вложения всех свободных средств, поэтому финансирование создания совместного предприятия оказалось невозможным. Кроме того, у «Дойтца», судя по письму, внезапно не обнаружилось необходимых для СП кадров. Заместитель Чубарова Изотов вылетел за разъяснениями в Кельн и убедил руководство «Дойца» возобновить работу по созданию СП, официальная регистрация которого позволила бы заняться поисками реальных путей финансирования проекта. 13 августа на ТМЗ пришел факс, где немцы сообщили о своем согласии создания СП при ограниченном использовании кадровых и финансовых ресурсов «материнской» фирмы. 28 августа Чубарова отстранили. 21 сентября новый генеральный директор Шаблаков подписал приказ о возобновлении работ, связанных с освоением производства на заводе двигателя 1013 фирмы «Дойтц» и вернул к руководству этими работами Изотова. В конце ноября на ТМЗ прибыли ведущие специалисты немецкой фирмы. «Дойтц». На встрече было подчеркнуто, что новый состав совета директоров ТМЗ в подавляющем большинстве состоит из представителей государства и новое руководство пользуется его поддержкой. Отметив важнейшее значение проекта ТМЗ – «Дойтц», представитель государства выразил надежду, что на базе ранее проделанной работы специалисты ТМЗ и «Дойтц» сумеют преодолеть препятствия, стоящие на пути создания совместного предприятия. С руководителями министерств были проведены предварительные переговоры, и не исключено, что освоение российского рынка подкрепится государственными заказами.

По словам присутствовавшего на встрече председателя Экономического комитета по программам развития Уральского региона Сергея Воздвиженского, на установку двигателя 1013 на автомобиль «Урал» уже дал согласие Миасский автозавод, проявили практический интерес Ростовский и Красноярский комбайновые заводы; проведены переговоры с тракторными заводами Волгограда, Липецка и Челябинска; заинтересовались новым двигателем изготовители строительной техники на предмет его установки на экскаваторы, грейдеры и другую технику. С рядом предприятий уже существует прямая договоренность об их готовности приобрести двигатели 1013, прошедшие сборку на ТМЗ, уже в 2002 г. Начать сборку дизелей из германских комплектующих, представленных фирмой «Дойтц» россыпью, Турбомоторный завод был готов во втором квартале 2002 г. Германская сторона, в свою очередь, напомнила – фирма «Дойтц» находится в фазе реконструкции, в которую вложены все ликвидные средства, и свой вклад в создание СП внесет лишь на стадии лицензирования. Как заявили немцы, не имея собственных свободных средств, «Дойтц» установил контакт с крупным инвестором, а тот требует технико-экономического обоснования. И склонен придираться к частностям. Впрочем, его можно понять – проект оценивается в $67 млн, рисковать такими деньгами никто не хочет.

Резюме

Итак, на сегодняшний день «Дойц» «притормозил» проект, нашел некоего придирчивого инвестора и требует технико-экономического обоснования. Отстраненная от руководства проекта команда намерена перехватить инициативу у Мингосимущества РФ и самостоятельно продолжить создание СП. Интересно, что до отстранения Чубарова при активном участии администрации Свердловской области шли переговоры о создании совместного предприятия с другой немецкой фирмой – «Клаас». И никто из отстраненных не намерен отказываться от своих планов. Заседание Орджоникидзевского суда по личному иску Анатолия Чубарова о восстановлении его в должности генерального директора Турбомоторного завода назначено на 21 марта. На 30 марта назначено внеочередное собрание акционеров ОАО «Турбомоторный завод». Его инициатором выступила ФПГ «Тяжэнергомаш». В повестку входят вопросы досрочного прекращения полномочий совета директоров завода и избрания нового состава совета директоров. Однако на проведение собрания еще могут повлиять результаты рассмотрения Арбитражным судом апелляций по вопросу о смене руководства завода. Если суд оставит без изменения решение о признании нелегитимным прошлогоднего собрания акционеров ТМЗ, избравшего новый совет директоров, то все последующие решения совета директоров окажутся недействительными. Таким образом, будет изначально нарушена процедура подготовки к собранию акционеров, так как его инициатор согласует вопрос проведения собрания с советом директоров. Если же суд удовлетворит апелляцию Турбомоторного завода и отменит упомянутое решение о нелегитимности собрания акционеров, то необходимость проведения внеочередного собрания автоматически отпадет.

Тем временем новое руководство полагает, что уже на этой неделе в отношении Анатолия Чубарова будет возбуждено уголовное дело по факту хищений в особо крупных размерах – речь идет примерно о 500 млн руб. По данным помощников Шаблакова, факты были выявлены в ходе внутризаводской ревизионной проверки. Имеются предписания органов валютного контроля, таможенных органов, Министерства имущественных отношений РФ о необходимости возбуждения уголовного дела. Как рассказал один из представителей ТМЗ, сейчас материалы находятся в Главном следственном управлении, ФСБ и прокуратуре Свердловской области. По его же словам, одним из основных фактов для возбуждения уголовного дела является перевод в собственность Чубарова 3% акций ТМЗ на сумму 48 млн руб. в 1998 г. за счет завода через подставные фирмы.


Другие материалы по теме: