Социально-ориентированная политика

В проходящей в области избирательной кампании все большее внимание наблюдателей привлекает вопрос вероятных победителей. По этому поводу высказываются самые разные, зачастую диаметрально противоположные, предположения. Тем не менее многие политологи считают, что решающим в вопросе лидерства в ходе любой предвыборной кампании является ее тематика. Именно поэтому мы попробуем предпринять попытку анализа тем предвыборных кампаний и выяснить наиболее вероятных победителей.

Критерии победы

Как известно, для того чтобы выиграть выборы, политическое движение должно привлечь внимание электората к какой-то определенной теме. И с наибольшей вероятностью победа на выборах достанется именно тому политическому движению, которое сумеет выбрать для себя наиболее актуальную в данный момент тему для предвыборной кампании, которая к тому же сможет заинтересовать как можно большее количество избирателей.

Обратим внимание на темы предвыборных кампаний, которые предлагают различные политические движения. Первой бросается в глаза тема федерализации региональной политики. Тема, конечно, животрепещущая, однако восстановление вертикали власти и контроль за действиями региональных законодателей волнует прежде всего функционеров государственного аппарата и различного рода чиновников, которые недовольны ходом партийного строительства. Тем не менее одной актуальности темы для победы на выборах явно недостаточно. Даже на обывательском уровне понятно, что количество чиновников, то есть людей, которым интересна тема федерализации региональной политики, в сравнении с числом рядовых жителей Свердловской области достаточно мало. Кроме этого в стране фактически решен вопрос о разделении сферы ответственности властей всех уровней, и выстраивание каких-либо виртуальных схем, влияющих на реальный расклад властных полномочий, может выглядеть явно несостоятельным.

Вторая тема, которую попытались развить в начале кампании, – это тема глобального кризиса в металлургическом комплексе области, преодоление которого невозможно без изменения федерального законодательства. Но все прекрасно понимают, что внесение новых законопроектов или изменение имеющихся – это процесс длительный и трудно соотносимый именно с региональными выборами. То есть изменение федерального законодательства никоим образом не связано с процессом избрания областной законодательной власти.

В то же время избирателям как жителям области интересны более «приземленные» темы – к примеру, то же самое состояние социальной сферы. Необходимость решать вопросы, связанные с «социалкой», вызвана последними изменениями налогового и бюджетного законодательства. Ситуация на местах такова, что для успешной реализации любого – государственного, экономического или политического – проекта необходимо ликвидировать социальную напряженность, вызванную сокращением финансирования медицины, образования и культуры. Надо отметить, что именно сейчас большинство представителей крупного бизнеса осознало необходимость своей социальной ответственности перед населением, которое проживает в регионе.

Можно даже сказать, что на данном этапе российская экономика, для решения возникших после изменения общественного строя проблем, должна быть социально-ориентированной. Для этого в России сложились все предпосылки – установились рыночные отношения, экономика стабилизировалась, образовалась сильная вертикаль власти. В то же время в России состояние социальной инфраструктуры по большей части может вызвать лишь сожаление – ведь создание новой социальной инфраструктуры требует времени.

Можно предположить, что блоки, основывающие свою предвыборную кампанию на привлечении внимания населения к социальным проблемам и решающие конкретные проблемы, имеют гораздо более высокие шансы на успех, чем эксплуатирующие тему федерализации и кризисных явлений.

Дома и стены помогают

Действующее правительство Свердловской области неоднократно декларировало свою приверженность именно курсу построения социально-ориентированной системы взаимодействия с крупными хозяйствующими субъектами, выстраивающей любые отношения в области через развитие социальной сферы. По итогам минувшего года аналитики прежде всего отмечают первые шаги, сделанные областью в направлении сбережения народонаселения – это повышение рождаемости и снижение детской смертности. Кроме того, в Свердловской области на сегодняшний день налицо прирост доходов населения на 13%. В 2001 г. губернатор и правительство Свердловской области реализовали немало проектов социальной направленности, позволивших реально улучшить социальную защиту населения. Всего в 2001 г. на решение социальных вопросов из областного бюджета было выделено средств в семь раз больше, чем в предыдущем. Реализованы мероприятия девяти целевых программ социальной поддержки населения, подкрепленные финансовыми ресурсами. Впервые за многие годы выделялось финансирование на возмещение затрат различных хозяйственных организаций, предоставляющих услуги ветеранам и инвалидам на льготных условиях.

По мнению аналитиков, Средний Урал по уровню организации социального партнерства стал одним из признанных лидеров среди регионов России. Усилиями областного правительства при активной поддержке губернатора удалось создать действенный комплекс, включающий подсистемы социального обеспечения, обслуживания, предоставления льгот и гарантий, помощи семье и детям, медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов.

Вместе с тем, существуют проблемы, которые невозможно решить без вмешательства федеральных органов власти. Много вопросов связано с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам, с механизмами выплаты денежных компенсаций некоторым категориям граждан, отсутствием необходимой законодательной базы в обеспечении социальной защиты населения. Предложения правительства Свердловской области по этому поводу передаются в профильные министерства Российской Федерации.

Особое место в работе правительства занимает контроль за своевременной выплатой зарплаты бюджетникам. В этом году она увеличена на 89%. Указ Президента РФ предписывает субъектам федерации контролировать выплату заработной платы педагогам в муниципальных образованиях. Сегодня все просьбы муниципалитетов о целевых ссудах на покрытие задолженностей по заработной плате рассматриваются правительством на равных основаниях. «Зарплатные» ссуды уже получили Нижний Тагил, Ивдель и еще 7 муниципалитетов. В начале нынешнего года план фонда поддержки муниципальных образований уже был перевыполнен, так что проблем с обеспечением городов и районов области пока не прогнозируется. При этом работникам областных бюджетных учреждений зарплата повышена и выплачивается в полной мере.

Бюджет области на 2002 г., благодаря усилиям областных министерств, сформирован бездефицитным и является, по оценкам специалистов, социально направленным, т.к. 61% бюджетных средств отправляется на социальную сферу, а финансирование всех социальных статей осуществляется «живыми» денежными средствами.

По мнению иностранных представителей, приезжающих на Урал, именно Свердловская область может стать моделью по организации взаимовыгодных контактов в социальной сфере, здравоохранении, в программе подготовки кадров. Поэтому прогубернаторский блок имеет наиболее реальные шансы в успешной работе именно на ниве социальной тематики.

Один в поле не воин

С другой стороны, было бы несправделивым сказать, что только блок «За Родной Урал» определяет своим приоритетом идею социального партнерства. Например, основные предвыборные позиции блока «Социальная защита» совпадают с соответствующими направлениями действия правительства области. Но наблюдатели отмечают, что, несмотря на схожесть позиций, методы работы «Социальной защиты» и «За родной Урал» отличаются друг от друга. Таким образом, не исключен вариант, что, взяв за основу избирательной кампании социальную тематику, «Социальная защита» также сможет достойно выступить на нынешних выборах.


Другие материалы по теме: