«Капитал» и Алексей Вышинский спрашивают: «Кто получит деньги МПС»?

9 апреля 2002 (10:15)

Распоряжение Правительства РФ, определяющее порядок прекращения участия госорганизаций в капитале ряда банков с госдолей более 25% акций, которое планируется подписать в ближайшее время, может вызвать серьезные перетряски в банковских кругах Свердловской области. В частности, один из самых соблазнительных для финансистов кусков – счета МПС и СвЖД может поменять своего держателя. Среди прочих, упомянутое распоряжение Правительства России коснется и процедуры выхода госорганизаций из капитал Транскредитбанка – официального банка МПС. На сегодняшний день доля государственных предприятий в уставном капитале банка составляет порядка 75%. Финансовое благополучие сей кредитной организации легко объяснимо и базируется исключительно на монополии в области обслуживания железнодорожных счетов и проектов. «ТрансКредитБанк» существует с 1992 года. До конца 98 года, прежде, чем стать отраслевым банком Министерством путей сообщения он вообще не был известен широкой публике. С тех пор, приоритетным направлением его стало «создание отраслевой расчетной банковской системы» для МПС. Буквально через полгода в банке уже обслуживались несколько железных дорог, в том числе Московская, Октябрьская, Забайкальская, Горьковская, Северная. За 1999 год активы банка выросли в 20 раз - с 223 млн. рублей до 4,45 млрд. рублей, а по итогам 9 месяцев 2000 года составили 6,25 млрд. рублей. К концу 1999 года остатки денежных средств на счетах МПС, Московской железной дороги, их структурных подразделений, предприятий и организаций составили около 90% пассивов банка. В региональные управления железных дорог были спущены указания создавать на своей базе филиалы банка и переводить в них доходные счета. 1 января 2002 года «ТрансКредитБанк» с размером собственного капитала 2 199,3 млн. руб занял 28 место в рейтинге «300 крупнейших российских банков по размеру собственного капитала» в журнале «Профиль». Стоит отметить, что бухгалтерия экс-министра путей сообщения Николая Аксененко, базировавшаяся в «ТрансКредитБанке» в свое время вызвала массу вопросов. Кстати, перед самой отставкой министра банк объявил о выпуске двух дополнительных эмиссий, каждая из которых автоматически приводила МПС к потере контроля над банком, так как у железнодорожников попросту не было свободных денег на ее выкуп. По некоторым данным, председатель совета директоров Геннадий Фадеев вовремя пригрозил, что переведет счета МПС в другой банк и таким образом пресек попытку ТКБ выйти из под контроля. Как следствие, в случае потери такого клиента, банк окажется, мягко говоря, в затруднительном положении. Более того, банк будет выставлен на продажу пустым, что существенно уменьшит шансы найти достойного покупателя. В Екатеринбурге филиал «ТрансКредитБанка» появился в марте 2001 года. Вскоре представители филиала заявили о том, что в самое ближайшее время все счета СвЖД будут переведены из местных банков в «ТрансКредит». В качестве одного из основных аргументов выдвигалось членство начальника СвЖД Бориса Колесникова в совете директоров ТКБ, возглавляет который Начальник ГУП «Московская железная дорога» Геннадий Фадеев. Однако, и год спустя, ряд проектов СвЖД продолжает обслуживаться в «Уралтрансбанке». За истекший период филиал ТКБ сделал ряд попыток запустить собственный зарплатный проект, однако успехом они не увенчались.


Другие материалы по теме: