Страховой рынок УрФО сегодня

VIP-консультант начинает обзор одного из наиболее перспективных финансовых рынков Урала.





В развитых странах страховые компании являются одним из экономических агентов, концентрирующих значительные финансовые ресурсы и таким образом, наряду с банковской системой и системой пенсионных фондов, являются одним из основных институциональных инвесторов. К сожалению, в Российской Федерации система страхования пока что не достигла должного уровня развития и поэтому не может выступать в качестве серьезного инвестора. Тем не менее на этом рынке в ближайшие два-три года при условии стабильности экономической ситуации ожидается серьезное развитие.

Ситуация

По состоянию на 1 января 2002 г. на территории Уральского федерального округа зарегистрировано 130 страховых организаций и находятся 114 филиалов страховых компаний, зарегистрированных вне УрФО. Общая сумма страховых взносов, собранная по добровольным и обязательным видам страхования в 2001 г. в УрФО, составила 18 500, 954 млн руб. При этом сборы страховщиков Уральского федерального округа выросли по сравнению с 2000 г. в 1,7 раза.

Из средств, собранных страховщиками в 2001 г., 11,8% было собрано по обязательным видам страхования; удельный вес добровольного страхования в общем объеме страховых поступлений составил 88,2%. Из общего объема поступивших в 2001 г. страховых взносов объем страховых премий по имущественным видам по сравнению с 2000 г. увеличился в 2 раза (с 4 707, 505 млн руб. до 9 734, 885 млн руб); доля имущественного страхования увеличилась на 9% и составила 48% страхового портфеля, тогда как в 2000 г. доля имущественного страхования составляла лишь 39%. Объем страховых премий по личному страхованию по сравнению с 2000 г. увеличился в 1,56 раза; доля личного страхования в 2001 г. по сравнению с 2000 г. уменьшилась на 3% и составила 36% страхового портфеля. Объем поступлений страховых взносов по страхованию ответственности увеличился в 1,8 раза (с 427,785 млн руб. до 766,056 млн руб); доля страхования ответственности осталась на уровне 2000 г. – 4%. Объем поступлений страховых взносов по обязательным видам возрос в 1,12 раза (с 2 143,641 млн руб. до
2 403,499 млн руб). Доля страхования обязательных видов уменьшилась по сравнению с 2000 г. на 6% и составила 12% страхового портфеля, тогда как в 2000 г. доля обязательного страхования составляла 18% страхового портфеля;

Общая сумма страховых выплат составила 7 236,100 млн руб. По сравнению с 2000 г. объем страховых выплат увеличился в 1,28 раза (с 5 624,442 млн руб. до 7 236,100 млн руб), тогда как общий уровень выплат снизился на 11,3% (с 47,1 % в 2000 г. до 35,8% в 2001 г. от суммы собранных страховых взносов). Отношение страховых выплат к страховым взносам или уровень выплат в 2001 г. составил в целом по округу 35,8%. Максимальный уровень выплат в 2001 г. наблюдался по обязательным видам страхования – 92 %; минимальный – по страхованию ответственности – 9,8%; по личному страхованию уровень выплат составил 53,5%; по имущественным видам -10,6%. Интересно, что общие выплаты по имущественным договорам оказались не такими уж большими: ущерб застрахованному имуществу составил 1 03,894 млн руб., или 14,2% от суммарных выплат. 54,2 % от суммарных выплат
(3 919,006 млн руб.) ушло на возмещение по договорам личного страхования, 1% от суммарных выплат (74 748 млн руб) – по договорам страхования ответственности, 30,6 % от суммарных выплат (2 210,452 млн руб.) – по обязательным видам страхования.

Следует отметить рост доли добровольного страхования, который говорит о росте страхового рынка в целом.

Перспективы

Страхование имущества юридических и физических лиц продолжает оставаться одним из самых значимых и перспективных видов добровольного страхования. По данным российских экспертов, в настоящее время застраховано не более 15% общего числа промышленных объектов, поэтому развитие этого вида страхования имеет серьезный потенциал. Имущественный характер страхового рынка Уральского федерального округа объясняется особенностями экономики округа: на его территории находятся десятки крупнейших промышленных предприятий, страхующих, к примеру, дорогостоящее оборудование.

Тот факт, что поступления по личному страхованию выросли (их удельный вес в общей структуре страхового портфеля составил 36%), свидетельствует о повышении доверия граждан к страхованию как финансовому институту. На основании этого можно сделать вывод, что инвестиционный потенциал страховщиков с течением времени может существенно вырасти, сделав возможными долгосрочные вложения.

Также можно предположить, что в будущем продолжится рост спроса на страхование ответственности.

Место на российском рынке

Если смотреть на страхование в региональном разрезе, то несомненным лидером в этом виде бизнеса является Москва и Московский регион. Тем не менее страховой рынок УрФО можно назвать одним из лидеров по уровню развития страхования. На его долю приходится около 6,7% общероссийской премии, собранной в 2001 г.; страховые выплаты составили 6,4% от суммы выплат, произведенных страховщиками страны.



Проблемы

Однако сегодня говорить о существенном развитии страхового рынка пока что слишком рано. Об этом может свидетельствовать тот факт, что средний размер страховой премии, приходящийся на душу населения Российской Федерации, составил в 1999 г. около $30, в 2000 г. – около $40. В то же время в экономически развитых странах средний размер страховой премии составляет около $1000 (1341 евро в среднем на одного гражданина, проживающего в странах Евросоюза). В Свердловской же области этот показатель не достигает и 900 руб. на душу населения. Такая низкая емкость рынка напрямую связана с низким благосостоянием населения.

Причинами недостаточного развития страхового рынка являются прежде всего неэффективное налоговое законодательство, существенно ограничивающее страхователей; ограниченный спрос на страховые услуги, связанный с низким благосостоянием населения; недоверие российского страхователя к финансовым институтам в целом; неудовлетворительная законодательная и нормативная база, обеспечивающая надлежащий контроль за деятельностью страховых организаций и защитой интересов страхователей. Еще одной актуальной проблемой для страховщиков на сегодняшний день является грядущее присоединение России к Всемирной торговой организации. Данное присоединение может оказаться выгодным отраслям, ориентированным на экспорт продукции.

Для отечественного страхового рынка вхождение России в ВТО может обернуться весьма плачевными последствиями. Страховой рынок во всех развитых странах является стратегическим сектором экономики. Сегодняшнее отсутствие сдерживающих мер может привести к агрессивной экспансии иностранных страховщиков на российский рынок.

Результатом этого может стать демпинг со стороны иностранных компаний, которому большинство отечественных компаний противостоять не смогут. Те же государства-участники ВТО применяют самые различные меры для защиты своих страховых рынков. Ограничения по использованию иностранного персонала имеют Австралия, Канада, Египет, Финляндия, Италия, Греция, Малайзия, США и другие страны. Запрет на осуществление нерезидентами отдельных видов обязательного страхования существует в Австралии, Болгарии, Канаде, а страхования жизни – в Корее, Болгарии и ряде других государств. Несимметричный режим налогообложения национальных и иностранных операторов практикуют США, Канада, страны ЕС. Капитализация же прибыли от страховой деятельности в России иностранными компаниями в своих юрисдикциях вряд ли сможет принести пользу отечественной экономике, поэтому проблему развития национального страхового рынка необходимо решать в интересах экономической безопасности России.

Итог

Страховщики Уральского федерального округа обладают большим потенциалом и способны стать двигателем экономического развития округа. Существующие в этом секторе рынка проблемы могут быть решены на основе реструктуризации страхового рынка региона, которая предполагала бы совершенствование института продавцов страховых услуг для обеспечения роста степени их конкурентоспособности (такие меры, как слияние, объединение и формирование страховых пулов); а также совершенствование института покупателей страховых услуг – населения и предпринимателей, для чего прежде всего необходимо повысить их доверие к страхователям.

Тем не менее постепенное устранение административных барьеров между субъектами в рамках федеральных округов дает возможность для унификации региональных страховых рынков, что в перспективе значительно облегчит их регулирование. Для этого необходима совместная работа аппарата представителя Президента в УрФО, администрации субъектов федерации и страховых компаний.

Материал подготовлен при непосредственной помощи Екатеринбургской межрегиональной инспекции страхового надзора.


Другие материалы по теме: