«Капитал», Иван Степанов и Алексей Вышинский говорят, что «Снизились грузоперевозки по железной дороге»

23 апреля 2002 (11:47)

По итогам 1 квартала 2002 г. общее падение объемов грузоперевозок на Свердловской железной дороге (СвЖД) составило 1,6 млн т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В пересчете на относительные единицы это составляет 3,7 %. В марте 2002 г. на Свердловской железной дороге (СвЖД) также сохранилась отрицательная динамика снижения объемов перевозок по сравнению с 2001 г. и невысокий уровень использования подвижного состава на подъездных путях промышленных предприятий. По отчетным данным в марте этого года по СвЖД было отгружено 8.615,9 тыс. т. грузов. Следует отметить, что с января по апрель на СвЖД предъявление грузов к перевозке в каждом последующем месяце носило прирастающий характер. Однако в марте текущего года погрузка по сравнению с февралем снизилась на 2,5%.

План погрузки, утвержденный МПС, дорогой не выполнен в марте на 10,3% или на 994 тыс. т., в том числе, по предприятиям Свердловской области недогруз к плану составил 12,2% или 686 тыс. т. Снижение погрузки к марту прошлого года в целом по дороге составило 8,6% или 809 тыс. т. В Свердловской области объем погрузки уменьшился на 10,9% или на 602 тыс. т. (74% от общего снижения). Как сообщили «К» в Центре общественных связей (ЦОС) СвЖД, падение происходит по всему основному ассортименту перевозимых Свердловской магистралью грузов: руда, уголь, нефтепродукты, продукция цветной и черной металлургии, удобрения, строительные материалы, инертные грузы, лес.

В прошлом году между железнодорожниками и основными грузоотправителями нередко возникали конфликтные ситуации, в появлении которых стороны обвиняли друг друга. Вопрос о реформировании естественных монополий висел в воздухе уже давно. Все понимали, что это уже необходимо, но возникал вопрос непосредственно о механизмах реализации этого проекта. В то время, как механизм реформирования МПС только прорабатывался, крупные предприятия терпели огромные издержки только из-за того, что не могли вовремя и в нужном количестве получать необходимый железнодорожный транспорт, который ко всему прочему находится не в лучшем состоянии.

Предприятия вменяли железнодорожникам в вину срывы сроков поставки вагонов, плохое обслуживание грузов. Это вынуждало предприятия организовывать собственные транспортные подразделения, приобретать в собственность вагоны. Железнодорожники, в свою очередь, указывали на перепростои вагонов на подъездных путях, несвоевременную разгрузку подвижного состава, неритмичное предъявление грузов, плохое состояние самих подъездных путей предприятий и разгрузочно-погрузочных механизмов.

В конце года железнодорожниками, при непосредственном участии начальника СвЖД Бориса Колесникова был проведен целый ряд совещаний с руководителями всех регионов, которые обслуживает СвЖД, и крупнейшими грузоотправителями, на которых был разработан комплекс мер, позволяющих исключить из рабочего процесса причины взаимных претензий. Всем руководителям и председателям советов директоров крупнейших предприятий направлены письма с анализом причин падения грузоперевозок, и предложением обсудить пути решения проблемы. На большинство писем получены аргументированные ответы с предложениями, способными минимизировать потери железнодорожников.

Тем не менее, в ЦОС СвЖД отмечают, что причиной снижения грузоперевозок является падение спроса у заказчиков на продукции уральских предприятий. Следовательно, одной лишь оптимизацией обслуживания и переломить складывающуюся ситуацию вряд ли удастся. Так как наметилась тенденция того так или иначе крупные предприятия оптимизируют свою работу с железнодорожниками, снижая объем грузоперевозок, либо за счет оптимальной загрузки располагаемого подвижного состава, либо за счет покупки собственного.


Другие материалы по теме: