«Капитал» и Петр Андриевский говорят, что «СМИ остаются свободными»

24 апреля 2002 (11:05)

Совет Федерации отклонил косметические поправки в закон о СМИ, которые могли привести к абсолютно некосметическим изменениям в медиа пространстве.

Желание депутатов Госдумы сделать СМИ тем или иным образом подконтрольными чиновникам не увенчалось успехом, так как Совет Федерации отклонил изменения и дополнения в закон "О средствах массовой информации". За данные поправки проголосовали лишь 13 сенаторов, против - 91, воздержались - четверо. Поправки должны были урегулировать правовые отношения, связанные с использованием в названиях СМИ фирменных наименований и наименований других объектов интеллектуальной собственности, международных организаций, политических партий, «бранных слов и словосочетаний, образованных на их основе, фамилий известных лиц, что должно служить дополнительным основанием по отказу в регистрации таких средств массовой информации», а также решить вопрос по налогообложению СМИ.

Так, в соответствии с идеей поправок, использование в названиях СМИ наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний осуществлялось бы в порядке, определяемом правительством РФ, устанавливалось бы также, что использование в названии СМИ фамилий, имен, псевдонимов и производных от них, портретов и факсимиле известных лиц осуществляется с согласия указанных лиц или их наследников.

На заседании сенаторы отмечали, что правовой вакуум в этом вопросе позволяет различным СМИ использовать, маскируясь под издания, имеющие положительную репутацию и авторитет у населения, фирменные знаки вести "недобросовестную политическую и экономическую борьбу, распространяя ложную рекламу и укрывая доходы от налоговых служб". Совет Федерации счел, что предлагаемый Госдумой закон "носит декларативный характер и не имеет реального механизма обеспечения защиты прав граждан". В связи с этим Совет Федерации отклонил данный закон "О внесении изменений и дополнений в закон "О средствах массовой информации" и предложил Госдуме создать согласительную комиссию для его доработки. По мнению наблюдателей, предложенные Госдумой поправкой были абсолютно нелогичны, так как в результате того, что, по замыслу думцев, должны были ввестись «дополнительные ограничения к СМИ, в результате чего можно было отказывать неугодным медиа-структурам в регистрации». Также, по мнению главного редактора ИА «УралБизнесКонсалтинг» Бориса Яркова, «сами поправки вносимы Госдумой как в закон о СМИ, так и в Налоговый Кодекс благоприятствуют созданию дополнительных чиновничьих препонов в развитии СМИ. Например, поправки по изменению ставки НДС, могут серьезно повлиять на работу СМИ, так как при этом часть из них станет нерентабельными».

Цель же «цивилизованных» поправок состоит в том, чтобы конфликты между собственниками и учредителями не сказывались на жизни редакции. "У нас сейчас очень хороший закон о СМИ, он очень прогрессивный, но он принимался еще в 1990 году. А ситуация на рынке СМИ изменилась в конца 90-х гг радикально: вырос рекламный рынок, появились новые СМИ, возникли хозяйственные споры. Так что косметическими поправками, тут не отделаешься", - заявили в Совете Федерации. Другими словами, они должны быть взвешенными и оправданными.


Другие материалы по теме: