Подготовлен очередной вариант проекта закона «О гарантировании вкладов граждан в банках РФ»

30 апреля 2002 (15:39)

В распоряжении газеты «КоммерсантЪ» оказался последний вариант проекта Закона «О гарантировании вкладов граждан в банках РФ». Возмещение, согласно проекту закона, выплачивается вкладчику в следующих размерах: по вкладам до 2 тыс. руб. – 100% вкладов; по вкладам от 2 до 20 тыс. руб. включительно – 2 тыс. руб. плюс 90% от суммы вкладов, превышающей 2 тыс. руб.; по вкладам от 20 тыс. руб. и выше – 18.200 руб. плюс 50% от суммы вкладов, превышающей 2 тыс. руб., но не более 80 тыс. руб. Размер возмещения в счет требования по обязательству, выраженному в иностранной валюте, рассчитывается и выплачивается в валюте РФ по курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню отзыва у банка лицензии (введения моратория).

Согласно законопроекту банки будут перечислять свои взносы в специализированный внебюджетный фонд, которым будет управлять АРКО. На АРКО возлагается «текущий контроль за финансовым положением банков, вклады которых являются объектом гарантирования», а в случае необходимости – ликвидация банков-банкротов, пишет газета. Согласно законопроекту, банки обложат налогом по ставке 0,15% от суммы подлежащих гарантированию вкладов, которую правительство может увеличить, но «не более чем в два раза». По состоянию на 1 января 2002 г. это соответствует 1 – 2 млрд. руб. регулярных поступлений.

«Скорее всего, последний вариант Закона «О гарантировании вкладов населения» не окончательный. Ни с научной, ни с практической точки зрения он пока не готов к внедрению», – считает заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин. По его словам, существует ряд принципиальных моментов, по которым есть разногласия и по которым необходимо доработать проект закона. «В первую очередь, встает вопрос, как сделать так, чтобы введение закона банки не восприняли как вседозволенность, поскольку государство берет на себя обязательства по выплатам. В мировой практике уже случалось массовое банкротство кредитных учреждений вследствие введения такого закона, поэтому надо детально проработать этот момент. Во-вторых, как следствие возникнет вопрос, откуда брать средства на столь масштабные выплаты. На сегодня все модели закона сходятся в том, что банки должны платить в фонд гарантирования вкладов и в том, что необходимо создать специальную наблюдательную структуру (не ЦБ), которая бы осуществляла контроль за банками. На мой взгляд, закон еще подлежит доработке, и надо тщательно продумать все острые моменты, чтобы закон привел к желаемым результатам», – заявил Е. Болотин.

Комментируя последний вариант закона «О гарантировании вкладов населения», заместитель председателя правления ОАО «Уралтрансбанк» Андрей Кремнев отметил, что сама идея создания системы гарантирования вкладов, прописанная в законопроекте, довольно интересная и нужная. «Однако необходимо уравнять все кредитные организации в правах. Кроме того, гарантирование не решает проблемы привлечения средств населения в банки. Чтобы преодолеть недоверие граждан к банковской системе, и чтобы введение закона привело к планируемым результатам, необходимо не только принять закон, но еще и донести его до широкой общественности. Что касается того, что фонд гарантирования будет создан при АРКО, а не при ЦБ, то это нормальная ситуация, поскольку существует мировая практика, когда этим занимается не орган денежно-кредитного регулирования, а другая организация, следовательно, для этого есть основания», – считает А. Кремнев.

«Возможно, государству необходимо застраховать себя и банки от беспорядков, которые могут учинить граждане, в случае банковского кризиса», – заявил УрБК начальник Управления ценных бумаг ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» Александр Пластинин, комментируя последний вариант проекта Закона «О гарантировании вкладов граждан в банках РФ». «Чем меньше сумма вклада, тем больше сумма возврата – такая позиция государства вполне объяснима. Чем меньше вклад, тем больше вероятность, что в случае банковского кризиса, его владелец способен на какие-либо опасные действия. Кроме того, разница в процентах дает меньше возможностей для разного рода финансовых махинаций. Но, возможно, у государства есть еще какие-то основания для принятия закона именно в этой редакции», – отметил А. Пластинин. Что касается налога в размере 0,15% от суммы подлежащих гарантированию вкладов, которым будут обложены банки, то, по мнению А. Пластинина, это вполне приемлемо для банков. Главное, чтобы эти деньги существовали отдельно от государственного бюджета во избежание растрат. А. Пластинин также считает, что эти средства могут быть вложены в экономику.


Другие материалы по теме: