Рынок СМИ будет развиваться

О проблемах и перспективах развития рынка средств массовой информации в Свердловской области главный редактор аналитического бюллетеня «VIP-консультант» Денис Токарский беседует с директором Управления печати и массовой информации Правительства Свердловской области Дмитрием Поляниным.


– В последнее время некоторые политики заявляют о существовании в Свердловской области нескольких медиа-холдингов — губернаторского, холдинга Чернецкого, медиа-холдингов финансово-промышленных групп… Существуют ли в действительности такие структуры?


– Эти заявления, вероятно, идут от представителя президента Петра Латышева. Он насчитал пять холдингов. Насколько я понимаю, это СМИ Чернецкого, Язева, Муцоева, Козицына и губернаторский медиа-холдинг. Правда это или нет, я не берусь судить. Потому что если рассуждать таким образом, то непонятно, куда отнести «4 канал», СМИ, дружественные ОПС «Уралмаш», и некоторые другие издания и телекомпании. Другое дело — считать влиятельные группы СМИ, которые реально определяют информационную повестку.


– Что это за группы?


– Я бы стал говорить не о холдингах, а о командах. Реально повестку определяют такие СМИ, как «4 канал», «Студия-41», ТАУ. Реально определяют ситуацию «Вечерние Ведомости», которые в газетном мире достаточно высоко котируются. К влиятельным СМИ можно отнести ряд информационных агентств, в числе которых и «УралБизнесКонсалтинг», ну, и традиционно СГТРК в силу солидной территории вещания. Все эти СМИ оказывают реальное влияние. Остальные на сегодня, на мой взгляд, представляют «второй эшелон».


– Часто говорится о «губернаторском холдинге». В одном из последних интервью руководитель Уральского окружного межтерриториального Управления Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Александр Пермяков отметил, что мощь и динамизм губернаторскому холдингу придает Ваше присутствие на посту директора Управления печати и массовой информации Свердловской области. Согласны ли Вы с таким утверждением?


– Я бы сказал, что губернатор никаких холдингов не создавал. Безусловно, есть средства массовой информации, которые аналитики относят к разным лагерям. Но холдинга, который предполагает финансовые и рекламные взаимоотношения, обмен информацией не существует. Губернатор никогда ни с какими СМИ никаких договоренностей не заключал. У него позиция равная по отношению ко всем СМИ.


– Какова Ваша роль в определении политики прогубернаторских СМИ?


– Моя личная позиция — однозначная поддержка губернатора. Если бы я его не поддерживал — не работал бы на этой должности. Что касается моего влияния на СМИ, я уже неоднократно заявлял о том, что они должны быть независимы от власти. Это прежде всего связано с экономической самостоятельностью. Если говорить об олигархической зависимости СМИ, то такие СМИ существуют ровно столько, сколько на них дают деньги. В этом смысле я никому денег не даю.


– В том же интервью Александр Пермяков упомянул, что «Управление печати непосредственно курирует полиграфические предприятия, осуществляет материально-техническое обеспечение. В острых ситуациях этим могут воспользоваться». Возможен ли такой механизм воздействия на СМИ?


– Мне непосредственно подчиняются 30 предприятий, в которых объединены 36 типографий. В принципе воздействовать непосредственно возможно. Однако одна из моих обязанностей — следить за тем, чтобы подобного воздействия никто не оказывал. Как бы там ни было, имеются люди, которым хотелось бы надавить на СМИ. Учитывая, что мы в день печатаем 3 млн. экземпляров газет, можно представить, какой колоссальный потенциал сосредоточен в государственном секторе печати. Другое дело, что мы пытаемся разводить вопросы СМИ и хозяйственные вопросы. Типографии, как и любые предприятия, должны зарабатывать деньги. На газеты цены несколько ниже, чем на другую продукцию. В этом смысле государство поддерживает печатные издания.


– Известны ли Вам случаи влияния на средства массовой информации путем давления на типографии?


– Я бы не хотел обижать своих коллег, но в некоторых субъектах федерации такие прецеденты есть. Вплоть до того, что изданиям предписывается, где какую бумагу покупать и где издаваться. В Свердловской области таких акций никогда не проводилось.


– Можете ли Вы повлиять на назначение на пост руководителя того или иного полиграфического предприятия?


– Я единственный, кто может на это повлиять.


– Кончилась эра выборов. А ведь зачастую именно за счет «политических» бюджетов существовали наши средства массовой информации. Как в этом свете вы оцениваете перспективы развития рынка СМИ в Свердловской области?


– Хотя политические кампании прошли, а они являются для большинства СМИ основным источником существования, количество газет будет увеличиваться. Но нужно различать специфику этих изданий — информационные, которые живут на деньги читателей, и олигархические, которые выполняют определенные заказы. Рынок газет будет пополняться за счет газет олигархического направления. На рынке местных изданий все будет зависеть от того, насколько они будут зависеть от политических приказов — чем меньше зависимость, тем в более выигрышной ситуации оказываются СМИ. Поэтому в плане местных СМИ газетный рынок не насыщен. Больше того — может появиться еще пара-тройка изданий, которые будут определять информационную повестку. Другое дело, что это требует достаточно серьезных финансовых вложений.


– Есть ли у Вас сведения о появлении в Свердловской области новых СМИ?


– По моей информации до конца года в области появятся два новых медиа-холдинга, ориентированных не на политику, а на бизнес. Это будут непартийные средства массовой информации и работать они будут не на политические кампании.


– Владельцы этих СМИ — «варяги» или местные бизнесмены?


– Один из холдингов будет создан «варягами». Это не обязательно люди из Москвы; эти предприниматели пытаются вкладывать деньги и в информационный бизнес. Другой холдинг будет создан местными предпринимателями. И создадут его уже известные обществу «воротилы» медиа-бизнеса.


– Влияет ли Ваше управление на деятельность электронных СМИ и, если влияет, то в какой мере?


– Управление не курирует и не контролирует деятельность этих СМИ. Речь скорее идет о выстраивании неких правил игры. Есть масса проблем, с которыми сталкиваются СМИ. В данном случае Управление выступило в роли инициатора объединения телекомпаний — недавно была создана Ассоциация телерадиовещателей Урала. В этом году в Управлении будет создан отдел электронных СМИ, и в самое ближайшее время мы сможем провести анализ использования эфирных частот как радио, так и телевидения. Я думаю, мы сможем рассмотреть и вопросы антидемпинга в рекламе, а также взаимоотношений телерадиокомпаний с передающими центрами. Что касается интернета, то к апрелю Управление намерено запустить свой сайт, где, кроме официальных документов, будет присутствовать и база данных по средствам массовой информации области. В интернете на первом этапе мы будем осуществлять функцию мониторинга.


– Как вы оцениваете информационную политику представителя президента Латышева?


– В самом начале своей деятельности Латышев допустил, на мой взгляд, несколько ошибок, пытаясь войти в Свердловскую область на негативе. Сейчас его политика, в том числе и информационная, несколько изменилась. Что касается его взаимоотношений со средствами массовой информации, я не берусь их оценивать. Могу сказать одно: то, что делается сейчас, делается лучше, чем в самом начале.


– Как складываются Ваши отношения с представителями аппарата Латышева и с окружными структурами?


– Отношения хорошие. У нас нет общего хозяйства, но нет и неприятия друг друга. Мы всегда готовы сотрудничать, если это пойдет на пользу Свердловской области.


– Вы были первым редактором и основателем газеты «Вечерние Ведомости». Сейчас юридически Вы не имеете отношения ни к газете, ни к Губернскому Издательскому Дому «Ведомости». Кто сегодня влияет на политику «Ведомостей»?


– Я никогда не скрывал своего отношения к «ВВ». Все знают, что «Ведомости» — это проект, который был организован мной. В этом смысле я не равнодушен к тому, как развивается газета. Сейчас я могу отметить, что содержательная часть газеты улучшается. Я сохраняю хорошие человеческие отношения с коллективом. И если считать мои советы влиянием, то можно сказать, что определенное влияние на издание я имею.


Другие материалы по теме: