СвЖД меняет «локомотив»

На Свердловской железной дороге, являющейся одним из крупнейших предприятий Свердловской области и осуществляющей железнодорожные перевозки помимо Среднего Урала еще в Пермской и Тюменской областях, а также в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, произошла смена руководства.

15 мая председателем Правительства России Михаилом Касьяновым было подписано распоряжение № 638-р «О начальнике Свердловской железной дороги». Согласно распоряжению начальником СвЖД был назначен первый заместитель министра путей сообщения Александр Мишарин. Борис Колесников, ранее занимавший этот пост, освобожден от должности в связи с переходом на другую работу. Представление нового руководителя СвЖД, в соответствии с регламентом, проводит министр МПС РФ Геннадий Фадеев.

В Центре общественных связей СвЖД представили краткую биографическую справку на нового начальника Свердловской магистрали. А. Мишарин родился 21 января 1959 г. в Свердловске. Образование высшее. В 1981 г. окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Инженер путей сообщения – электромеханик. После окончания института работает на железнодорожном транспорте. С 1984 по 1998 г. занимал руководящие должности на предприятиях и в аппарате управления СвЖД. В июле 1998 г. назначен заместителем министра путей сообщения РФ, позднее – первым заместителем министра.

Таким образом, Свердловскую магистраль возглавит коренной уралец, который более десяти лет проработал на этом предприятии. Одним словом, этот человек хорошо знаком со структурой СвЖД, поэтому можно предположить, что ему удастся быстро разобраться в ситуации, сложившейся на предприятии, и решить проблемы, оставленные его предшественником.

Причины смены руководства

С одной стороны, отставка Б. Колесникова стала достаточно неожиданной, с другой – ее можно было прогнозировать. Поводы для этого были, но что стало истинной причиной снятия начальника СвЖД, до конца неясно. Наиболее вероятными являются две версии. Первая – реформа МПС, которая началась с замены министра МПС Аксененко на Фадеева. Соответственно, появление «новой метлы» повлекло чистки в министерстве. Г. Фадеев набирает свою управленческую команду, отстраняя людей Аксененко. Поэтому не исключено, что в МПС произойдут еще какие-либо отставки. Перестановки же в руководстве МПС сказались и на регионах. В аппарате полпреда Президента РФ в УрФО, имеющем непосредственное отношение к федеральным министерствам и принимаемым ими на местах решениям, в принципе эту версию подтвердили. Источник в аппарате полпреда сообщил, что смена руководителя СвЖД связана «с плановым движением кадров в рамках одобренной правительством программы реорганизации системы МПС России». Однако в полпредстве отметили, что отставка Б. Колесникова не связана с тем, что он не справлялся со своими должностными обязанностями. «Кандидатура А. Мишарина на должность руководителя СвЖД прошла согласование в полпредстве в соответствии с законодательными процедурами», – отметили в аппарате полпреда.

Впрочем, если снятие Б. Колесникова и не связана с тем, что он не справлялся со своими должностными обязанностями, то это вовсе не значит, что он с ними справлялся блестяще. Это можно рассматривать как вторую версию снятия Б. Колесникова с должности. Проблемы на СвЖД были и остаются. Во-первых, железнодорожники практически в одностороннем порядке стали передавать объекты соцкультбыта на балансы муниципалитетов, чем вызвали недовольство местных властей. В результате отношения руководства СвЖД с местной политической элитой оказались несколько подпорченными. Во-вторых, натянутыми были отношения уральских железнодорожников с промышленниками, в первую очередь, с металлургами, которые обвиняли СвЖД в слишком высоких тарифах на грузовые перевозки. Как известно, в августе 2001 г. тарифы на грузовые железнодорожные перевозки возросли для предприятий алюминиевой промышленности, значительная часть которых расположена в Свердловской области, вдвое.

В свою очередь, Свердловская магистраль заявляет о том, что предприятия региона срывают согласованные ранее планы по перевозке их продукции железнодорожным транспортом, что приводит к снижению прибыли СвЖД. «Из-за сложившейся ситуации на СвЖД снижается производительность труда, что может привести к сокращению штата работников магистрали на 10 тыс. человек», – было отмечено в одном из официальных сообщений Центра общественных связей СвЖД. Руководство СвЖД даже направило в связи с этим письма главам Свердловской и Пермской областей. Железнодорожники просили губернаторов названных субъектов федерации помочь в решении этой проблемы. «Погрузка за 12 дней мая в Пермской области оказалась на 10,9% ниже фактической за этот же период прошлого года. Общее отставание от плана отправления грузов предприятиями области составило 5,6%, а по отдельным позициям цифры выглядят еще хуже. Так, по черным металлам груза отправлено на 20%С одной стороны, отставка Б. Колесникова стала достаточно неожиданной, с другой – ее можно было прогнозировать. Поводы для этого были, но что стало истинной причиной снятия начальника СвЖД, до конца неясно. Наиболее вероятными являются две версии. Первая – реформа МПС, которая началась с замены министра МПС Аксененко на Фадеева. Соответственно, появление «новой метлы» повлекло меньше, чем в этот же период в прошлом году, металлолома – на 53,4%, лесных грузов – на 46,9%. Отставание по флюсам составило 64%, по бумаге – 13,2%, по муке – 55,5%», – отмечалось в письме к губернатору Пермской области Юрию Трутневу.

О таком положении дел на СвЖД, естественно, в Москве были осведомлены. Естественно, это не могло радовать руководство МПС. Очевидно, что если стали звучать заявления, пусть даже гипотетические, о возможном крупном сокращении штата, значит ситуация на СвЖД сложилась очень непростая. Следовательно, отставка Б. Колесникова все же могла быть связана с вышеприведенными проблемами. В этой версии остается неясным лишь одно – было это решение принято Москвой самостоятельно или кто-то из оппонентов Б. Колесникова лоббировал этот вопрос?

Итоги перестановок

В соответствии с распоряжением № 638-р «О начальнике Свердловской железной дороги», которое подписал М. Касьянов, Б. Колесников освобожден от должности в связи с переходом на другую работу. Однако пока неясно, какую именно должность займет экс-начальник СвЖД. В СМИ уже появилась версия, что он будет назначен представителем МПС в Северной Корее. Если эта информация подтвердится, то вряд ли переход на другую работу Б. Колесникова можно рассматривать как понижение.

Между тем из собственных источников «VIP-Консультанту» стало известно, что Б. Колесникову подготовлено место в аппарате полномочного представителя Президента РФ в УрФО. Источник сообщил, что бывший начальник СвЖД, возможно, будет назначен на должность заместителя полпреда Петра Латышева по транспорту.

В пользу этой версии говорит тот факт, что в ходе кампании по выборам депутатов Свердловской областной Думы тогдашний глава СвЖД был в числе первых в списке пропрезидентского блока «Единство и Отечество». Не исключено, что переход Б. Колесникова на работу в аппарат полпреда был согласован уже тогда. Опять же он, учитывая участие в предвыборной кампании в Областную думу, возможно, займется политическим строительством в «Единой России». Впрочем, эту информацию ни один из официальных источников пока не подтверждает.

Данные о том, что Б. Колесников станет представителем МПС в Северной Корее, тоже официального подтверждения не получила. Кстати, можно предположить, что в СвЖД произойдут еще какие-либо кадровые изменения: либо А. Мишарин начнет формировать свой аппарат, либо Б. Колесниковможет увести с собой некоторых чиновников СвЖД. Поэтому можно предположить, что окончательно кадровый вопрос будет решен несколько позже.

Перспективы СвЖД

Сейчас большой интерес представляет то, какие изменения в работе СвЖД произойдут после прихода А. Мишарина. Сможет ли новый начальник СвЖД наладить конструктивные отношения с региональными властями, а также с промышленниками региона? Пока все заинтересованные стороны воздерживаются от комментариев, поэтому можно лишь прогнозировать политику, которую будет вести новый начальник свердловской магистрали.

Можно предположить, что А. Мишарину как человеку нейтральному проще будет вести переговоры как с губернаторами, так и с мэрами. В первую очередь, это касается металлургов, у которых с железнодорожниками сложились натянутые отношения. Глава СвЖД, по большому счету, будет вынужден идти на этот диалог, так как от этого будет зависеть успешная работа железной дороги. Основными клиентами СвЖД являются именно металлурги, и в том случае, если стороны не найдут общий язык, им придется искать другие выходы из сложившейся ситуации. Для металлургов этим выходом может стать создание собственных, альтернативных железнодорожных компаний, что в конечном итоге грозит СвЖД снижением объемов перевозок, и соответственно, снижением прибыли предприятия. Тогда вопрос о сокращении коллектива станет для СвЖД не гипотетическим, а самым что ни на есть реальным.

В Свердловской области такая грузовая транспортная железнодорожная компания, альтернативная СвЖД, уже появилась. Компания-оператор была создана Уральской горно-металлургической компанией и называется «УГМК-Транспорт».

Создание этой компании было продиктовано все теми же высокими и неприемлемыми, с точки зрения металлургов, тарифами. Кроме того, промышленники периодически сталкиваются с нехваткой вагонов. Деятельность компании-оператора «УГМК-Транспорт» пока еще не слишком заметна. Причина в том, что ее доля в перевозках грузов предприятиями УГМК очень мала, в силу того что невелик ее вагонный парк. В частности, вагоны были приобретены для нужд Гайского ГОКа, расположенного в Оренбургской области и входящего в структуру УГМК. Остальные предприятия УГМК пока пользуются услугами СвЖД, так как в условиях кризиса на мировом рынке металлопродукции холдинг не может инвестировать средства в пополнение вагонного парка своей компании-оператора. Впрочем, недавно гендиректор УГМК Андрей Козицын заявил, что, вероятно, холдинг приступит к дальнейшей реализации ряда инвестиционных проектов, которые были заморожены по причине все того же кризиса. Не исключено, что дальнейшее развитие получит и проект «УГМК-Транспорт».

Существует еще один проект по решению проблем грузовых железнодорожных перевозок. Будет создаваться транспортная компания, но, в отличие от варианта, по которому пошла УГМК, учредителями этой транспортной компании станут, помимо промышленников, правительство Свердловской области и СвЖД. Этот вариант стал бы, пожалуй, для всех заинтересованных сторон наиболее компромиссным, так как ни одна из этих сторон самостоятельно такой проект осуществить не сможет.

В соответствии с существующим уже бизнес-проектом, в состав учредителей областной компании-оператора войдут: МПС, в лице предприятий с участием СвЖД; правительство Свердловской области; Уралвагонзавод и Нижнетагильский металлургический комбинат. Кроме того, свое согласие участвовать в создании компании-оператора дало руководство компании «СУАЛ», в управлении которой сконцентрирована практически вся алюминиевая отрасль Среднего Урала. Речь пока идет о возможном участии в проекте Богословского алюминиевого завода, входящего в СУАЛ-Холдинг.

По бизнес-проекту, при создании такой компании-оператора, можно будет рассчитывать на снижение тарифов на грузоперевозки - на 5-10%, поскольку предельный уровень снижения себестоимости операций компаний-операторов ограничен нормативными документами МПС (тарифное руководство) и составляет 75% (в расчете себестоимость принята на уровне 85%), но для отдельных операторов МПС предоставляло скидки к тарифу до 50%, что позволяло снизить себестоимость существенно ниже 75%. Указанное условие позволяет обеспечить скидку учредителям компании-оператора не ниже 10% от тарифа МПС. По мнению разработчиков этого документа, при условии роста грузоперевозок сторонних организаций средняя ежегодная чистая прибыль за 10 лет реализации проекта может составить 390 млн руб., а рубеж в 300 млн руб. чистой прибыли будет пройден по окончании третьего года проекта.

Можно констатировать, что перспектива развития СвЖД в нахождении точек соприкосновения с промышленными отраслями. Прежнее руководство Свердловской магистрали, несмотря на то что идея создания компании-оператора давно витала в воздухе и даже была оформлена бизнес-проектом, активных действий по воплощению ее в жизнь не предпринимало. Вероятно, отставной руководитель железной дороги считал, что инициатива должна исходить от металлургов, машиностроителей и прочих промышленников как наиболее заинтересованных в появлении такой компании. Вполне возможно, что А. Мишарин, учитывая опыт своего предшественника, пойдет другим путем и сам активизирует работу по реализации этого проекта, поскольку именно вариант создания компании-оператора является наиболее простым путем решения проблем СвЖД.


Другие материалы по теме: