ВСМПО возвращается на орбиту
ОАО «Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение» (ВСМПО) и американская компания «Боинг» объявили о продлении действующего контракта на поставку титановой продукции для гражданских самолетов «Боинг». В рамках продления контракта ВСМПО продолжит поставки титанового полуфабриката, а также увеличит объем поставок титановой продукции глубокой переработки.
Наталья Денисенко
В 1998 г. ВСМПО и «Боинг» подписали пятилетний контракт на сумму порядка $ 200 млн на поставку титановых полуфабрикатов. В 2000 г. появилось еще одно соглашение – стратегический договор о совместной работе по разработке новой титановой технологии и сплавов, а также их применению и маркетингу продуктов, разработанных по кооперационной программе. Серьезный удар по выполнению международных контрактов нанес теракт в США 11 сентября 2001, после которых объемы продаж «Боинга» сократились так резко, что авиастроители в одностороннем порядке приостановили действие обоих соглашений с уральским предприятием. Снижение объемов продаж заставило ВСМПО сократить часть работников. Интересно, что российская сторона, несмотря на серьезные потери, нанесенные зарубежным партнером, не стала требовать компенсаций – изменения рынка, вызванные трагедией, были признаны форс-мажорными обстоятельствами.
Прибывшие в Верхнюю Салду менеджеры «Боинга» обсудили с руководством объединения все технические проблемы. Итог оказался положительным – контракт был продлен. Вполне вероятно, что новый контракт позволит металлургам вновь выйти на «досентябрьские» объемы производства, обеспечив сотрудников стабильной работой, а бюджет – отчислениями.
Продление договора, срок действия которого истекал в 2003 г., не только означает возврат мощностей титанового производства на прежний уровень, но и говорит о стабилизации на авиарынке в целом. Безусловно, партнерские отношения, выдержавшие «испытание терактом», могут быть названы стабильными, а возобновление рисковавшего сорваться контракта вселяет уверенность в том, что в обозримом будущем совместная работа «Боинга» и ВСМПО не прекратится. «Продление срока действия контракта до 31 декабря 2007 г. является важным шагом в расширении объемов сотрудничества между нашими компаниями, – сказал гендиректор ВСМПО Владислав Тетюхин на церемонии подписания контракта. – Продление контракта также позволит компании «Боинг» и ВСМПО расширить совместные научно-исследовательские программы по разработке новых титановых сплавов и производству продукции из стали и алюминия для авиакосмической промышленности. Эти новые материалы и технологии могут найти широкое применение как в конструкциях производимых сегодня самолетов «Боинг», так и в перспективных разработках компании.
ВСМПО
Металлургическое объединение в Верхней Салде – единственный в России и крупнейший в мире производитель титана. В советский период здесь выплавляли до 80 тыс. т титановых и алюминиевых сплавов в год, закрывая все потребности отечественного подводного флота, самолетостроения и нефтехимии. С падением спроса на его продукцию внутри страны полузакрытое предприятие переключилось на внешний рынок – в конце 90-х продавало свои сплавы ведущим фирмам Европы, обеих Америк, Японии и даже Австралии. ВСМПО выпускает титановые слитки и титановый прокат, алюминиевый прокат, ферротитан. Более 70% продукции компании идет на экспорт. Около 35% своего титана ВСМПО поставляет производителям корпусов самолетов, 20 – 25% – изготовителям авиадвигателей, 40% – компаниям, которые производят сплавы на основе титана. В октябре прошлого года ВСПМО прошло сертификацию производства по международному стандарту ISO. Предприятие установило прочные партнерские отношения с лидерами мирового авиастроения. В середине 2001 г. ВСМПО заключило долгосрочный контракт с «Airbus Industries», по которому европейские авиастроители обязались в течение пяти лет закупить титановую продукцию на $200 – 300 млн. Речь идет о 1.000 т титана в год – это 70% потребностей Airbus. По данным журнала «Эксперт», ВСМПО попало в число 200 крупнейших предприятий России по рыночной стоимости, заняв 41-е место (капитализация – 2.288,5 млн руб). Предприятие обошло такие предприятия, как ОАО «Свердловэнерго», АО «Уралтелеком», НТМК, Северский трубный завод, Синарский трубный завод, Уралэлектромедь и ПНТЗ. По информации министерства экономики и труда Свердловской области, темп роста прибыли ВСМПО в январе 2002 г. к уровню января 2001 г. составил 175,6%, выпуск товарной продукции по сравнению с уровнем 2000 г. увеличен в 1,5 раза.
Предприятие продолжает технологическое обновление собственного производства. В феврале нынешнего года в плавильно-литейном производстве закончилось строительство плазменно-дуговой печи с холодным рафинирующим подом для выплавки слитков особой чистоты (сметная стоимость 286,8 млн руб.), проведена модернизация и реконструкция стана «2000», пресса, вакуумно-дуговых и электропечей и другого оборудования. По словам Владислава Тетюхина, в 2002 г. в ВСМПО планируется рост производства титана и алюминиевых сплавов. «Создано новое производство теплообменников, планируется строительство цеха по производству емкостей для газоочистных сооружений и емкостей из титана для химической промышленности. В ОАО «ВСМПО» налажен выпуск продукции из алюминия (сложные профили панелей), производство сварных труб, титанового листа. В настоящее время идет запуск печи стоимостью $10 млн, которая позволит освоить новый метод плавления не только титана, но и сплавов», – сообщил Тетюхин.
Руководство ВСМПО ведет переговоры по поставкам титана для американских производителей военных самолетов. Так как поставщиком для производства американских военных самолетов по закону могут быть только производители США, попасть на этот рынок очень сложно. Но, как заявил генеральный директор предприятия, «американцы заинтересованы в нашем присутствии, так как российская продукция позволит сбить цену местных поставщиков титана». Для этого требуется соглашение между Министром обороны РФ и Министром обороны США. Руководство ВСМПО еще зимой направило соответствующие письма в Минобороны РФ и полномочному представителю президента по УрФО Петру Латышеву.
По словам губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, ВСМПО будет участвовать в программе сотрудничества области с Республикой Коми. В сырой нефти, добываемой на Ярегском месторождении, содержится высокий процент титана. В связи с этим появились планы использовать титановое сырье на ВСМПО. Пробная партия титансодержащего сырья в объеме 600 т уже поступала в Свердловскую область. Из нее удалось получить высококачественный титан. Еще один многообещающий партнер производителей российского титана – Германия. Не так давно на предприятии побывала делегация немецкой группы «Зимпелькам» вместе с представителями ОАО «Объединенные машиностроительные заводы». Таким образом, у ВСМПО появляется возможность укрепить свои позиции не только на зарубежном, но и на отечественном рынке.
Боинг
Возобновление контракта с российским производителем титана была прогнозируемым решением компания «Боинг». Основание для таких прогнозов появилось в конце прошлого года, когда американские производители авиационной и космической техники заявили о том, что не намерены приостанавливать работу над совместным проектом США и России по разработке регионального самолета международного класса. Стратегическое соглашение с авиакомплексом «Ильюшин» было подписано в Москве примерно в то же время, когда уральские производители титана и американские строители самолетов заключили возобновленный в мае нынешнего года контракт.
В конце 2001 компания «Боинг», компания «Гражданские самолеты Сухого» и ОКБ имени С.В. Ильюшина официально объявили о своей совместной деятельности по изучению возможности проектирования, производства, сертификации, маркетинга, продажи и послепродажного обслуживания регионального самолета для его эксплуатации на международном рынке. Президент и главный исполнительный директор компании «Боинг-Гражданские самолеты» Алан Маллали назвал этот проект важным шагом в развитии российско-американского сотрудничества. «У нас уже сложились устойчивые отношения с российскими партнерами, и мы готовы сделать следующий шаг. Вместе с компаниями «Сухой» и «Ильюшин» мы пришли к соглашению о совместном изучении возможностей создания регионального самолета вместимостью до 100 пассажиров, который отвечал бы потребностям рынка». Новый среднемагистральный самолет, созданный российскими предприятиями и американской корпорацией Boeing, может появиться через 4-5 лет. Естественно, что успешное продвижение новой модели пассажирского самолета будет зависеть в том числе и от его цены. По мнению экспертов, свои дорогие технологические разработки «Боинг» планирует компенсировать относительно дешевой стоимостью работы российских специалистов, сырья и выиграть на стоимости внутрироссийских перевозок. Поэтому авиакомпания не могла позволить себе потерять такого ценного поставщика титана, а ВСМПО, со своей стороны, не сочло возможным отказаться от участия в крупнейшем за последнее время российском авиапроекте из-за одного, хоть и весьма серьезного, происшествия.
Оценка ситуации
Вновь обозначившиеся перспективы уральского производителя титана особенно выигрышно смотрятся на фоне общего спада оборотов производства металлургии в мире. Как известно, сегодня сложилось такое положение России на международном рынке металлопродукции, что правительству страны приходится разрабатывать специальную программу развития отрасли на ближайшие семь лет. Руководители «Северстали», «Евразхолдинга», Магнитогорского и Новолипецкого меткомбинатов, горно-металлургического профсоюза считают, что итоги 2001 г. и прогнозы на ближайшее будущее «свидетельствуют о неуклонном движении отрасли к глубокому структурному кризису». Между тем международный авиационный проект, в котором теперь будет принимать участие ВСМПО, позволит предприятию организовать дополнительные рабочие места, увеличить обороты производства и объемы продаж, что не замедлит положительно сказаться как на роли ВСМПО в жизни Свердловской области, так и на его общероссийском рейтинге.
Наталья Денисенко
В 1998 г. ВСМПО и «Боинг» подписали пятилетний контракт на сумму порядка $ 200 млн на поставку титановых полуфабрикатов. В 2000 г. появилось еще одно соглашение – стратегический договор о совместной работе по разработке новой титановой технологии и сплавов, а также их применению и маркетингу продуктов, разработанных по кооперационной программе. Серьезный удар по выполнению международных контрактов нанес теракт в США 11 сентября 2001, после которых объемы продаж «Боинга» сократились так резко, что авиастроители в одностороннем порядке приостановили действие обоих соглашений с уральским предприятием. Снижение объемов продаж заставило ВСМПО сократить часть работников. Интересно, что российская сторона, несмотря на серьезные потери, нанесенные зарубежным партнером, не стала требовать компенсаций – изменения рынка, вызванные трагедией, были признаны форс-мажорными обстоятельствами.
Прибывшие в Верхнюю Салду менеджеры «Боинга» обсудили с руководством объединения все технические проблемы. Итог оказался положительным – контракт был продлен. Вполне вероятно, что новый контракт позволит металлургам вновь выйти на «досентябрьские» объемы производства, обеспечив сотрудников стабильной работой, а бюджет – отчислениями.
Продление договора, срок действия которого истекал в 2003 г., не только означает возврат мощностей титанового производства на прежний уровень, но и говорит о стабилизации на авиарынке в целом. Безусловно, партнерские отношения, выдержавшие «испытание терактом», могут быть названы стабильными, а возобновление рисковавшего сорваться контракта вселяет уверенность в том, что в обозримом будущем совместная работа «Боинга» и ВСМПО не прекратится. «Продление срока действия контракта до 31 декабря 2007 г. является важным шагом в расширении объемов сотрудничества между нашими компаниями, – сказал гендиректор ВСМПО Владислав Тетюхин на церемонии подписания контракта. – Продление контракта также позволит компании «Боинг» и ВСМПО расширить совместные научно-исследовательские программы по разработке новых титановых сплавов и производству продукции из стали и алюминия для авиакосмической промышленности. Эти новые материалы и технологии могут найти широкое применение как в конструкциях производимых сегодня самолетов «Боинг», так и в перспективных разработках компании.
ВСМПО
Металлургическое объединение в Верхней Салде – единственный в России и крупнейший в мире производитель титана. В советский период здесь выплавляли до 80 тыс. т титановых и алюминиевых сплавов в год, закрывая все потребности отечественного подводного флота, самолетостроения и нефтехимии. С падением спроса на его продукцию внутри страны полузакрытое предприятие переключилось на внешний рынок – в конце 90-х продавало свои сплавы ведущим фирмам Европы, обеих Америк, Японии и даже Австралии. ВСМПО выпускает титановые слитки и титановый прокат, алюминиевый прокат, ферротитан. Более 70% продукции компании идет на экспорт. Около 35% своего титана ВСМПО поставляет производителям корпусов самолетов, 20 – 25% – изготовителям авиадвигателей, 40% – компаниям, которые производят сплавы на основе титана. В октябре прошлого года ВСПМО прошло сертификацию производства по международному стандарту ISO. Предприятие установило прочные партнерские отношения с лидерами мирового авиастроения. В середине 2001 г. ВСМПО заключило долгосрочный контракт с «Airbus Industries», по которому европейские авиастроители обязались в течение пяти лет закупить титановую продукцию на $200 – 300 млн. Речь идет о 1.000 т титана в год – это 70% потребностей Airbus. По данным журнала «Эксперт», ВСМПО попало в число 200 крупнейших предприятий России по рыночной стоимости, заняв 41-е место (капитализация – 2.288,5 млн руб). Предприятие обошло такие предприятия, как ОАО «Свердловэнерго», АО «Уралтелеком», НТМК, Северский трубный завод, Синарский трубный завод, Уралэлектромедь и ПНТЗ. По информации министерства экономики и труда Свердловской области, темп роста прибыли ВСМПО в январе 2002 г. к уровню января 2001 г. составил 175,6%, выпуск товарной продукции по сравнению с уровнем 2000 г. увеличен в 1,5 раза.
Предприятие продолжает технологическое обновление собственного производства. В феврале нынешнего года в плавильно-литейном производстве закончилось строительство плазменно-дуговой печи с холодным рафинирующим подом для выплавки слитков особой чистоты (сметная стоимость 286,8 млн руб.), проведена модернизация и реконструкция стана «2000», пресса, вакуумно-дуговых и электропечей и другого оборудования. По словам Владислава Тетюхина, в 2002 г. в ВСМПО планируется рост производства титана и алюминиевых сплавов. «Создано новое производство теплообменников, планируется строительство цеха по производству емкостей для газоочистных сооружений и емкостей из титана для химической промышленности. В ОАО «ВСМПО» налажен выпуск продукции из алюминия (сложные профили панелей), производство сварных труб, титанового листа. В настоящее время идет запуск печи стоимостью $10 млн, которая позволит освоить новый метод плавления не только титана, но и сплавов», – сообщил Тетюхин.
Руководство ВСМПО ведет переговоры по поставкам титана для американских производителей военных самолетов. Так как поставщиком для производства американских военных самолетов по закону могут быть только производители США, попасть на этот рынок очень сложно. Но, как заявил генеральный директор предприятия, «американцы заинтересованы в нашем присутствии, так как российская продукция позволит сбить цену местных поставщиков титана». Для этого требуется соглашение между Министром обороны РФ и Министром обороны США. Руководство ВСМПО еще зимой направило соответствующие письма в Минобороны РФ и полномочному представителю президента по УрФО Петру Латышеву.
По словам губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, ВСМПО будет участвовать в программе сотрудничества области с Республикой Коми. В сырой нефти, добываемой на Ярегском месторождении, содержится высокий процент титана. В связи с этим появились планы использовать титановое сырье на ВСМПО. Пробная партия титансодержащего сырья в объеме 600 т уже поступала в Свердловскую область. Из нее удалось получить высококачественный титан. Еще один многообещающий партнер производителей российского титана – Германия. Не так давно на предприятии побывала делегация немецкой группы «Зимпелькам» вместе с представителями ОАО «Объединенные машиностроительные заводы». Таким образом, у ВСМПО появляется возможность укрепить свои позиции не только на зарубежном, но и на отечественном рынке.
Боинг
Возобновление контракта с российским производителем титана была прогнозируемым решением компания «Боинг». Основание для таких прогнозов появилось в конце прошлого года, когда американские производители авиационной и космической техники заявили о том, что не намерены приостанавливать работу над совместным проектом США и России по разработке регионального самолета международного класса. Стратегическое соглашение с авиакомплексом «Ильюшин» было подписано в Москве примерно в то же время, когда уральские производители титана и американские строители самолетов заключили возобновленный в мае нынешнего года контракт.
В конце 2001 компания «Боинг», компания «Гражданские самолеты Сухого» и ОКБ имени С.В. Ильюшина официально объявили о своей совместной деятельности по изучению возможности проектирования, производства, сертификации, маркетинга, продажи и послепродажного обслуживания регионального самолета для его эксплуатации на международном рынке. Президент и главный исполнительный директор компании «Боинг-Гражданские самолеты» Алан Маллали назвал этот проект важным шагом в развитии российско-американского сотрудничества. «У нас уже сложились устойчивые отношения с российскими партнерами, и мы готовы сделать следующий шаг. Вместе с компаниями «Сухой» и «Ильюшин» мы пришли к соглашению о совместном изучении возможностей создания регионального самолета вместимостью до 100 пассажиров, который отвечал бы потребностям рынка». Новый среднемагистральный самолет, созданный российскими предприятиями и американской корпорацией Boeing, может появиться через 4-5 лет. Естественно, что успешное продвижение новой модели пассажирского самолета будет зависеть в том числе и от его цены. По мнению экспертов, свои дорогие технологические разработки «Боинг» планирует компенсировать относительно дешевой стоимостью работы российских специалистов, сырья и выиграть на стоимости внутрироссийских перевозок. Поэтому авиакомпания не могла позволить себе потерять такого ценного поставщика титана, а ВСМПО, со своей стороны, не сочло возможным отказаться от участия в крупнейшем за последнее время российском авиапроекте из-за одного, хоть и весьма серьезного, происшествия.
Оценка ситуации
Вновь обозначившиеся перспективы уральского производителя титана особенно выигрышно смотрятся на фоне общего спада оборотов производства металлургии в мире. Как известно, сегодня сложилось такое положение России на международном рынке металлопродукции, что правительству страны приходится разрабатывать специальную программу развития отрасли на ближайшие семь лет. Руководители «Северстали», «Евразхолдинга», Магнитогорского и Новолипецкого меткомбинатов, горно-металлургического профсоюза считают, что итоги 2001 г. и прогнозы на ближайшее будущее «свидетельствуют о неуклонном движении отрасли к глубокому структурному кризису». Между тем международный авиационный проект, в котором теперь будет принимать участие ВСМПО, позволит предприятию организовать дополнительные рабочие места, увеличить обороты производства и объемы продаж, что не замедлит положительно сказаться как на роли ВСМПО в жизни Свердловской области, так и на его общероссийском рейтинге.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Гендиректор ОАО «ВСМПО» Владислав Тетюхин: Продление срока действия контрак ...
- Генеральный директор ОАО «ВСМПО» Владислав Тетюхин: В 2002 году в ВСМПО нам ...
- Руководство ОАО «ВСМПО» ведет переговоры по поставкам титана для американс ...
- «Капитал» и Петр Андриевский считают, что «ВСМПО будет жить»
- На прошедшей неделе специалисты американской компании «Боинг» провели рабоч ...