Развитие внешнеэкономических связей в 2000 году

1 февраля 2001 (12:56)

По прогнозам ведущих аналитиков в наступившем году сохранятся положительные тенденции в российской экономике. Достигнутые темпы развития были во многом обусловлены ростом промышленного производства. Проведенные эконометрические исследования показали, что его величина на 86,6% зависела от объемов экспорта, причем эта зависимость сохранится и в дальнейшем. Таким образом, внешнеэкономический и, в частности, внешнеторговый аспект анализа является наиболее приоритетным.
В настоящий момент уже можно говорить о том, что Россия достаточно быстро преодолела негативные последствия экономического кризиса августа 1998 г. Экономический рост наметился еще в 1999 г. и продолжился в 2000 г. По-прежнему действовал эффект девальвации рубля, вследствие чего возрастало импортозамещение; осталась и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.


Внешнеторговый оборот




В январе-августе 2000 г. тенденция улучшения ситуации во внешней торговле, сформировавшаяся уже в IV квартале 1999 г., сохранилась. Согласно данным Госкомстата России, внешнеторговый оборот Российской Федерации (с учетом неорганизованной торговли) за первые восемь месяцев 2000 г. увеличился на 33,5% и достиг 94,4 млрд. долл. США. При этом объем экспорта составил 66,8 млрд. долл. (148,1% от уровня 1999 г.). Импорт увеличился на 7,9% и достиг 27,6 млрд. долл. Сальдо торгового баланса сложилось положительным в размере 39,2 млрд. долл.


По данным Уральского таможенного управления в январе-октябре 2000 г. внешнеторговый оборот Свердловской области составил 2570 млн. долл. США и вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 25%. При этом экспорт составил 2057 млн. долл., импорт— 406 млн. долл. (темпы роста — 24,9% и 26,3% соответственно).


Экспорт




В начале 2000 г. в целом сохранились высокие мировые цены на нефть и нефтепродукты, природный газ, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, лесоматериалы и т.д., что привело к существенному росту физического объема экспорта многих товаров. Так, за первые восемь месяцев 2000 г., согласно данным Госкомстата России, экспорт из Российской Федерации каменного угля увеличился на 52,1%, природного газа — на 1,5, сырой нефти — на 5, нефтепродуктов — на 14, черных металлов — на 34,4, меди — на 9,7, алюминия — на 5,4, минеральных удобрений — на 8,6, целлюлозы — на 35,6%. При этом денежная выручка от экспорта увеличилась при продаже сырой нефти в 2,1 раза, автомобильного бензина — в 4,2, дизельного топлива — в 2 (при сокращении физического объема экспорта на 3,4%), мазута — в 2,4 раза.


Удельный вес основных видов энергоносителей в общем объеме российского экспорта в августе 2000 г. составлял 52,1% (в августе 1999 г. — 45%), черных и цветных металлов — 12,6% (17,7%), машин и оборудования — 10,9% (10%).


Необходимо отметить тенденцию перераспределения экспорта в пользу продукции глубокой переработки. Ее доля увеличилась до 48% (против 43% в 1999 г. и 35% в 1995 г.). Наиболее значительный рост поставок достигнут по таким товарам, как машиностроительная продукция (на 33%), стальной прокат (в 2 раза), трубы (на 50%), обработанные лесоматериалы (на 25%), продукты питания (в 6 раз). Упал в два и более раза экспорт первичных сырьевых товаров: руды, металлолома, чугуна, необработанных лесоматериалов, снизились экспортные поставки рафинированной меди.


До конца 2000 г. тенденция роста экспорта сохранится. Его объем по России (с учетом неорганизованной торговли) достигнет примерно 101 млрд. долл. (133,2% от уровня 1999 г.). По прогнозным оценкам областного Министерства международных и внешнеэкономических связей объемы экспорта предприятий Свердловской области по итогам года составят 2,5 млрд. долл., что на 20% выше соответствующего показателя 1999 г. В 2001 г. российский экспорт будет продолжать расти, если не произойдет значительного падения мировых цен на нефть или же правительство не введет серьезные ограничения на экспорт энергоносителей или черных и цветных металлов. Согласно прогнозу Института экономики РАН, объем экспорта в 2001 г. составит около 99 млрд. долл.


Импорт




К концу 2000 г. во многом исчерпалось влияние эффекта девальвации рубля, что замедлило рост импортозамещения. Основным ограничителем этого процесса явились низкие доходы населения, поскольку бoльшая доля импорта приходится на потребительские товары. Не менее важным фактором стала также невозможность в короткие сроки наладить производство по всей номенклатуре импорта как в потребительском, так и в производственном секторе, и в IV квартале 1999 г. начался процесс восстановления импорта, который продолжился и в январе-августе 2000 г. Так, за этот период импорт в Россию хлебных злаков увеличился на 2,6%, медикаментов — на 54,4, кожаной обуви — на 81,7, стальных труб — на 26,2, черных металлов (кроме чугуна, ферросплавов и лома) — на 44,6, грузовых автомобилей — на 30,6, легковых автомобилей — на 14,3%.


В товарной структуре российского импорта в августе наибольшую долю — 32,9% — занимали машины и оборудование. Однако объемы их импорта снизились на 3,5%. Также снизился импорт мяса на 60,7%, рыбы — на 29, сигарет и сигар — на 45,3%.


В структуре импорта Свердловской области, произошли некоторые изменения. Значительно возросли объемы закупок: химической продукции на 95%, минеральных продуктов на 66%. Уменьшились стоимостные объемы импорта машин и оборудования на 20%, продуктов питания на 32%. Однако в целом импорт по-прежнему нацелен на текущее потребление недостающих сырьевых ресурсов и товаров повседневного спроса, не производимых в России. Снижение импорта продуктов питания и заметное увеличение их экспорта свидетельствуют о начале решения проблемы так называемой «продовольственной безопасности» региона. Воспроизводство и реконструкция заводского оборудования все больше ориентируются на отечественную базу, но дальнейшее падение импорта оборудования может привести к негативным последствиям в сфере обновления основных фондов предприятий.


В целом до конца 2000 г. рост российского импорта многих видов продовольствия и продовольственного сырья, некоторых видов продукции машиностроения, черной металлургии и легкой промышленности будет продолжаться. Общий объем импорта (с учетом неорганизованной торговли) достигнет примерно 42 млрд. долл. (104% от уровня 1999 г.); по Свердловской области этот показатель составит, по оценкам областного Министерства международных и внешнеэкономических связей, 700 млн. долл. В 2001 г. тенденция восстановления объема импорта окончательно закрепится. Его прирост по России по сравнению с 2000 г. составит 7%, а объем достигнет 45 млрд. долл.


Географическая ситуация




В географической структуре внешней торговли Свердловской области существенных изменений не произошло. Тройку первых государств по обороту по-прежнему образуют США, Нидерланды и Казахстан, на которые приходится около 50% внешней торговли предприятий Среднего Урала. Существенно увеличился внешнеторговый оборот с такими странами, как Туркмения (в 5 раз), Тайвань (в 3 раза), Индия (в 2 раза), Греция (в 2 раза). Снизился товарооборот с Великобританией (на 30 %), Германией (на 25 %), Китаем (на 10 %). Наметились опережающие темпы роста внешней торговли со странами СНГ. По прогнозным оценкам рост товарооборота с государствами Содружества за 2000 г. составит 44 %, в том числе экспорта — 52 %, импорта — 36 %, что выше, чем в среднем по России.


Лидеры




Среди предприятий Свердловской области наиболее крупными экспортерами в 2000 г. были НТМК, ТОО «SOBER ltd», БАЗ, ВСМПО, СУАЛ, Сухоложский завод вторичных цветных металлов и Уралвагонзавод. Наиболее крупные импортные закупки осуществляли Свердловэнерго, Серовский завод ферросплавов, Концерн «Калина», НТМК, Среднеуральский медеплавильный завод, Ключевской завод ферросплавов.


Управление




На региональном уровне управление внешнеэкономическими связями осуществляется Министерством международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. Создание этой структуры явилось результатом реорганизации одноименного Департамента, произошедшей в июле 1998 г. (Указ Губернатора Свердловской области от 23.07.98 г. №320 «О структуре исполнительной власти Свердловской области»). В настоящее время Министерство выполняет следующие функции:


– обеспечение проведения единой государственной политики в сфере международных и внешнеэкономических связей на территории Свердловской области;


– координация деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также предприятий и организаций, расположенных на территории Свердловской области, по вопросам международных и внешнеэкономических связей;


– реализация мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроль за ее осуществлением;


– защита экономических интересов участников внешнеэкономической деятельности Свердловской области от недобросовестной иностранной конкуренции;


– обеспечение выполнения обязательств Свердловской области по международным соглашениям и договорам, а также координация действий иных участников указанных договоров и соглашений по выполнению ими своих обязательств;


– содействие эффективной интеграции экономики Свердловской области в мировую экономику;


– информационное обеспечение международной и внешнеэкономической деятельности.


Для реализации вышеперечисленных функций в структуре Министерства создано четыре управления: Управление международного развития, Управление внешнеэкономических программ и проектов, Управление международного протокола и Управление делами; при Министерстве существует совещательный орган — Коллегия.


В настоящее время активно обсуждается вопрос о несоответствии региональной структуры исполнительной власти Конституции Российской Федерации и, в частности, о необходимости обратной реорганизации областных министерств в департаменты. Для их сотрудников подобное решение могло бы обернуться серьезными сокращениями. Однако в Министерстве МиВЭС считают эти предположения необоснованными. Даже если, полагают там, Министерство вновь станет Департаментом, его функции от этого фактически не изменятся, как не изменились они при реорганизации в 1998 г. Де-юре — «реорганизация», де-факто — «переименование», очевидно, имели своей целью лишь смену статуса. О каких бы то ни было функциональных переменах можно будет говорить только после принятия соответствующей законодательной базы на федеральном уровне. Пока же областное Министерство МиВЭС продолжает функционировать в соответствии с Федеральным законом от 04.01.99 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и указом Президента Российской Федерации от 12.03.96 г. №375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», которые возлагают на федеральные органы власти координирующую функцию. Свердловская область при этом продолжает оставаться самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей. Как известно, законодательство в России меняется крайне непоследовательно, так что говорить о каких-либо кардинальных сдвигах в области управления внешнеэкономической деятельностью пока преждевременно.


При подготовке материала была использована информация Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области и журнала «Вопросы статистики».


Другие материалы по теме: