Строительство делового центра: конфликт приоритетов

Речь в данной статье пойдет о событиях, развернувшихся вокруг строительства в Екатеринбурге Делового центра внешнеэкономической деятельности

За последние несколько лет инвестиционная привлекательность всей России, и в том числе Свердловской области, значительно выросла. Достаточно большое число инвесторов все больше и больше интересуется инвестированием в Уральский регион. За последние четыре года количество прямых иностранных инвестиций, по сравнению с 1991-97 гг., выросло в 9 раз. Такой динамики роста нет ни у одного другого субъекта федерации. Фактически, этот рост приходится на 1999-2000 гг. В частности, в 2001 г. иностранные инвестиции в экономику Свердловской области составили $747,8 млн., что почти на 22% превысило аналогичные показатели 2000 г. Интерес инвесторов к области не удивителен – она обладает мощнейшим промышленным потенциалом и относительно развитой инфраструктурой. Однако, сама по себе привлекательность еще не означает того, что деньги будут вложены. Для того, чтобы обеспечить приток финансов в область, необходимо эффективное управление инвестиционным проектом, в противном случае любое вложение денег, скорее всего, окажется их пустой тратой. Таким образом, для успешного осуществления инвестиционного проекта необходим управляющий проектом или собственник, который занимался бы его эффективным управлением.

За последнее время наиболее эффективными и реализованными путем объединения инвестиций и грамотного управления проектами были «Атриум Палас Отель» и создание инфраструктуры выставки «EXPO ARMS».

С другой стороны, вопросы дальнейшего развития инфраструктуры и внутренних инвестиций иногда оказываются связанными с процессом споров между хозяйствующими субъектами.

В качестве примера можно привести вот уже 7 лет тянущееся и до сих пор не законченное строительство одного из наиболее привлекательных в Свердловской области проектов – Делового центра внешнеэкономической деятельности (ДЦВЭД). В результате неадекватного отношения к проекту со стороны одного участников (ГП «Уралвнешторг») в Екатеринбурге рядом со зданиями полпредства и правительства Свердловской области стоит недостроенное здание.

Ситуация, развернувшаяся вокруг строящегося в Екатеринбурге здания по адресу: Октябрьская площадь дом 5, сильно напоминает события, происходившие в свое время со зданием, в котором расположен «Музей истории комсомола и молодежного движения» (об этом процессе уже ранее писал «VIP-консультант»). Напомним, в результате решения Арбитражного суда Свердловской области, признавшего право собственности РСМ на здание, справедливость восторжествовала, однако тот доход, который был упущен на протяжении нескольких лет спорного использования здания, естественно, не вернуть. При этом не развивалось ни здание как площадка в центре города, ни как собственно Музей молодежи.

При анализе этой ситуации и процессов, происходящих вокруг строительства ДЦВЭД, становится понятной схожесть процессов, при разном, естественно, масштабе. В обеих ситуациях присутствуют две стороны: первая, стремящаяся развивать проект и вторая, постоянно пытающаяся вернуть ее в состояние полной неопределенности.

Предыстория

В свое время, ОАО «Уралтрансбанк», видя инвестиционную привлекательность проекта, вступил в долевое участие в строительстве в качестве инвестора, с выделением ему после постройки, части центра. Решив организационные вопросы и определив приоритеты в строительстве, все стороны пришли к соглашению и 5 июля 1995 г. подписали договор о долевом участии. Казалось бы, строительство столь привлекательного объекта должно было пройти без каких-либо особых осложнений, но на деле по непонятным причинам все получилось иначе: ОАО «Уралтрансбанк», в соответствии с соглашением исправно финансировал проект, «Уралвнешторг» же, в свою очередь, должен был заниматься непосредственно всеми строительными операциями. Постепенно строительство все более замедлялось и к 1998 г. «Уралтрансбанк», увидев, что строительство практически не ведется, а средства, выделенные на него, используются не по назначению, по понятным причинам прекратил финансирование проекта, в результате чего строительство было заморожено.

По некоторым данным, после остановки строительства площади здания использовались нецелевым способом, в частности, в качестве склада товаров коммерческого назначения. В результате, начиная с 1998 г., начались обращения сторон в различные инстанции Арбитражных судов, причем если одна сторона («Уралтрансбанк») стремилась как можно быстрее завершить строительство здания и начать окупать проект, то другая сторона, похоже, имела противоположные цели.

В результате с 1998 г. последовали обращения сторон в Арбитражный суд с целью урегулирования спора путем установления их права собственности на части объекта между участниками строительства и выдела долей . Когда все судебные инстанции были пройдены, и право собственности ОАО «Уралтрансбанк» было признано, 6 мая 2002 г. служба судебных приставов Верх-Исетского района города Екатеринбурга возбудила исполнительное производство по факту нарушения права собственности ОАО «Уралтрансбанк» на строящийся объект. Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства, представители ГП ВО «Уралвнешторг» были обязаны обеспечить беспрепятственный пропуск представителей банка в строения, принадлежащие им на праве собственности.

Сегодняшнее положение

12 июля судебные приставы в сопровождении представителей «Уралтрансбанка» и «Уралвнешторга» составили акт, по которому было окончательно установлено право собственности «Уралтрансбанка» на причитающиеся ему по решению суда здания. Однако, после окончания производства, подписания соответствующих документов и отъезда судебных приставов, представители «Уралвнешторга» по непонятным причинам продолжили нарушения прав банка на здание и косвенные попытки помешать продолжению строительства.

По заявлению юристов банка, действия представителей «Уралвнешторга» можно расценить, как препятствование осуществлению права собственности со стороны «Уралтрансбанка». Противоположная сторона, при осуществлении своей «деятельности» апеллирует к властным инстанциям, используя свой статус государственного предприятия и намекает на некие контакты с исполнительной властью. Однако никаких документов представлено не было.

Но вполне понятно, что областное правительство будет поддерживать только тех, кто занимается выполнением реальных экономических проектов в интересах развития области.

Итоги

Строительство делового центра ВЭД, столь значимого, безусловно, является одним из наиболее интересных, с точки зрения привлекательности проектов, для повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области. Согласно проекту, комплекс будет являться офисным зданием современного класса и уровня, расположенным в центре города; кроме того, в комплексе предусмотрено строительство гостиницы представительского класса.

Местоположение и сам центр позволяет в будущем рассчитывать на доходы от его эксплуатации. Следовательно, вырастут и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, не говоря уже о том, что строительство делового центра необходимо для дальнейшего развития инфраструктуры города.

В результате осуществления проекта строительства ДЦВЭД область получит еще один объект и логично, если руководство области окажет поддержку эффективным собственникам. В ходе спора, продолжавшегося, к чести обеих сторон, в рамках цивилизованных судебных тяжб, обе стороны ярко продемонстрировали свои приоритеты в отношении дальнейшей судьбы здания. Завершение строительства делового центра внешнеэкономической деятельности и сдача его в эксплуатацию принесет не только дивиденды его собственнику, от этого выиграют все. В частности, власть выиграет из-за увеличения притока финансов в бюджеты всех уровней, деловая среда – вследствие развития инфраструктуры города и области.


Другие материалы по теме: