Является ли Свердловская область аграрным регионом?
Так уж получилось, что Уральский регион позиционируется исключительно как промышленно-индустриальный субъект федерации. Однако, как сложилось исторически, в аграрном отношении он заметен не менее.
Ни для кого ни секрет, что Свердловская область как субъект Российской Федерации широко известна как промышленный регион. Это бесспорно. Однако такой подход представляется не совсем справедливым и полным. Если внимательно взглянуть, то станет видно, что АПК Свердловской области на сегодняшний день по своему состоянию является одним из развитых в России, и подтверждение тому – состояние сельского хозяйства на Урале.
АПК вчера и сегодня
В начале 90-х гг., когда состояние всех отраслей экономики по стране в целом и в регионах в отдельности было в тяжелом состоянии, АПК являлся той сферой, состояние которой казалось безнадежным. Советский период с его коллективизацией, политикой «военного коммунизма» и колхозами – период кажущегося благополучия – сменился устойчивым кризисом. Это не удивительно, ведь вся проводимая государством политика была направлена на получение сельхозпродукции, но никак не на развитие агрокомплекса, что в конечном итоге привело к естественному фазовому спаду этой отрасли. В силу этих причин областное правительство в 1991 г. встало перед серьезной проблемой – куда двигаться дальше?
В последние несколько лет Свердловская область полностью обеспечила свою потребность в картофеле и овощах, на 80-90% в молоке и яйце, на 50% в мясе. Каким же образом удалось этого добиться? Первое, что было сделано в начале 90-х гг., – сосредоточение многих усилий на состоянии и оздоровлении АПК, направленных на его динамику и развитие, для чего была разработана пятилетняя программа поддержки агропромышленного комплекса. Для обеспечения области всеми необходимыми сельхозпродуктами следовало наладить их производство на собственных предприятиях агропромышленного комплекса. Основной упор в первую очередь был сделан на интенсификацию технологий в выращивании картофеля и овощей, а также животноводческой продукции. Широко стала применяться политика инвестиций – например, Новоуральский электромеханический комбинат выделил хозяйству «Уральское» валюту на прибретение комплекса машин для возделывания картофеля, произведенного в Голландии, сумма проекта составила 1 млн немецких марок. В настоящее время Свердловская область полностью обеспечивает себя овощами, одновременно позволяя себе их вывоз в другие регионы РФ: Тюмень, Саратов, Пермь, Оренбург, Волгоград. Дальнейшим направлением реконструкции областного агрокомплекса явились предприятия птицепрома, причем проблема состояла не только в процессе производства, но и во всей системе обеспечения экономической деятельности агропредприятий, а именно их техническом оснащении. На сегодняшний день по сравнению с 1990 г. производство мяса птицы увеличено на 20 тыс. т и доведено по области до 62 тыс. т в год, что составляет десятую часть всего росийского производства бройлеров. 12 птицефабрик, среди которых крупнейшие производители яиц в Свердловской области птицефабрика «Рефтинская» и птицефабрика «Свердловская», производят яиц свыше миллиарда штук в год, из которых 200 млн ежегодно отправляется в другие регионы. В результате предпринятых в течение нескольких лет мер производство валовой продукции сельского хозяйства Свердловской области за январь – февраль 2002 г. во всех категориях хозяйств в действующих ценах составило 1.654,8 млн руб., к уровню января – февраля 2001 г. – 100,5%.
Планы
Если говорить о перспективах развития агропромышленного комплекса Свердловской области, то приоритеты определяются в нескольких направлениях. К ним можно отнести следующие: производство молочной продукции, а также использование областного земельного фонда в соответствии с новым Земельным кодексом. Молочные фермы на территории области в последние годы стабильно производят 370 – 380 тыс. т молока. В Свердловской области на сегодняшний день работают три государственных молочных завода – 1-й Городской молочный завод (г. Екатеринбург), Ирбитский молочный завод (г. Ирбит, Свердловская область) и Верхнепышминский молочный завод (г. Верхняя Пышма, Свердловская область), на их долю приходится 40% сырья. Ежедневный надой в среднем на корову сейчас составляет 9,3 кг, а валовое производство – 1200 т. Однако, по словам министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергея Чемезова, «эти молочные заводы, каждый по себе, плохо выживают». «Сегодня надо создать единую государственную фирму с хорошей маркой. Поэтому их нужно объединить в единый холдинг с одной торговой маркой», – считает С. Чемезов. На сегодняшний день разработка создания холдинга закончена и одобрена губернатором Свердловской области. Конкретное решение в ближайшее время будет принято правительством области и Законодательным собранием. «Будущее у молочных заводов в том, что они соединятся в холдинг, т.к. объединение даст увеличение капитала, создание единого торгового брэнда, выход на рынок и работу с потребителями розничной торговли. Я думаю, что нам удастся убедить правительство области объединить государственные молочные заводы в холдинг. Все это делается для того, чтобы на рынке было одно предприятие с большим капиталом и оборотом, – считает С. Чемезов. – В принципе руководители молочных заводов готовы к объединению государственных заводов, потому что сегодня на рынке существует особая конкуренция. Руководство ЗАО «Торговая компания «Вимм Биль Данн» вело переговоры о покупке молочного завода в Свердловской области, но мы их не намерены продавать. Объединение молочных заводов Свердловской области в единый холдинг произойдет уже в этом году». Таким образом, по мнению С. Чемезова, целесообразно создание холдингов в областном АПК, как это делается в металлургической и оборонной промышленности. Действительно, одно крупное предприятие будет более живучим в условиях рынка, ему будет проще разрабатывать единую концепцию развития, да и нынешнее положение дел, когда три крупных предприятия в области между собой являются конкурентами, приводит к тому, что им приходится заниматься не целенаправленным продвижением своей продукции на рынок и улучшением его качественных показателей, а банальной борьбой с конкурентами, которая часто носит поспешный и непродуманный характер, отражаясь на качестве продукции. Объединение же молочных предприятий под одной торговой маркой, с едиными требованиями к продукции, позволит расширить рынок сбыта за пределы области, что принесет дополнительные доходы и самому предприятию, и соответственно дополнительные отчисления в областной бюджет.
Земли сельхозназначения
Принятый Земельный кодекс предусмотрел дифференцированное регулирование в отношении обращения земель сельскохозяйственного назначения. Новый Земельный кодекс отвечает практически на все вопросы, касающиеся использования и оборота земельного фонда. На сегодняшний день в РФ существуют три формы земельной собственности – частная, государственная и муниципальная собственность на землю. В области правительственный вариант закона уже рассматривался, и было принято решение внести некоторые изменения. В целом позиция правительства Свердловской области и областного министерства сельского хозяйства и продовольствия предполагает консолидацию с федеральным вариантом закона. В Свердловской области 80 % сельскохозяйственных земель уже поделено в процессе земельной реформы с 1991 по 1995 г. на земельные паи сельских работников, социальной сферы и ветеранов. Однако эти категории физических лиц получили паи в виде свидетельств на землю – фактически эти участки не выделялись. Они выделялись только тогда, когда сельский работник уходил из предприятия и организовывал свое фермерское хозяйство. Для нормального оборота сельскохозяйственной земли нужно в срок до 1 января 2004 г. привести в соответствие с действующим законодательством правовые документы, выданные ранее, и, таким образом, придать им юридический статус.
Купля-продажа земельных долей землевладельцами должна быть оформлена юридически. На сегодняшний день сельскохозяйственных земель в области очень много и они настолько запущены, что в ближайшие 20-30 лет эту землю продать будет очень проблематично, т. к. пустующей пашни сельскохозяйственных земель по Свердловской области 100 тыс. га. В соответствии с требованиями времени и экономической целесообразности эту землю нужно сдавать в аренду, но желающих ее обрабатывать в настоящее время и в нынешнем состоянии не находится. В подавляющем большинстве земли, о которых идет речь, являются либо заболоченными, либо заросшими мелколесьем. Поэтому первоочередной задачей областного правительства и министерства сельского хозяйства и продовольствия является создание благоприятной и либеральной льготной политики для физических и юридических лиц, осуществляющих обработку этой земли, что будет способствовать заинтересованности в их приобретении и последующей сельхозобработке.
Историческая справка
В 1915 г. процентное выражение размера надельных земель в Пермской губернии (в последующем преобразованной в Екатеринбургскую губернию, а в настоящее время являющуюся Свердловской областью), перешедших в частную собственность, по всей площади общинной земли составило 3,1%, или 294.785 десятин (1 десятина равна примерно 0,5 га). Только по 4 губерниям Урала (Пермская, Екатеринбургская, Уфимская и Оренбургская) посевные площади в 1919 г., по сравнению с 1917 г., сократились почти на 875 тыс. десятин, или на 19,3 %, также значительно возросло число беспосевных хозяйств. В Екатеринбургской губернии по сравнению с 1916 г. сокращение посевных площадей составило в 1920 г. 15,7%, в 1921 – 31,3% (засеяно 869.204 десятин, а в 1900 г. главных хлебов по губернии было засеяно 1.393.800 десятин). Посевные площади в 1920 г. по Уралу составляли 4 млн 685 десятин, что на 18,2% меньше 1916 г. Сокращение посевных площадей наблюдалось и в 1920 г. – 5% по сравнению с 1919 г. Валовый сбор пяти главных хлебов (ржи озимой, яровой, овса, пшеницы, ячменя в 1917 г. по уездам (в тыс. пудов, пуд равен 16 кг) составил: Екатеринбургский – 8380, Ирбитский – 5844, Верхотурский – 1574, Нижне Тагильский – 3021, Камышловский – 9518, всего по губернии – 53323.
Вывод
Каждый год в Свердловской области разрабатывается 5 программ по поддержке предприятий агропромышленного комплекса, областным правительством ежегодно выделяется 500 млн руб. на их реализацию, еще 500 млн руб. крестьяне и фермеры получают через тарифную политику. Эта поддержка составляет 6 – 7% от общей стоимости продукции, произведенной предприятиями сельского хозяйства. Правительство Свердловской области приняло программу материальной поддержки среднеуральского АПК на 2002 г. Общий объем финансирования программы составит 453 млн руб., из которых 42 млн будут выделены на возвратной основе. На развитие сельского хозяйства области за счет дополнительных доходов областного бюджета от акцизов на алкогольную продукцию в текущем году планируется выделить 186 млн руб. Общая сумма бюджетных кредитов сельскохозяйственным предприятиям Свердловской области в 2002 г. составит 600 млн руб., из которых 250 млн выделит областной бюджет, а 350 млн – министерство сельского хозяйства РФ. Как видно, АПК уделяется пристальное внимание со стороны руководства области, прилагается немало усилий, направленных на то, чтобы сохранить достигнутое, а также реализовать насущные проблемы в приоритетных областях сельскохозяйственного сектора экономики. На фоне остальных регионов Свердловская область действительно занимает стабильное положение, как можно заключить исходя из экономических показателей как промышленности, так и АПК. Очевидно, что имидж и экономическое благосостояние Уральского региона сформировлись благодаря индустриальному наследию, однако, как показывает сегодняшний день, агропромышленный комплекс является не менее важной сферой его экономики, обеспечивая всем необходимым не только потребности собственно области, но и других регионов.
Ни для кого ни секрет, что Свердловская область как субъект Российской Федерации широко известна как промышленный регион. Это бесспорно. Однако такой подход представляется не совсем справедливым и полным. Если внимательно взглянуть, то станет видно, что АПК Свердловской области на сегодняшний день по своему состоянию является одним из развитых в России, и подтверждение тому – состояние сельского хозяйства на Урале.
АПК вчера и сегодня
В начале 90-х гг., когда состояние всех отраслей экономики по стране в целом и в регионах в отдельности было в тяжелом состоянии, АПК являлся той сферой, состояние которой казалось безнадежным. Советский период с его коллективизацией, политикой «военного коммунизма» и колхозами – период кажущегося благополучия – сменился устойчивым кризисом. Это не удивительно, ведь вся проводимая государством политика была направлена на получение сельхозпродукции, но никак не на развитие агрокомплекса, что в конечном итоге привело к естественному фазовому спаду этой отрасли. В силу этих причин областное правительство в 1991 г. встало перед серьезной проблемой – куда двигаться дальше?
В последние несколько лет Свердловская область полностью обеспечила свою потребность в картофеле и овощах, на 80-90% в молоке и яйце, на 50% в мясе. Каким же образом удалось этого добиться? Первое, что было сделано в начале 90-х гг., – сосредоточение многих усилий на состоянии и оздоровлении АПК, направленных на его динамику и развитие, для чего была разработана пятилетняя программа поддержки агропромышленного комплекса. Для обеспечения области всеми необходимыми сельхозпродуктами следовало наладить их производство на собственных предприятиях агропромышленного комплекса. Основной упор в первую очередь был сделан на интенсификацию технологий в выращивании картофеля и овощей, а также животноводческой продукции. Широко стала применяться политика инвестиций – например, Новоуральский электромеханический комбинат выделил хозяйству «Уральское» валюту на прибретение комплекса машин для возделывания картофеля, произведенного в Голландии, сумма проекта составила 1 млн немецких марок. В настоящее время Свердловская область полностью обеспечивает себя овощами, одновременно позволяя себе их вывоз в другие регионы РФ: Тюмень, Саратов, Пермь, Оренбург, Волгоград. Дальнейшим направлением реконструкции областного агрокомплекса явились предприятия птицепрома, причем проблема состояла не только в процессе производства, но и во всей системе обеспечения экономической деятельности агропредприятий, а именно их техническом оснащении. На сегодняшний день по сравнению с 1990 г. производство мяса птицы увеличено на 20 тыс. т и доведено по области до 62 тыс. т в год, что составляет десятую часть всего росийского производства бройлеров. 12 птицефабрик, среди которых крупнейшие производители яиц в Свердловской области птицефабрика «Рефтинская» и птицефабрика «Свердловская», производят яиц свыше миллиарда штук в год, из которых 200 млн ежегодно отправляется в другие регионы. В результате предпринятых в течение нескольких лет мер производство валовой продукции сельского хозяйства Свердловской области за январь – февраль 2002 г. во всех категориях хозяйств в действующих ценах составило 1.654,8 млн руб., к уровню января – февраля 2001 г. – 100,5%.
Планы
Если говорить о перспективах развития агропромышленного комплекса Свердловской области, то приоритеты определяются в нескольких направлениях. К ним можно отнести следующие: производство молочной продукции, а также использование областного земельного фонда в соответствии с новым Земельным кодексом. Молочные фермы на территории области в последние годы стабильно производят 370 – 380 тыс. т молока. В Свердловской области на сегодняшний день работают три государственных молочных завода – 1-й Городской молочный завод (г. Екатеринбург), Ирбитский молочный завод (г. Ирбит, Свердловская область) и Верхнепышминский молочный завод (г. Верхняя Пышма, Свердловская область), на их долю приходится 40% сырья. Ежедневный надой в среднем на корову сейчас составляет 9,3 кг, а валовое производство – 1200 т. Однако, по словам министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергея Чемезова, «эти молочные заводы, каждый по себе, плохо выживают». «Сегодня надо создать единую государственную фирму с хорошей маркой. Поэтому их нужно объединить в единый холдинг с одной торговой маркой», – считает С. Чемезов. На сегодняшний день разработка создания холдинга закончена и одобрена губернатором Свердловской области. Конкретное решение в ближайшее время будет принято правительством области и Законодательным собранием. «Будущее у молочных заводов в том, что они соединятся в холдинг, т.к. объединение даст увеличение капитала, создание единого торгового брэнда, выход на рынок и работу с потребителями розничной торговли. Я думаю, что нам удастся убедить правительство области объединить государственные молочные заводы в холдинг. Все это делается для того, чтобы на рынке было одно предприятие с большим капиталом и оборотом, – считает С. Чемезов. – В принципе руководители молочных заводов готовы к объединению государственных заводов, потому что сегодня на рынке существует особая конкуренция. Руководство ЗАО «Торговая компания «Вимм Биль Данн» вело переговоры о покупке молочного завода в Свердловской области, но мы их не намерены продавать. Объединение молочных заводов Свердловской области в единый холдинг произойдет уже в этом году». Таким образом, по мнению С. Чемезова, целесообразно создание холдингов в областном АПК, как это делается в металлургической и оборонной промышленности. Действительно, одно крупное предприятие будет более живучим в условиях рынка, ему будет проще разрабатывать единую концепцию развития, да и нынешнее положение дел, когда три крупных предприятия в области между собой являются конкурентами, приводит к тому, что им приходится заниматься не целенаправленным продвижением своей продукции на рынок и улучшением его качественных показателей, а банальной борьбой с конкурентами, которая часто носит поспешный и непродуманный характер, отражаясь на качестве продукции. Объединение же молочных предприятий под одной торговой маркой, с едиными требованиями к продукции, позволит расширить рынок сбыта за пределы области, что принесет дополнительные доходы и самому предприятию, и соответственно дополнительные отчисления в областной бюджет.
Земли сельхозназначения
Принятый Земельный кодекс предусмотрел дифференцированное регулирование в отношении обращения земель сельскохозяйственного назначения. Новый Земельный кодекс отвечает практически на все вопросы, касающиеся использования и оборота земельного фонда. На сегодняшний день в РФ существуют три формы земельной собственности – частная, государственная и муниципальная собственность на землю. В области правительственный вариант закона уже рассматривался, и было принято решение внести некоторые изменения. В целом позиция правительства Свердловской области и областного министерства сельского хозяйства и продовольствия предполагает консолидацию с федеральным вариантом закона. В Свердловской области 80 % сельскохозяйственных земель уже поделено в процессе земельной реформы с 1991 по 1995 г. на земельные паи сельских работников, социальной сферы и ветеранов. Однако эти категории физических лиц получили паи в виде свидетельств на землю – фактически эти участки не выделялись. Они выделялись только тогда, когда сельский работник уходил из предприятия и организовывал свое фермерское хозяйство. Для нормального оборота сельскохозяйственной земли нужно в срок до 1 января 2004 г. привести в соответствие с действующим законодательством правовые документы, выданные ранее, и, таким образом, придать им юридический статус.
Купля-продажа земельных долей землевладельцами должна быть оформлена юридически. На сегодняшний день сельскохозяйственных земель в области очень много и они настолько запущены, что в ближайшие 20-30 лет эту землю продать будет очень проблематично, т. к. пустующей пашни сельскохозяйственных земель по Свердловской области 100 тыс. га. В соответствии с требованиями времени и экономической целесообразности эту землю нужно сдавать в аренду, но желающих ее обрабатывать в настоящее время и в нынешнем состоянии не находится. В подавляющем большинстве земли, о которых идет речь, являются либо заболоченными, либо заросшими мелколесьем. Поэтому первоочередной задачей областного правительства и министерства сельского хозяйства и продовольствия является создание благоприятной и либеральной льготной политики для физических и юридических лиц, осуществляющих обработку этой земли, что будет способствовать заинтересованности в их приобретении и последующей сельхозобработке.
Историческая справка
В 1915 г. процентное выражение размера надельных земель в Пермской губернии (в последующем преобразованной в Екатеринбургскую губернию, а в настоящее время являющуюся Свердловской областью), перешедших в частную собственность, по всей площади общинной земли составило 3,1%, или 294.785 десятин (1 десятина равна примерно 0,5 га). Только по 4 губерниям Урала (Пермская, Екатеринбургская, Уфимская и Оренбургская) посевные площади в 1919 г., по сравнению с 1917 г., сократились почти на 875 тыс. десятин, или на 19,3 %, также значительно возросло число беспосевных хозяйств. В Екатеринбургской губернии по сравнению с 1916 г. сокращение посевных площадей составило в 1920 г. 15,7%, в 1921 – 31,3% (засеяно 869.204 десятин, а в 1900 г. главных хлебов по губернии было засеяно 1.393.800 десятин). Посевные площади в 1920 г. по Уралу составляли 4 млн 685 десятин, что на 18,2% меньше 1916 г. Сокращение посевных площадей наблюдалось и в 1920 г. – 5% по сравнению с 1919 г. Валовый сбор пяти главных хлебов (ржи озимой, яровой, овса, пшеницы, ячменя в 1917 г. по уездам (в тыс. пудов, пуд равен 16 кг) составил: Екатеринбургский – 8380, Ирбитский – 5844, Верхотурский – 1574, Нижне Тагильский – 3021, Камышловский – 9518, всего по губернии – 53323.
Вывод
Каждый год в Свердловской области разрабатывается 5 программ по поддержке предприятий агропромышленного комплекса, областным правительством ежегодно выделяется 500 млн руб. на их реализацию, еще 500 млн руб. крестьяне и фермеры получают через тарифную политику. Эта поддержка составляет 6 – 7% от общей стоимости продукции, произведенной предприятиями сельского хозяйства. Правительство Свердловской области приняло программу материальной поддержки среднеуральского АПК на 2002 г. Общий объем финансирования программы составит 453 млн руб., из которых 42 млн будут выделены на возвратной основе. На развитие сельского хозяйства области за счет дополнительных доходов областного бюджета от акцизов на алкогольную продукцию в текущем году планируется выделить 186 млн руб. Общая сумма бюджетных кредитов сельскохозяйственным предприятиям Свердловской области в 2002 г. составит 600 млн руб., из которых 250 млн выделит областной бюджет, а 350 млн – министерство сельского хозяйства РФ. Как видно, АПК уделяется пристальное внимание со стороны руководства области, прилагается немало усилий, направленных на то, чтобы сохранить достигнутое, а также реализовать насущные проблемы в приоритетных областях сельскохозяйственного сектора экономики. На фоне остальных регионов Свердловская область действительно занимает стабильное положение, как можно заключить исходя из экономических показателей как промышленности, так и АПК. Очевидно, что имидж и экономическое благосостояние Уральского региона сформировлись благодаря индустриальному наследию, однако, как показывает сегодняшний день, агропромышленный комплекс является не менее важной сферой его экономики, обеспечивая всем необходимым не только потребности собственно области, но и других регионов.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Министр сельского хозяйства Свердловской области: Объединение молочных заво ...
- Министр сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Че ...
- Министр сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Че ...
- Ежегодно на реализацию программ по поддержке предприятий АПК Свердловской о ...
- Сегодня на оперативном совещании правительства Свердловской области рассм ...