«МегаФон»: вопросов больше чем ответов

На протяжении нескольких месяцев нарастал ажиотаж, связанный с выходом на рынок оператора сотовой связи ЗАО «Уральский GSM».

В середине июля произошло событие, которого долго ждали: на рынок сотовой связи Свердловской области под торговой маркой «МегаФон» вошел новый участник – ЗАО «Уральский GSM». Потенциальные клиенты ждали от нового игрока относительно более низких тарифов, нового набора услуг и высокого уровня обслуживания.

Прежде в области работали только три оператора, и каждый в своем стандарте был единственным. Поэтому переход абонента от одного оператора к другому был связан с высокими затратами, что до определенной степени позволяло удерживать тарифы и стоимость услуг на высоком уровне.

Когда стало точно известно о появлении «МегаФона» на Урале, возникли слухи о низких тарифах и других преимуществах нового оператора. А официальное начало работы «МегаФона» в Екатеринбурге породило вопросы, многие из которых пока остаются без ответов.

Тарифная политика

Поверхностный взгляд на тарифную политику ЗАО «Уральский GSM» порождает вполне резонный вопрос: а где же низкие тарифы? Сегодня в Свердловской области «МегаФон» предлагает два тарифных плана: «Урал» (федеральный номер) и «Екатеринбург» (прямой городской номер), причем в среднем стоимость часа разговора не ниже, а то и выше, чем у основных конкурентов.

Можно предположить, что высокая стоимость одного часа разговора по подключенному к «МегаФону» телефону обусловлена количеством услуг, входящих в абонентскую плату. Однако не всем абонентам необходимы такие услуги, как конференц-связь, переадресация вызова или определитель номера. Тем не менее эти услуги включены в стандартный пакет услуг, и можно сделать вывод о том, что эти услуги в какой-то степени навязываются абоненту.

Интересен другой факт: в Челябинске тариф «МегаФона» существенно ниже, чем в Свердловской области. Генеральный директор ЗАО «Уральский GSM» Александр Арнаутов заявляет, что при определении тарифов был учтен уровень доходов потенциальных абонентов. То есть более низкий уровень доходов населения в Челябинске обусловливает и более низкие тарифы. Но скорее всего решающую роль при установлении уровня тарифов сыграла конкуренция: в Челябинской области действовало уже четыре оператора сотовой связи против трех операторов в Свердловской области. По поводу снижения тарифов в «МегаФоне» говорят, что до конца года тарифы вряд ли изменятся.

Тем не менее сеть «МегаФон» на Урале должна для начала хотя бы вернуть инвестированные в нее средства, и скорее всего, до тех пор, пока бизнес «Мегафона» на Урале не достигнет уровня, приносящего доход, сопоставимый с вложенными средствами, говорить о каком-либо снижении тарифов преждевременно.

Для успешного развития оператора сотовой связи необходима значительная клиентская база, которая бы генерировала стабильный и желательно растущий поток доходов. Очевидно, что проще всего клиентскую базу расширить, привлекая клиентов сниженными тарифами. Однако, коль существующие тарифы «МегаФона» в среднем не ниже, чем у конкурентов, это служит причиной для сомнений в том, что «МегаФону» действительно удастся в срок достичь заявленной клиентской базы. По словам руководства «МегаФона», только до конца года планируется привлечь как минимум 50 тыс. абонентов в Уральском регионе.

По крайней мере в Екатеринбурге «Уральский GSM» серьезно ограничен в иных способах привлечения клиентов, кроме понижения тарифов. Уровень сервиса этой компании пока что остается величиной неизвестной, по охвату территории на сегодняшний день компания значительно уступает своим местным конкурентам.

Руководство ЗАО «Уральский GSM» заявляет о том, что компания намерена привлекать клиентов не низкими тарифами, а качеством и спектром предоставляемых услуг. Тем не менее абонент «МегаФона» пока лишен возможности самостоятельно полностью формировать пакет услуг – большая часть услуг уже жестко зафиксирована в тарифном плане. Вероятно, такая система управления услугами не заслужит большой популярности у пользователей сотовой связи, так как конкуренты предлагают более гибкие системы.

В то же время в компании «Уральский GSM» говорят, что компания рассчитывает привлекать клиентов из всех слоев населения с различным уровнем доходов. Однако встает вопрос о том, что нужно абоненту. Скорее всего, для большей части абонентов, которые еще не подключились к другим операторам, привлекательны именно низкие тарифы, а не широкий спектр услуг. С другой стороны, возможно, что основная ставка «МегаФона» делается на абонентов с высоким уровнем доходов, число которых, между тем, весьма ограничено. Тогда непонятно, на что рассчитывает руководство «Уральского GSM»: подавляющее большинство абонентов из этой категории уже давно пользуется услугами сотовой связи других операторов. Более того, именно эта категория абонентов является наиболее стабильной, и операторы сотовой связи стараются удержать таких клиентов.

Услуги

На третий день коммерческой эксплуатации сети на Урале руководство «МегаФона» приняло решение о временной приостановке подключения абонентов. В ЗАО
«Уральский GSM» пояснили, что это было сделано для ввода данных о клиентах в биллинговую систему (эта система подсчитывает количество эфирного времени, использованного абонентом). Пресс-секретарь ЗАО «Уральский GSM» Ольга Сафаргалиева сказала, что «подключение приостановили для проверки биллинговой системы после подключения 500 абонентов». Однако с экономической точки зрения этот шаг вряд ли является оправданным, так как проверку биллинговой системы можно проводить вечером или ночью, когда подключение абонентов не производится по вполне понятным причинам. Остановка подключения для проверки системы, по меньшей мере, невыгодна для компании: в день проверки она смогла подключить в два раза меньше абонентов, чем за день до этого.

Представитель ОАО «Телекоминвест», владеющей контрольным пакетом акций ЗАО «Уральский GSM», Андрей Климов заявил, что к концу года качество связи в зоне покрытия «МегаФона» на Урале будет лучше, чем сейчас. Возможно, качество связи со временем улучшится, но клиентов компании нужно привлекать сегодня. Нетрудно предугадать реакцию абонента «МегаФона», если он будет постоянно попадать в «дыры» (участки с нестабильной связью или отсутствием связи) в заявленной зоне покрытия.

На вопросы об основных преимуществах «МегаФона» на рынке руководство компании апеллирует к качеству связи и пакету предоставляемых услуг. К примеру, абоненту «МегаФона» выгоден льготный внутрисетевой роуминг при поездках по России. Из любого региона России, где работают операторы «МегаФона», звонок в «домашний» регион на телефон городской телефонной сети стоит 0,44 у.е. (без учета косвенных налогов). Абонент «Уралтела» при роуминге с московской компанией МТС позвонит из Москвы уже за 2,02 у.е. (без учета косвенных налогов). Однако представители ЗАО «Уралтел» говорят о том, что в ближайшее время компания интегрируется в сеть МТС на условиях единого роумингового пространства. Таким образом, «МегаФон» может скоро лишиться своего декларируемого конкурентного преимущества.

Выводы

Однако появление на рынке сотовой связи Свердловской области нового оператора – это позитивное явление. «МегаФон» сегодня является первой общероссийской сетью мобильной связи. «Начало работы сети «МегаФон» в Уральском регионе положительно скажется на динамике развития местного рынка мобильной связи», – говорит генеральный директор ЗАО «Уральский GSM» Александр Арнаутов. С этим можно согласиться. Уже сейчас пользователи мобильной связи Свердловской области почувствовали положительные сдвиги: снижение тарифов на услуги сотовой связи сделало сотовый телефон более доступным для жителей области. Однако вряд ли можно сказать, что «МегаФон» сегодня способен предложить потенциальным клиентам то, чего не может предложить конкурент. Тем более площадь зоны охвата сети «МегаФона» в Свердловской области сегодня меньше, чем у конкурентов: сеть эксплуатируется только в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.

Кроме того, «Екатеринбургская сотовая связь» сегодня строит в Свердловской области новую сеть стандарта «GSM». Поэтому появление третьего оператора, работающего в стандарте «GSM», окажет влияние на тарифную политику как «МегаФона», так и остальных операторов сотовой связи. Руководство ЗАО «Уральский GSM» заявляет о том, что начало работы «МегаФона» в Уральском регионе должно подтолкнуть инвесторов к вложению средств в сотовую сеть. Это позволяет предположить, что клиенты, подключающиеся к «МегаФону» сегодня, создают инвестиционную привлекательность проекта. Возможно, если клиентов окажется недостаточно для привлечения инвесторов, то темпы развития компании замедлятся, что может сказаться на качестве услуг и тарифной политике «МегаФона» в Уральском регионе. Анализируя всё сказанное выше, можно сделать вывод о том, что ситуация вокруг «МегаФона», скорее всего, прояснится ближе к концу года, что позволит потенциальным пользователям мобильной связи принимать обоснованные решения о переходе или подключении к новому оператору.


Другие материалы по теме: