Изменения налогового законодательства: последствия для малого бизнеса

Закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах» был принят Государственной Думой РФ 1 июля 2002 года и одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года.

Законом предусматривается, что организации, перешедшие на новую систему налогообложения или на уплату единого налога на вмененный доход, освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество, единого социального налога. Индивидуальные предприниматели освобождаются от подоходного налога, налога с продаж и налога на имущество физических лиц. При этом для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сохраняется обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

История вопроса

В конце декабря 2001 г. была принята поправка к Налоговому кодексу, обязывающая предпринимателей выплачивать единый социальный налог отдельно от всех других налоговых сборов. Вступление в силу этого закона негативно отразилось на развитии малого бизнеса в Свердловской области – налоговые отчисления бизнесменов возросли в несколько раз. Вопрос неоднократно обсуждали законодатели субъектов федерации. В Государственную Думу начали поступать обращения о пересмотре налогового законодательства и приостановлении Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах» в части уплаты единого социального налога плательщиками единого налога на вмененный доход.

В апреле 2002 г. Палата представителей Законодательного собрания Свердловской области направила обращение к Федеральному собранию РФ и Правительству РФ о необходимости внесения изменений в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» в части установления оптимального режима налогообложения, учитывающего интересы малого предпринимательства. Депутаты выразили обеспокоенность по поводу резкого ухудшения положения плательщиков единого налога на вмененный доход в связи с принятием федерального закона от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ. Несмотря на снижение ставки единого налога на вмененный доход с 20 до 15%, общая налоговая нагрузка на плательщиков выросла в 1,5 – 2 раза. Резкое увеличение налоговой нагрузки на малое предпринимательство привело к сокращению числа МП, удорожанию товаров и услуг, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, в конечном итоге, к дискредитации идеи поддержки малого бизнеса. Кроме того, принятие закона усложнило схему бухгалтерского учета, так как малые предприятия были вынуждены вести двойную бухгалтерию – учет непосредственно для целей предприятия и целей налогообложения. За все время действия этой системы ей воспользовалось только 3 тыс. налогоплательщиков, и общие доходы от этого налога не превысили 0,5% от областного бюджета.

Лед тронулся

Предложения регионов на федеральном уровне были услышаны. В Госдуму были внесены предложения об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса.

Ситуация с налогообложением субъектов малого предпринимательства сложилась достаточно сложная. Налоговое бремя, возложенное новым законодательством на предпринимателей, оказалось слишком тяжелым, логичным следствием чего оказался процесс увода предпринимателями своих доходов «в тень».

Для того чтобы добиться существования малого бизнеса на легальных условиях, недостаточно лишь изменить систему налогообложения. Необходимо создавать условия, позволяющие предпринимателям встать на ноги. Одним из вариантов может стать выделение малого бизнеса из структуры других хозяйствующих субъектов, поскольку малый бизнес имеет свою специфику и у него нет достаточных ресурсов для того, чтобы вести свою деятельность в соответствии с законодательством, разработанным для крупных предприятий.

Кроме того, еще одним шагом по поддержке малого бизнеса могло бы стать создание на уровне органов власти инфраструктурной организации, оказывающей малым предприятиям содействие и информационную поддержку. Как показывает практика, представители малого бизнеса не только слабо разбираются в законодательстве, но и зачастую не знают своих прав.

25 июля 2002 г. Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого бизнеса. Суть закона заключается в следующем: с 1 января 2003 г. налог на вмененный доход будут выплачивать предприниматели, чья деятельность, как правило, относится к сфере услуг. Ставку налога предполагается установить в 15%, как и в настоящее время. Регионы будут самостоятельно решать вопрос о введении на своей территории этой системы налогообложения. Однако если региональными властями будет принято соответствующее решение, предприниматели, входящие в список плательщиков единого налога на вмененный доход, будут обязаны перейти на эту систему. Предприятия, которые не будут платить единый налог на вмененный доход (объем годовой выручки такого предприятия не должен превышать 15 млн руб., а численность работающих – 100 человек), смогут в соответствии с принятым законом воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Предприниматели, перешедшие на данную систему налогообложения, могут платить налог с дохода (6%) или с прибыли (15%).

В случае отсутствия прибыли предприниматель будет обязан выплатить налог в размере 1% от выручки. Малые предприятия могут вычитать из налогооблагаемой базы в том числе проценты по кредитам, арендные платежи, командировочные расходы, расходы на рекламу.

Организации, имеющие филиалы и представительства, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн руб., ломбарды, предприятия, занимающиеся производством подакцизных товаров и минерального сырья, игорный бизнес, нотариусы, занимающиеся частной практикой, участники СРП согласно закону не имеют права применять упрощенную систему налогообложения.

Малый бизнес на Среднем Урале

В Свердловской области предпринимательство начало развиваться с 1987 г. Сейчас на территории области зарегистрированы 21600 малых предприятий и около 150 тыс. индивидуальных предпринимателей. Распределение количества субъектов малого предпринимательства по территориям муниципальных образований остается неравномерным. В Екатеринбурге, где проживает около трети населения области, действует почти 65% предпринимателей. Остальные в основном сосредоточены в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском и Первоуральске. Характерная особенность формирования и развития малых предприятий заключается в том, что многие первоначально создавались при крупных промышленных предприятиях, строительных организациях, научных учреждениях. Сегодня в секторе малого бизнеса в области занято около 296 тыс. человек, что составляет примерно 16% от всего работающего населения. Такие показатели соответствуют среднероссийским, но в 3-4 раза ниже по сравнению с уровнем западноевропейских стран.

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель неоднократно отмечал, что в социально-экономическом развитии нашей области малый бизнес играет огромную роль. Доля малых предприятий в экономике области составляет от 9 до 13% по объему выпускаемой продукции, численности работающих и налоговым отчислениям в бюджет.

Вопросы развития малого предпринимательства регулярно рассматриваются на заседаниях правительства области, в областном бюджете ежегодно предусматриваются средства на финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса. Работает областной координационный совет по развитию малого предпринимательства, реализованы четыре областные целевые программы поддержки малого бизнеса. Удалось наладить и систему финансирования – только в 2001 г. выдано более двух тысяч займов на сумму свыше 26 млн руб.

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель определил среди приоритетных задач для программно-целевого планирования в 2003 г. поддержку малого предпринимательства. «Мы не должны отказываться от программно-целевого подхода в развитии реального сектора экономики. Считаю, юридические препоны в этих вопросах носят временный характер, юристы и экономисты выработают общие разумные подходы, и инвестиционные программы развития малого бизнеса займут достойное место в нашей практике», – считает Э. Россель.

Мнения

Депутат Свердловской областной Думы Илья Борзенков считает упрощенную систему налогообложения малого бизнеса прогрессивной. «Система упрощенного налогообложения существует уже давно. Однако в развитии малого предпринимательства она не сыграла существенной роли. В бюрократических проволочках и волоките утонула суть реформы. В Свердловской области только 2,5 тыс. предпринимателей воспользовались системой упрощенного налогообложения. Это была видимость, а не реальная помощь бизнесу. Камнем преткновения стало введение единого налога на вмененный доход. Сейчас же можно говорить об упрощенной системе налогообложения как о новой. На данный момент в Свердловской области достаточно большое количество предпринимателей, которые ей воспользуются. Благодаря этой системе произойдет увеличение инвестиций в малый бизнес, повысится его надежность, потому что до последнего времени предприниматели не были уверены в завтрашнем дне. Кроме того, проведена четкая граница между малым и средним бизнесом. Я считаю, что новая система понятна, проста, исполнима и легка с точки зрения налогового администрирования. Можно сказать, что сделан существенный шаг в вопросе поступления налогов в региональные и местные бюджеты, поскольку 70% от собранных сумм остается на местах», - заявил И. Борзенков.

«Малому бизнесу сегодня нужна поддержка как на уровне государства, так и на уровне коммерческих организаций. Тот факт, что президент подписал закон о льготном налогообложении субъектов малого предпринимательства, говорит о том, что государство вплотную заинтересовалось проблемами малого бизнеса. Это очень важно и необходимо, поскольку тогда предприниматели смогут наладить нормальную деятельность, выйти из тени и дальше развиваться», – заявил директор Челябинского областного Союза предпринимателей Олег Фомин. По его словам, такая поддержка предпринимательства должна быть системной и постоянной. Тем не менее при помощи органов государственной власти уже сформировалась определенная система поддержки малого бизнеса. Другое дело, что поддержка со стороны государства в большинстве случаев подразумевает весьма бюрократические процедуры получения помощи представителями малого бизнеса, а кроме того размер тех средств, которые государство может выделить на поддержку малого бизнеса, оказывается гораздо ниже необходимого. Таким образом, получение государственной помощи представителями малого бизнеса связано с длительным периодом времени, в течение которого ведутся бюрократические процедуры (оформление документов и т.п.), а также с недостаточным размером этой помощи. Гораздо более эффективной была бы поддержка со стороны коммерческих организаций. Надо отметить, что ряд кредитно-финансовых организаций Свердловской области уже заявили о том, что они начинают активно работать в этом направлении. Тем не менее активного развития малого бизнеса стоит ожидать лишь тогда, когда программы по развитию малого бизнеса приобретут масштабный, а лучше непрерывный характер. Можно предположить, что претворить в жизнь такие программы под силу только банкам федерального масштаба.

Перспективы

Правительство возлагает большие надежды на налоговую реформу. На первый взгляд, изменение налогового законодательства – это именно то, о чем мечтали бизнесмены. Однако на деле упрощенное налогообложение может оказаться палкой о двух концах. Предприятия, перешедшие на упрощенную систему, рискуют попасть в ловушку. Работать по такой системе могут только те, чей доход не превышает 15 тыс. руб. в год. Но эта невысокая планка может быть взята предпринимателем уже спустя полгода. А это значит, что отчитываться перед налоговой инспекцией придется как обычным предприятиям.


Другие материалы по теме: