Комментарий специалистов ОАО "Уралпромстройбанк" о проекте закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём".

7 февраля 2001 (11:04)

В настоящий момент принятие закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём" нецелесообразно в силу ряда причин:


Во-первых, это понимание важности банковской тайны. В новой редакции акцентируется внимание на том, что закон "О федеральных органах налоговой полиции" действительно дает им право на безвозмездное получение необходимой информации, но с существенной оговоркой "... за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации". А Гражданский кодекс и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" этот порядок как раз и устанавливают. Поэтому налоговые полицейские вправе требовать у кредитных организаций документы, содержащие банковскую тайну, лишь по находящимся в производстве этих органов уголовным делам, предварительно получив согласие прокурора.


Во-вторых, уже существует и обязанность банков принимать меры для пресечения легализации теневых доходов. Но сегодня они закреплены не в законах и кодексах, а в документах рекомендательного характера, разработанных специалистами Центробанка. В частности, кредитным институтам предписывается осуществлять внимательный подбор клиентов и партнеров и тщательный анализ предоставляемых документов. Особое внимание необходимо уделить организации работы службы внутреннего контроля. В числе сомнительных операций, согласно рекомендациям ЦБ, купля-продажа ценных бумаг с оплатой наличными, безосновательная поспешность при проведении операций, покупка одного и того же пакета бумаг многократно в сделках с одним и тем же контрагентом и т. п. Банки определяют и собственные критерии подозрительных сделок. Например, предложение более высокой комиссии или требование провести сделку по ценам, явно отличным от рыночных, отсутствие видимого смысла или экономического обоснования операции, манипулирование ценами на рынке.


Анализ положений обсуждаемого законопроекта позволяет говорить о том, что, мы наблюдаем очередную попытку усиления власти государства над гражданами, под весьма благовидным предлогом – борьба с теневой экономикой.


2. Реально же осуществлять подобный контроль не способно пока ни одно из силовых ведомств, поэтому можно предположить, что эти функции будет выполнять новая структура – симбиоз УВД, ФСБ, налоговой полиции, таможни.


Другие материалы по теме: