Динамика развития политической обстановки в России* (январь 2001 года и итоги 2000 года)

В распоряжение «VIP-консультанта» попала аналитическая записка, подготовленная одним из московских аналитических центров. Ниже приведены наиболее интересные фрагменты этого документа.


Внешне рабочий график Президента России Владимира Путина в январе ничем особо не отличался от предшествующих месяцев. Однако даже беглый анализ результатов мероприятий с участием Путина позволяет сделать вывод, что фактор президента в первый месяц нового года оказывал гораздо большее влияние на развитие политической и экономической ситуации в стране, чем раньше.


Фактор президента




Первые законодательные инициативы 2000 г., касающиеся таких общих вопросов, как административная реформа, укрепление вертикали исполнительной власти, сменились более приземленными проблемами сегодняшнего дня. Именно под влиянием президента удалось предотвратить реструктуризацию РАО «ЕЭС России» «по Чубайсу», принять практические меры для решения проблемы с энергоресурсами в Приморье, приглушить скандал из-за намерения правительства не платить долги Парижскому клубу кредиторов, ускорить разработку правительством пакета законов об освобождении экономики от бюрократической опеки и ее дальнейшей либерализации.


В то же время, несмотря на жесткие заявления Путина, Центр пока ничего не смог сделать, чтобы радикальным образом переломить ситуацию в Приморье. И даже высокопоставленные представители федеральной власти, побывавшие в Приморском крае с целью помочь в решении энергетической проблемы, своей задачи до конца не выполнили. После их отъезда в Приморье снова начались отключения электроэнергии, что вызвало новые митинги протеста жителей края. Негативно сказывается на авторитете президента практика принятия ряда важных решений в узком кругу. В частности, в январе Путин внес в Государственную Думу предложение рассмотреть поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, лишающие прокуратуру возможности самостоятельно санкционировать обыски и аресты граждан и передающие эти полномочия судьям. Инициатива президента нашла широкий положительный отклик в стране. Однако в воскресенье, 25 января стало известно, что он отозвал свои предложения из Госдумы, что, естественно, вызвало отрицательную реакцию со стороны либеральной общественности. По этому поводу Союз правых сил даже сделал специальное политическое заявление, в котором политика Путина и его правительства характеризуется так: «С одной стороны — начало крайне важной для страны налоговой реформы, реалистическая бюджетная политика, в целом сбалансированная внешнеполитическая деятельность. С другой стороны — явный крен в «полицейщину», восстановление символов и других примет советского, имперского прошлого, давление на свободу слова и другие демократические институты. При этом — граничащая с политическим безволием нерешительность в проведении земельной, судебной, правоохранительной, административной и военной реформы, без которых экономика обречена на стагнацию, общество — на маргинальность, а государственность — на распад». С такой оценкой можно соглашаться или нет, но она дает хороший повод для раздумья при принятии важных государственных решений.


В конце месяца В. Путин предпринял еще одну личную акцию, направленную на снижение политического напряжения в стране. На встрече с представительной делегацией журналистов НТВ президент вновь высказался за свободу прессы и заявил, что творческий коллектив компании должен быть сохранен независимо от того, кто владеет контрольным пакетом акций и кто входит в Совет директоров.


Таким образом, президентский фактор остается ведущим в ряду остальных и, пожалуй, единственным стабилизирующим обстановку в России. Тем не менее и он не в состоянии пока воздействовать на другие факторы так, чтобы заставить их работать в том же направлении — на стабилизацию политической, экономической и социальной обстановки в России.


Оппозиция




После определенного затишья в январе вновь активизировались оппозиционные силы. Двадцатого-двадцать первого января в Москве состоялся Первый всероссийский съезд в защиту прав человека. Представители 350 крупнейших правозащитных организаций из разных регионов обсудили сложившуюся в стране ситуацию с правами человека. Большинство организаторов съезда согласились с тем, что она может быть названа чрезвычайной. В заключительном документе съезда отмечается, что «в последние месяцы можно говорить о ползучем конституционном перевороте. Ограничения и нарушения прав и свобод человека формируют отчетливую тенденцию к авторитаризму». С этим выводом согласился и ряд гостей съезда. К примеру, Григорий Явлинский в своем выступлении заявил: «Государственная политика все больше и больше становится похожа на спецоперацию. И ей присущи оба характерные для спецоперации этапа: первый — вербовка, второй — активные мероприятия для тех, кто не вербуется». В заключение лидер «Яблока» предложил правозащитникам действовать вместе и провести весной этого года общедемократическое совещание.


Не исключают своего перехода в политическую оппозицию и лидеры Союза правых сил, которые обсуждали в январе возможность превращения своего союза в политическую партию. В принятой резолюции отмечается: «Для нас принципиально неприемлемо провозглашать лояльность президенту и правительству независимо от того, что они реально делают. Наша партия не может быть послушным проводником воли исполнительной власти из холопского подобострастия или лукавой конъюнктуры».


Весь январь продолжался скандал с «Медиа-мостом» и другими структурами, контролируемыми олигархом Владимиром Гусинским. Над последним в конце января начался суд в Испании, который должен решить вопрос о его экстрадиции в Россию. Следует отметить, что уголовное преследование Гусинского «не образумило» финансируемые им средства массовой информации. НТВ и другие олигархические СМИ стали еще злее комментировать работу исполнительной власти.


Определенная часть СМИ и стоящие за ними силы окончательно решили разыграть карту «прав человека» и «демократических свобод», не замечая, что по существу они проповедуют «идеальный вариант» демократии, которого нигде не существует и который никак не соотнесен с реальной действительностью в России. По сути так называемые демократические силы ратуют за продолжение тех элементов демократии, которые в предыдущем десятилетии привели к «демократической анархии», к утверждению лозунга: «разрешено все, что не запрещено законом», то есть к полной безответственности индивида и отдельных средств массовой информации перед обществом и государством.


Социальный фактор




В январе объявлено об очередном повышении на 10 % государственных пенсий с 1 февраля 2001 г. До этого были повышены денежные оклады работников бюджетных организаций. Различные социальные льготы принимались и на уровне регионов. В частности, столичные власти выделили 51 млрд 300 млн рублей на программу социальной защиты москвичей в нынешнем году. Одновременно продолжался рост цен на различные товары и услуги. В частности, уже объявлено о повышении стоимости проезда по железной дороге, в том числе и в пригородных электричках, тарифов на электричество, оплаты телефонной связи, возросла стоимость продуктов питания, спиртных напитков и табачных изделий, бен-зина. На очереди — очередное повышение квартплаты и оплаты остальных жилищно-коммунальных услуг. Обращает на себя внимание, что несмотря на все эти негативные явления рейтинг Президента России среди населения не падает. Это свидетельствует прежде всего о том запасе доверия, которое люди питают к своему избраннику. Главная задача Путина в настоящее время — не обмануть их ожидания, не допустить, чтобы инфляция и повышение цен свели на нет принимаемые меры по улучшению социального положения граждан.


Начало 2001 г. показало, что социальный фактор — одно из наиболее уязвимых мест российской действительности и одновременно важнейший индикатор эффективности экономики в целом и экономических реформ в особенности. Тенденция пока остается тревожной, и в случае ее негативного развития те ожидания, которые обеспечили победу Владимира Путина на прошлогодних выборах, могут весьма быстро испариться.


Регионы




В январе Государственная Дума приняла во втором чтении поправку к Закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», по которой право избираться на третий срок получат 69 глав регионов, а 17 из них смогут остаться и на четвертый. Поправку поддержали обе пропрезидентские фракции. Следует вспомнить, что еще во время первого чтения, в ноябре 2000 г. президентская администрация сделала все возможное, чтобы убедить депутатов проголосовать за эту поправку. Таким образом, налицо уступка президента региональным лидерам, на которых в течение всего прошлого года Путин вел непрекращающееся наступление.


Представляется, что принятием упомянутых изменений в закон президент стремится притушить зреющие ростки губернаторского недовольства, вызванного ограничением их самостоятельности и отлучением от Совета Федерации. Сегодня это недовольство еще не очевидно, многие главы регионов послушно поддерживают инициативы президента, но тенденция уже обозначилась. Достаточно вспомнить об обращении президента Чувашии Николая Федорова в Конституционный суд по поводу правомочности отдельных законодательных инициатив Владимира Путина, а также высказывания ряда других губернаторов, оставшихся при своих мнениях при обсуждении важных государственных проблем и ставших фактически в оппозицию президенту.


Федеральной власти необходимо учитывать эти особенности в поведении глав регионов, так как в случае, если их большая часть перейдет в оппозицию, у власти останется только один путь самосохранения — авторитаризм. А это уже беда для всей страны.


Представляется, однако, что до этого дело не дойдет. Создание законных возможностей для участия в выборах губернаторов в третий или четвертый раз еще не означает, что они обязательно будут избраны. У Кремля достаточно ресурсов, чтобы держать этот процесс под контролем и в необходимый момент предпринять решительные действия (пример со снятием с предвыборной дистанции Руцкого). Теперь каждый из действующих губернаторов должен будет задуматься, прежде чем использовать административный ресурс. Даже если кому-нибудь из «третьесрочников» удастся выиграть выборы, его полномочия могут быть в значительной степени урезаны и переданы представителям президента или федеральным министерствам и ведомствам. Таким образом, после принятия поправки к упомянутому выше закону главы регионов стали гораздо более зависимы от президента.


Итоги




Тридцать первого декабря закончился первый год президентства Владимира Путина. Сначала в качестве исполняющего обязанности президента, а затем и облеченный доверием избравших его граждан Путин принял ряд важных решений, направленных на создание сильного государства, способного обеспечить свою внутреннюю и внешнюю безопасность.


Если рассматривать программные выступления нового Президента России с этих позиций, то становятся понятными его конкретные действия, связанные с укреплением государства, вертикали власти, установлением «диктатуры закона». К ним следует отнести прежде всего создание семи феде-ральных округов в стране, реформу Совета Федерации, создание Госсовета, ограничение прав региональных лидеров, приведение законодательных актов регионов в соответствие с федеральным законодательством, налоговую реформу, принятие новой государственной символики.


Как и следовало ожидать, эти меры породили по существу новую оппозицию режиму в лице олигархов, многих губернаторов, а также тех политических организаций и СМИ, которые обеспечивают их интересы. Обвинения в адрес президента со стороны олигархических кругов связаны прежде всего с тем, что они увидели в восстановлении полноправной роли государства угрозу своим личным интересам, так как «равноудаленность» от власти и утверждение законности, в том числе и в экономических отношениях, ставят преграду на пути их бесконтрольного, нередко криминального, незаконного обогащения. Позиция значительной части губернаторов определяется тем, что укрепление государства препятствует их бесконтрольному влиянию и распоряжению финансовыми и иными ресурсами, в том числе и личному обогащению за счет государства и населения, ограничивает, ставит в жесткие рамки федерального законодательства их властные полномочия, делает их ответственными перед федеральными законами и федеральной властью за самоуправство, коррупцию, развязывание центробежных тенденций, ведущих к распаду России.


Итоги года свидетельствуют о том, что президентской власти удалось преодолеть сопротивление оппонентов и добиться реализации своих первоочередных планов. Через обе палаты Федерального Соб-рания проведены инициированные Кремлем законы в устраивающей его редакции. Восстановлена управляемость в стране, политическая оппозиция стала более покладистой, заметно уменьшилось влияние олигархов на принимаемые властью решения. В подавляющем большинстве отраслей российской экономики отмечен рост производства. Отечественная промышленность постепенно становится привлекательной для вложения капиталов. Финансовое положение России было более чем благоприятно: удалось удержать от нового падения курс рубля, укрепить золотовалютные резервы страны, бюджет собрал свыше 150 млрд руб. дополнительных доходов. Хоть и ненамного, но увеличено денежное содержание военным, иным бюджетным служащим и пенсионерам. Сократилась безработица, начал возрождаться «средний класс», состоящий из представителей реального бизнеса, управленцев, специалистов — тех, кто создает рабочие места, товары и услуги. Согласно данным ВЦИОМ, впервые за последние десять лет более половины населения считает, что в 2000 г. стало жить лучше, чем в предыдущем. Об активной поддержке курса президента заявили руководители всех силовых структур.


Таким образом, можно констатировать, что состояние финансового, социального и силового ресурсов власти к концу декабря было более благоприятным для Кремля, чем год назад.


Другие материалы по теме: