Кто поставит газ в Свердловскую область?

К каким последствиям для газового рынка Свердловской области приведет появление на нем Уральской газовой компании.

Российский рынок газа представляет собой для стороннего наблюдателя весьма замысловатое образование. Основная доля рынка принадлежит ОАО «Газпром», фактически государственной корпорации и крупнейшему мировому производителю природного газа. Именно Газпром обеспечивает львиную долю поставок газа внутри России. Кроме него, существует целый ряд независимых производителей природного газа, доля которых на рынке сравнительно с газовым гигантом не слишком велика. Потенциал добычи газа, которым располагают сейчас независимые производители, составляет около 30% от общероссийского, а их доля в добыче не превышает 12%. Этот объем приходится на компании, которые обслуживают изолированные регионы: «Норильскгазпром», «Камчатгазпром», «Якутскгазпром» и «Сахалинморнефтегаз». Самой крупной независимой компанией, которая добывает сейчас газ, является НГК ИТЕРА. В этом году добыча собственного газа ИТЕРЫ составит 23 млрд кубометров газа а в 2003 г. планируется добыть 29,6 млрд кубометров газа.

Без учета в единую сеть газоснабжения страны помимо Газпрома от независимых производителей поступает около 35 млрд кубометров газа в год – это ничтожная доля того, что могли бы направить потребителям независимые поставщики.

О том, что роль независимых поставщиков должна возрастать, можно говорить с полной уверенностью. Энергетическая стратегия России до 2020 г. предусматривает годовую добычу газа в размере 700 млрд кубометров газа в год. Если учесть, что ОАО Газпром сможет удерживать добычу лишь на уровне 530 млрд кубометров газа в год, то его добычи явно не хватит, чтобы перекрыть все потребности страны, даже если он направит весь свой газ на внутренний рынок. Уже в 2005 г. добыча газа должна составить 665 млрд кубометров в год, следовательно будущее – за независимыми производителями газа.

Однако на пути развития независимых производителей газа стоит фактически непреодолимое препятствие – это фиксируемые государством цены на «голубое топливо». При фиксированных ценах на газ у независимых производителей газа нет стимулов для наращивания инвестиций в газодобычу, для развития своего бизнеса на другие территории. Это означает, что многие регионы останутся лишены возможности пользоваться газом или будут испытывать острый дефицит в этом топливе; что энергетические компании не смогут рассчитывать на то, чтобы перейти на наиболее чистый с точки зрения экологии вид энергоносителя.

Необходимость свободного формирования цен очевидна: сейчас цены на газ составляют около $17 за тыс. кубометров, или 575 руб. Себестоимость же тысячи кубометров природного газа составляет 683 руб., или примерно на 20% выше. Независимым производителям продавать газ на территории России убыточно, что признано как самими продавцами и производителями газа, так и правительством. Поэтому правительство сейчас хоть и медленно, но все же идет на повышение цен.

Возражения о том, что рост цен на энергоресурсы может привести к росту цен во всей экономике и послужить причиной для начала инфляции, приводимые противниками повышения цен на газ, не имеют под собой веских оснований. Даже повышение цены на газ на 15% которое произошло с 1 июля, и на 20% в феврале не дает автоматически повышения цены на те же 15-20% на промышленную продукцию. На самом энергоемком металлургическом предприятии доля газа в себестоимости продукции составляет менее 5%. Даже если цена газа выросла на 20%, себестоимость металлургической продукции вырастет всего на 1%.

Тем временем ОАО «Газпром» не спешит поддержать инициативу правительства в повышении цен на газ, так как имеет возможность компенсировать свои убытки при помощи поставок газа на экспорт. На внешних рынках цена за тысячу кубометров газа достигает $130 при цене на ту же тысячу кубических метров газа внутри России в $20. Таким образом, каждая тысяча кубометров газа, продаваемая на российском рынке Газпромом, имеет дотацию за счет выручки от экспорта. При этом Газпром является владельцем магистральной сети газопроводов, по которой газ идет на экспорт, что позволяет ему фактически лишать независимых производителей доступа к высокорентабельным внешним рынкам, что он с успехом и делает.

При этом руководство Газпрома мотивирует свои действия необходимостью равных условий для всех участников рынка: Газпром согласен пустить независимых производителей газа «в трубу» только при условии реализации газа внутри России по свободным ценам, на что не пойдет правительство.

Но даже если будет ликвидировано государственное регулирование цен на газ, Газпром не будет спешить избавляться от своей экспортной монополии – у независимых компаний себестоимость добычи газа ниже, чем у Газпрома. Объясняется это, как ни странно, их небольшим размером, и как следствие, лучшей управляемостью и прозрачностью независимых компаний. В результате, доходность независимых в расчете на 1 тыс. кубометров газа выше, чем у Газпрома, и на внешнем рынке они смогут составить газовому гиганту серьезную конкуренцию.

Неравные условия

В качестве примера неравных условий представителями Газпрома чаще всего приводится Свердловская область: в 1998 г. она заключила соглашение с группой компаний ИТЕРА и администрацией Ямало-Ненецкого округа о создании торгового дома «Уралсевергаз».Теоретически федеральные законы позволяют независимым производителям, в том числе и «Уралсевергазу», продавать газ по договорным ценам, но воспользоваться такой возможностью чрезвычайно трудно, хотя именно к этому и апеллирует Газпром.

«Уралсевергаз» продает большую часть газа в Свердловской области по ценам, устанавливаемым ФЭК. Это происходит потому, что практически все попытки получать живые деньги хотя бы от части коммерчески наиболее успешных промышленных потребителей обречены на неудачу.

Если в той же Свердловской области 95% потребителей получают газ по цене, устанавливаемой Федеральной Энергетической комиссией, а остальным 5% предприятий независимый производитель предлагает платить за газ вдвое больше, то предприятия начинают требовать равных цен. Позиция предприятий вполне обоснованна: два одинаковых предприятия, расположенных рядом, не станут платить разную цену за энергоносители, так как это снизит их относительную конкурентоспособность. В то же время поставщик газа не может поднять цену на газ для всего промышленного сектора области, так как рядом в Челябинской области газ по ценам ФЭК продают всем. Поэтому «Уралсевергазу» приходится принимать в качестве платы за поставленный газ промышленную продукцию, которую он потом реализует через свои каналы сбыта.

Как сказал на недавно прошедшей встрече с представителями деловой прессы генеральный директор ТД «Уралсевергаз» Владимир Кузюшин, «Уралсевергаз» полностью обеспечивает потребности области в газе, поставив за три года 46,4 млрд кубометров газа (15,3 млрд куб. м. в 1999 г., 15,7 млрд куб. м. в 2000 г. и 15,5 млрд куб. м. в 2001 г.). «Населению, муниципалитетам, бюджетной сфере, и предприятиям, обслуживающим социальную сферу мы поставляем газ по цене Федеральной энергетической комиссии, – говорит В. Кузюшин, – со всеми остальными предприятиями отношения исключительно коммерческие: промышленные предприятия, потребляющие газ, расплачивались за поставки не только деньгами, но и своей продукцией. А уже мы по своим каналам подыскивала для нее рынки сбыта – в основном на севере округа, например в Ямало-Ненецком автономном округе.

За время работы компании в Свердловской области цены на продукцию трубных заводов выросли на 100-120%, цены на строительные материалы – 110-120%. Соответственно, компания не может оставаться в условиях, когда цена на газ остается фиксированной, а цена продукции, которой расплачиваются за газ, постоянно растет. Поэтому с каждым предприятием у нас заключается договор исходя из паритетных начал. Повышенные тарифы на газ для промышленных предприятий компенсируются нашим участием в закупках промышленной продукции. Мы заключили около 700 таких договоров, в том числе с такими промышленными гигантами, как НТМК, и практически со всеми предприятиями сумели найти общий язык. Цены формируются так: мы закрываем примерно 30% от повышения цены коммерческой составляющей. Но цена зависит и от того, какая часть газа покупателем тратится не на технологические нужды: цена на газ на отопление населения остается на уровне, определенном ФЭК. Хотя общая цена действительно получается выше».

Итог

«Газпром» отказался от снабжения газом Свердловской области в пользу «Уралсевергаза» по причине того, что добыча газа в самом «Газпроме» падает, в то время как экспортные обязательства выполнять нужно. А за счет того, что снабжение газом Свердловской области, потребности которой в этом энергоносителе постоянно растут, ведет ИТЕРА, Газпром не только высвобождает собственный газ для экспорта, но и избавляется от необходимости осуществлять убыточные для себя поставки «голубого топлива».

Уральская газовая компания создавалась с целью обеспечения более тесного взаимодействия Газпрома и субъектов РФ, а именно урегулирования вопросов задолженности по выплатам за поставленный газ, мониторинга газопотребления, энергобезопасности и так далее.

Даже если представители Уральской газовой компании и делали заявления о поставке газа на территорию Свердловской области, то для этого УГК будет необходимо во-первых заручиться согласием ИТЕРЫ (которой принадлежит Уралсевергаз), а во-вторых найти способы продавать газ в Уральском регионе по относительно свободным рыночным ценам, а не по ценам ФЭК, чтобы не сработать себе в убыток.

И то, и другое практически невозможно, но даже если УГК это удастся, то ей придется выдержать серьезную конкуренцию со стороны «Уралсевергаза», который усиливает свои позиции на рынке, а кроме того имеет стабильные связи с руководством области и Уральского федерального округа.

К примеру, в соответствии с протоколом, подписанным полномочным представителем президента в УрФО Петром Латышевым и президентом группы компаний ИТЕРА, ведется перспективная работа в следующем направлении: ИТЕРА предложила выступить гарантом энергетической безопасности для всего федерального округа и поставлять для УрФО сверхлимитный газ. Этими поставками ИТЕРА попытается покрыть тот дефицит газа, который складывается сейчас в Уральском округе. К примеру, в обеспечиваемых Газпромом регионах – Челябинской, Курганской, Оренбургской областях дефицит газа составляет 2 млрд кубометров 500 млн кубометров газа, и 1 млрд кубометров газа соответственно. В то же время в Свердловской области, обеспечиваемой компанией ИТЕРА, существует профицит газа. Как сообщил генеральный директор ТД «Уралсевергаз» Владимир Кузюшин, этот проект был одобрен в полпредстве и сейчас ведется работа по его реализации.


Другие материалы по теме: