Страхование в Уральском федеральном округе

«VIP-Консультант» продолжает обзоры страхового рынка в Уральском федеральном округе.

В настоящее время растет интерес к деятельности страховых компаний: все чаще в периодической печати встречаются статьи и заметки о ситуации, сложившейся на страховом рынке Российской Федерации и ее регионах. Большее количество граждан, может быть, под воздействием частых природных катаклизмов и чрезвычайных ситуаций в регионах РФ начинает размышлять о необходимости приобретения страхового полиса. Руководители предприятий, выведя свое производство из кризисной ситуации, стали задумываться об обеспечении страховой защиты своих финансовых интересов.

Осознавая важность страхового рынка, органы государственной власти разрабатывают новые законодательные акты или поправки к уже существующим. Так 1 января 2002 года был введен в действие новый Налоговый кодекс, который отменил ограничения по отнесению на себестоимость расходов по страхованию имущества. С 1 июля 2003 года вступает в силу закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев».

В Уральском федеральном округе летом этого года состоялось окружное совещание с представителями страховых компаний «О развитии страхования в УрФО», на котором обсуждались состояние и динамика страхового рынка, основные проблемы развития страхования, необходимость координации деятельности участников страхового рынка Уральского округа и многие другие вопросы. Также разрабатывается Программа развития Уральского федерального округа, одной из основных частей которой является концепция развития системы страхования.

Все это, как минимум, позволяет надеяться на принятие реальных мер, способствующих положительной динамике рынка, повышению привлекательности услуг страховых компаний, а вступление в действие закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев» – рост числа клиентов.

Но это в будущем, а в настоящее время рынок страхования УрФО, являющийся одним из самых динамичных рынков последних лет в первом полугодии 2002 года снизил показатели своей деятельности. В основном снижение роста рынка связано с общеэкономической ситуацией региона: уменьшение объема живых денег у предприятий промышленности.

Положение вещей

По состоянию на 01.04.2002 года на территории Уральского федерального округа зарегистрировано 132 страховые организации и 119 филиалов (отделений) страховых компаний федерального уровня, в том числе в Свердловской области 56 страховых компаний и 34 филиала, Тюменской – 37 и 42 соответственно, Челябинской – 33 и 33, Курганской – 6 и 10.

Компании предоставляют услуги по всем четырем видам страхования: страхование жизни (накопительное страхование), личное, имущественное страхование и страхование ответственности. Наибольший удельный вес имеет страхование имущества, что можно объяснить особенностью региона: на территории УрФО находятся десятки крупнейших промышленных предприятий и сотни предприятий среднего и малого бизнеса.

Общая сумма страховой премии, полученной за первое полугодие 2002 года, составила чуть более 6 000 млн. рублей, так и не достигнув значения за аналогичный период 2001 года. Снижение страховых взносов – 17 %. Наибольшее падение пришлось на Тюменскую область, которая занимает доминирующее положение в Уральском округе, – 24% из-за сокращения поступлений по личному и имущественному страхованию (33 и 23,5% соответственно). Уменьшение поступлений по личному страхованию и страхованию жизни прослеживается на всей территории Уральского федерального округа. Отрицательная динамика, скорее всего, связана с рядом ограничений по добровольному медицинскому страхованию (ДМС). После введения нового Налогового кодекса расходы на ДМС теперь относятся на себестоимость в ограниченном объеме. Кроме того, с 2003 года на выплаты по страхованию жизни в течение первых пяти лет действия договора будет распространяться подоходный налог.

Особых изменений в структуре страхового портфеля за первую половину 2002 года не произошло, сбор премии по имущественному страхованию составляет около 60 % от общей суммы страховых взносов, поступивших в первом полугодии 2002 года. Объем страховых премий по личному страхованию – около 22% от общей суммы поступлений, по страхованию жизни и ответственности – 15% и 4,5% соответственно. Как говорилось выше, продолжают сокращаться поступления по личному страхованию и страхованию жизни во всех областях Уральского федерального округа. Незначительно сократился объем страховых премий по имущественному страхованию – около 16% от суммы страховых премий, собранных за первое полугодие 2001 года, при этом в Курганской и Челябинской областях по данному виду страхования наблюдался рост страховых взносов (около 42 % в каждой области). Страхование ответственности отмечено ростом страховых премий на территории всего Уральского федерального округа – около 28 % в сравнении с суммой поступивших взносов за аналогичный период 2001 года.

Страховые выплаты за первое полугодие 2002 года – чуть более 2 000 млн. рублей, что составляет 30,5% к общей сумме страховой премии, поступившей за данный период. По видам страхования больше всего выплат произведено по страхованию имущества – около 700 млн. рублей или 34% от общего числа выплат и 18% от поступивших взносов. Вторым по объему выплат стоит личное страхование – 24% от общей суммы страхового возмещения и 33% от страховых взносов по данному виду страхования, по страхованию жизни – 18% и 38% соответственно, страхование ответственности – 3% и 20% соответственно. Больше все выплат было произведено в Тюменской области – 33 % от общей суммы выплат по всем видам страхования за первое полугодие 2002 года.

Потребители

Описание ситуации на рынке страховых услуг только со стороны предложения, т.е. страховых компаний будет неполным, если не затронуть клиентов этих компаний, т.е. сторону, формирующую спрос на данном рынке.

Всех потребителей можно разделить на две группы: страхователи – юридические лица и страхователи – физические лица.

В первой группе потребителей страховых услуг особо выделяются крупные промышленные предприятия, заключающие договоры на суммы, исчисляемые в десятки миллиардов долларов США. Кроме того, важно подчеркнуть, что многие из этих предприятий имеют дочерние или зависимые страховые организации, через которые и заключают сделки. Остальные же уже закреплены за определенными компаниями. Поэтому конкуренции при страховании крупного бизнеса почти не существует. Наиболее востребованной для руководителей промышленных предприятий является защита имущества от огня и других опасностей, страхование ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов, страхование машин и оборудования от повреждений и поломок, страхование убытков от перерывов в производственном процессе, страхование продукции при ее транспортировке до потребителя (страхование грузов). Защищая производственный процесс, руководство предприятий проявляет значительную заботу и о своем персонале: страхует работников от несчастного случая.

Большая по численности категория страхователей в первой группе страхователей – это предприятия среднего и малого бизнеса. Страхование приходит на эти предприятия как само по себе (управляющий компании осознает необходимость страховой защиты имущественных интересов фирмы), так и благодаря требованиям банков (страхование залогового имущества), лизинговых компаний или организаций, занимающихся выдачей ипотечных кредитов. Интерес в страховой защите этой категории организаций аналогичен интересу крупных промышленных предприятий, можно лишь добавить страхование профессиональной ответственности. На сегодняшний день перевес по сбору премий по страхованию предприятий среднего и малого бизнеса остается в пользу местных компаний, однако конкуренция с компаниями федерального уровня, как правило московскими, с каждым днем обостряется. Последние активно расширяют свои сети, увеличивают количество филиалов, приобретают мелкие местные компании.

Самая значительная категория потребителей страховых услуг – физические лица. Эта самая противоречивая группа клиентов страховых компаний: принцип деления граждан по уровню дохода в страховании не совсем выполняется. Здесь помимо финансовых возможностей человека, необходимо учитывать и его психологические особенности. Бывает, что страхователь, имеющий доход не больше 3 000 рублей в месяц, является постоянным клиентом страховой компании на протяжении нескольких лет, а чтобы застраховать владельца престижного дома в центральном районе города необходимо потратить много сил и времени, порой даже не один день. Прежде всего, данную категорию интересует страховая защита домашнего имущества и строений, страхование автотранспорта и гражданской ответственности автовладельца, страхование от несчастного случая.

Перспективы

Что касается страхового рынка Свердловской области, то темпы его развития, структура страховых компаний и потенциальных потребителей соответствуют страховому рынку Уральского федерального округа. Область занимает второе место после Тюменской по сумме собранной премии – 15,5 % от числа совокупных страховых взносов округа. На территории области, как уже говорилось выше, действует 56 местных страховых организаций и 34 филиала, в основном это крупные московские компании.

По организационно-правовой форме собственности основную часть составляют общества с ограниченной ответственностью – 76 % от общего количества страховых компаний, закрытые акционерные общества – 18 % на открытые акционерные общества приходится 6 %.

Совокупный уставный капитал (фонд) к началу 2002 года достигал 588 000 тысяч рублей, размер уставного капитала большинства компаний Свердловской области (20%) – около 3 500 тыс. рублей. Рост уставного капитала идет очень медленно в основном за счет увеличения уставных капиталов крупных страховщиков или регистрации новых. Необходимость наращивания капитала обусловлена во-первых, желанием собрать больше премий. Чем больше уставный капитал, тем больше рисков компания сможет взять на собственное удержание. Во-вторых, предстоящее вступление в силу закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев» увеличивает интерес московских компаний к региональному рынку. Вполне вероятно, что москвичи будут приобретать местные небольшие компании, создавая на их базе филиалы и отделения. Можно также предположить, что практически весь рынок страхования гражданской ответственности автовладельцев будет занят московскими страховыми компаниями – законодательство позволяет заниматься этим видом страхования компаниям с уставным капиталом не менее 100 млн. рублей. Пока что на территории Свердловской области имеется единственная региональная компания с таким уставным капиталом.

Таким образом, в ближайшее время следует ожидать усиления конкуренции не только в Свердловской области, но и во всем Уральском федеральном округе, поэтому для конкурентоспособности местным страховым компаниям необходимо наращивать свои капиталы.

В структуре портфеля области также не наблюдается особых отличий от портфеля УрФО: первое место занимает имущественное страхование (52 % от суммы собранной страховой премии), после него идут личное страхование (25 %), страхование жизни (14,5%) и страхование ответственности (3%) оставшиеся 5,5% приходится на обязательное страхование.

Основная доля выплат приходиться на личное страхование и страхование жизни 78% (на два вида страхования) от суммы общих выплат страховых компаний, имущественное страхование 38 % и страхование ответственности 1,5%.

Итак, рынок не стоит на месте, по одним видам страхования продолжается рост поступлений, по другим – незначительное снижений, которое объясняется, в первую очередь, экономической ситуацией на промышленных предприятиях, действием новых положений Налогового кодекса.

Одним из значимых событий 2002 года стало введение нового Налогового кодекса, лето 2003 года ознаменуется вступлением в силу закона об гражданской ответственности владельцев автомобилей. На сегодняшний день на страховом рынке Уральского федерального округа отчетливо проявляются две основные тенденции: продолжается слияние компаний посредством создания финансовых групп и страховых сообществ и выход большинства кэптивных компаний на массового потребителя страховых услуг. Это характерно и для страхового рынка других регионов.

В заключении хотелось отметить и наиболее перспективные направления деятельности страховых компаний УрФО, учитывая особенности экономики региона, таковыми являются – страхование имущества (юридических и физических лиц), страхование ответственности, в том числе автогражданской ответственности, профессиональной ответственности, ответственности предприятий-источников повышенной опасности. Дальнейшее развитие страхового рынка как Уральского федерального округа, так и Российской Федерации в целом, зависит от общей экономической ситуации в стране и регионе (финансового положения предприятий, благосостояния граждан) и развития законодательной.


Другие материалы по теме: