«Уральский рабочий» и Юрий Чулков проводят «Эксперимент на экспериментальном»

12 ноября 2002 (11:23)

Первоуральск. Первый в области эксперимент правового применения нового Трудового кодекса сегодня можно считать завершившимся: недавно на Первоуральском заводе экспериментального радиотелевизионного оборудования (ЗЭТРОН) истек срок соглашения между профкомом предприятия и его администрацией — соглашения, порожденного вспыхнувшим конфликтом из-за задержек с выплатой заработной платы.

Итак, первого апреля нынешнего года 59 работников завода, письменно предупредив руководство, приостановили работу. Это не было забастовкой — по только что вступившему в силу Трудовому кодексу при задержке зарплаты на 15 и более дней наемный трудовой люд теперь имел право именно на такую акцию. Повод был и на ЗЭТРОНе: не выплатили за февраль, а в целом задолженность достигла двух месяцев.

«И это при том, что зарплата в среднем около полутора тысяч рублей», — говорила тогда председатель профкома Т. Сысолина.

Картина, правда, будет неполной, если не обрисовать ситуацию и с другой стороны. Нынешняя команда управленцев пришла на предприятие за восемь месяцев до конфликта — задолженность же образовалась много раньше. К тому же завод перешел из рук в руки в плачевном состоянии: по экономическим показателям его впору было банкротить. Тащить бегемота из болота сегодня, согласимся, задача не из легких, за несколько месяцев (чудес не бывает), будь даже семи, пядей во лбу, не справиться. Встав у руля, команда обещала свести зарплату «по нолям» в декабре. Не получилось. А тут и январь оказался провальным...

Вот так и подошли к конфликту. Развивался он непросто. Один из его участников в самом начале вынужден был написать заявление об увольнении — каждая из сторон трактует сей факт по-своему. Затем, не дождавшись результата, еще 28 человек возобновили работу. Что ими двигало? Опасение репрессий или потеря веры, что можно чего-то добиться? Во всяком случае, оставшиеся держались. И... администрация подписала-таки соглашение, обязавшись за полгода погасить долг.

Полгода минуло. Звоню, договариваюсь о встрече, и вот мы сидим за одним столом — Татьяна Львовна Сысолина, исполнительный директор завода Александр Владимирович Полюляк и коммерческий директор Андрей Климович Катрушин. Что же сделано по соглашению?

«Если на тот момент задолженность составляла около 900 тысяч рублей», — говорит с цифрами в руках А. Полюляк, —-- «то сегодня эта сумма сократилась втрое, до 300 тысяч. По текущей зарплате. Больше половины производственного персонала получают зарплату вовремя, у оставшихся задержка на полмесяца. У инженерно-технических работников эта задержка пока больше, и долга по прошлому на них приходится 90 тысяч рублей.

«С апреля нарастили объем производства в полтора раза», — вступает в разговор А. Катрушин. — «Ни один завод в Первоуральске такого не добился. Поэтому и начали подтягиваться с задолженностью: ведь деньги из воздуха не берутся. Кстати, средняя зарплата поднялась до 3100 рублей.»

«В целом все правильно», — соглашается Т.Сысолина. — «Но я бы отметила, что утвержденная схема выплат по соглашению была иной: сначала войти в нормальный ритм выдачи текущей зарплаты, а затем уже частями покрывать долг. И по росту средней зарплаты. Он произошел за счет интенсификации труда: люди берут договора, остаются после смены, долго так не может продолжаться. Тарифная же ставка остается на уровне 2001 года. Вот тариф, гарантирующий заработок, и надо поднимать».

Какие же пироги у нас получаются в итоге? Как ни крути, а полностью соглашение так-таки и не выполнено. Но согласиться приходится также и с тем, что шаг вперед сделан солидный. Шагнули бы, если бы рабочие не «забастовали», заявив о серьезности своих намерений? Может, да. Но, скорее, нет: ведь под лежачий камень вода не течет. В том убеждает и ситуация по городу: с начала года на предприятиях задолженность по заработной плате не только не снизилась, но и выросла в 2,6 раза, перевалив за 25 миллионов рублей.
Эксперимент на экспериментальном (маленьком заводике в 230 человек), таким образом, другим наука: свои права и можно, и надо отстаивать. Другие, однако, пока молчат...


Другие материалы по теме: