«Капитал» и Дмитрий Ким считают, что «WEB-сайты банков будут под колпаком»

15 ноября 2002 (11:33)

Центробанк решил заняться регулированием банковской деятельности в виртуальном пространстве. ЦБ хочет, чтобы со следующего года банки докладывали ему об использовании интернет-технологий, и даже подготовил им рекомендации по оформлению web-сайтов.

Как стало известно, ЦБ готовит указание «О порядке информирования кредитными организациями Центрального банка о внедрении и использовании в банковской деятельности интернет-технологий» и «Рекомендации по информационному содержанию и организации web-сайтов кредитных организаций». Как следует из проекта рекомендаций, банкам надлежит по максимуму раскрыть информацию о своих учредителях и менеджерах, услугах и тарифах, лицензиях и реквизитах, а также данные по основной бухгалтерской и финансовой отчетности, выполнению нормативов ЦБ и т. п. Таким образом, регулятор надеется способствовать «минимизации типовых банковских рисков» при использовании интернет-технологий.

По понятным причинам, ассоциации банков обеспокоились столь пристальным вниманием ЦБ к их WEB-сайтам, и некоторые банки даже начали в спешке обновлять содержимое своих сайтов. Однако В Центробанке говорят, что он не собирается спрашивать с банков слишком много - только информацию, необходимую для анализа ситуации, чтобы составлять мнение об уровне рисков при использовании интернет-технологий. По мнению аналитиков, ЦБ давно следовало обратить свое внимание на виртуальную строну деятельности банков так как объем операций в интернете растет. Тем не менее, сейчас уже несколько поздно предлагать какие-либо радикальные изменения в структуре и наполнении web-сайтов банков, так как на рынке уже сложились определенные стереотипы в создании сайтов, и изменить их будет достаочно сложно.

Собственно по этой причине банкиры относятся скептически к намерению ЦБ. По мнению банков все необходимые сведения о банке и его деятельности итак уже помещены на сайтах, и чем меньше поле регулирования, тем лучше для развития банковского бизнеса. Так, по словам специалистов УБРиР, ту информацию, которая указана в проекте рекомендаций, большинство банков размещают на своих сайтах самостоятельно. Так, на сайте УБРиРа уже присутствуют сведения об акционерах, о руководстве банка, полная информация и тарифы на услуги, размещены лицензии. Подробное информирование клиентов, свободный доступ к информации - в интересах банка.

Вопрос о регулировании Центробанком банковской деятельности в виртуальном пространстве также прокомментировал руководитель Дирекции информационных технологий Уралвнешторгбанка Владимир Пухов. «Действительно, Центральный Банк разрабатывает нормативные документы, регламентирующие использование Интернет-технологий в банковском бизнесе. В документах идет речь о требованиях к стандартизации WEB-сайтов банков, а также установлении контроля за технологическими решениями в области защиты информации в Интернете.

«В настоящее время данные документы направлены для обсуждения и выработки предложений в наиболее технологически развитые банки России. Уралвнешторгбанк также участвует в этом процессе. Нашими специалистами подготовлены и переданы в АРБ материалы с предложениями по доработке вышеуказанных документов ЦБ. Суть наших предложений сводится к тому, чтобы в результате необходимого регулирования и надзора ЦБ за виртуальными финансовыми операциями не пострадали клиенты банков с их потребностями и сервисом. Второй блок предложений касается нормирования систем информационной безопасности вокруг WEB-технологий банка. В целом, процесс надзора Центрального Банка за виртуальным финансовым пространством необходим. Уралвнешторгбанк поддерживает стремление ЦБ сделать рынок финансовых услуг в Интернете более организованным и безопасным», - отмечает Владимир Пухов.

Сильнее всего некоторых банкиров раздражает намерение ЦБ диктовать им, как оформлять сайт. По их мнению, сайт - это, по сути, рекламно-информационный продукт, на который распространяются положения закона о рекламе. По мнению же специалистов, во время развития информационных технологий сайты банков перестали просто быть рекламно-информационным продуктом, так как через них стало возможным проводить различные операции. Тем более, что по мере дальнейшего проникновения интернета в банковский сектор и развития различных систем удаленного общения с банком регламентировать эту сферу потребуется.

Оптимисты уверены, что нормативные акты ЦБ ни в коей мере не будут ущемлять интересы кредитной организации, а напротив, повысят доверие к банкам и не потребуют существенных трудозатрат по составлению отчетности. Пессемисты считают, что банки и их саморегулируемые организации как-нибудь сами определятся в форматах работы через Интернет. В общем же пока планы ЦБ не находят позитивного отклика у банковского сообщества, но и активного противодействия тоже нет.


Другие материалы по теме: