«Областная газета» и Андрей Камов вопрошают: «Один процент пожалели?»

11 декабря 2002 (11:32)

Древние говорили: для тех, кто не знает, куда плыть, никогда не будет попутного ветра. Эти слова, думается, вполне можно применить к бюджетной политике администрации Екатеринбурга. Складывается впечатление, что власти города не определили ее приоритеты. А если таковые и есть, то они явно расходятся с интересами простых горожан.

В редакцию «ОГ» часто приходят письма, звонят екатеринбуржцы, которые жалуются на то, что в городе в последнее время становится все труднее жить простым людям. Дешевого жилья не строится, цены на то, которое есть, — космические, на уровне московских. По числу дорогих ресторанов, клубов Екатеринбург уверенно держит первенство среди мегаполисов Урала. Помпезные мероприятия, подобные Дню города, который каждый год празднуется с небывалым размахом, поражают воображение гостей Екатеринбурга. Впрочем, не меньше их поражают грязь на улицах областного центра, плохая работа транспорта, разбитые дороги, разгул преступности и наркомании. Просто какой-то пир во время чумы — воскликнет иной приезжий, глядя на все эти городские контрасты.

И будет прав. Ибо в городе с численностью жителей 1 млн. 300 тысяч человек примерно 200 тысяч живут за чертой бедности. Такого нет ни в одном соседнем уральском мегаполисе — ни в Перми, ни в Челябинске. Побывавшие там отмечают, что эти города в последнее время обогнали центр Среднего Урала и по объемам строительства дешевого жилья, и по чистоте тех же улиц, качеству дорог — да вообще по качеству жизни!

Почему такое происходит? Потому что, хоть мэрия и заявляет постоянно, что заботится о простых жителях, на деле этой заботы почти нет. Иначе как объяснить тот факт, что в будущем году на празднование Дня города предполагается направить 100 млн. рублей, а на финансирование программы социальной защиты населения Екатеринбурга — в 10 раз меньше — 11 млн. рублей!

И это несмотря на многочисленные «социальные» обещания мэра А.Чернецкого в период его выборной кампании 1999 года. Читаем «предвыборные тезисы» мэра, опубликованные в «Вечернем Екатеринбурге» от 2 декабря 1999 года. «Социальной защите — особое внимание. Основная задача администрации города в области социальной защиты населения — это оказание муниципальной помощи отдельным категориям граждан, имеющим доход ниже установленного прожиточного минимума».

В то же время, как следует из документа под названием «Прогноз социально-экономического развития города Екатеринбурга на 2003 год», число жителей города, получивших материальную и прочую помощь из средств городского бюджета, неуклонно снижается.

Так, если в прошлом году таковых было 2 тыс. 640 человек, то в этом году оказалось лишь 1 тыс. 745. Примерно такому же количеству людей будет оказана помощь из бюджета и в следующем году. А в 2004 и 2005 годах число «счастливчиков», по прогнозу, еще больше сократится - до 1 тыс. 700 человек.

Вот такая бюджетная политика у администрации города. (К слову, бюджет Екатеринбурга каждый год перевыполняется).

Недавно хоть как-то облегчить положение страждущих предложила депутат городской Думы Екатеринбурга Ира Овчинникова. Она предложила проект «О начислении и выплате ежемесячной муниципальной доплаты к пенсии». Депутат предлагает выплачивать компенсацию из городского бюджета тем екате-ринбуржцам, размер пенсии которых не превышает среднего прожиточного минимума. Это инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, дети-сироты (кстати, на программу «Инвалид» администрация в будущем году предполагает выделить до смешного мало — 2 млн. 988 тыс. рублей).

Сумма выплат, которые предлагает делать И. Овчинникова, пока небольшая — 200 рублей. По подсчетам авторов проекта, затраты на компенсации составят примерно 55 млн. рублей в год. Это всего 1 процент от бюджета города и половина — напомню — от тех средств, что запланировано пустить на праздничные политические фейерверки (почему политические — понятно. Ведь День города — в августе, а уже в декабре грядут выборы мэра).

Казалось бы, вот она, возможность на деле продемонстрировать заботу о горожанах. Однако, по нашим сведениям, в администрации отнеслись к депутатскому проекту холодно. А в прошлом году депутаты екатеринбургской Думы этот проект при рассмотрении и вовсе отклонили.

Теперь пенсионеры и депутаты, ратующие за принятие законопроекта, надеются на помощь Юрия Осинцева. Как известно, недавно министр международных и внешнеэкономических связей области стал заместителем председателя правительства, отвечающим за выполнение областных программ в Екатеринбурге.

Юрий Осинцев предложил кардинально иной подход в проведении бюджетной политики города («ОГ» об этом подробно писала). Идеи министра уже поддержали порядка десяти депутатов городской Думы, пять из шести представителей Екатеринбурга в Палате Представителей областного Законодательного Собрания (шестой — Аркадий Чернецкий), а также депутаты областной Думы.

Вместе Ю. Осинцеву и депутатам-екатеринбуржцам удалось в ходе работе согласительной комиссии по проекту бюджета-2003 увеличить бюджет Екатеринбурга дополнительно более чем на 500 млн. рублей. Остается надеяться, что администрацию города и лояльных ей депутатов удастся уговорить пустить часть этих денег или тех средств, что запланированы на празднование Дня города, на помощь малоимущим.

Но, конечно, никакие дополнительные выплаты их проблем не решат. И дело не только в том, что федеральный центр выплачивает маленькие пенсии. Опыт многих крупных городов России показывает, что очень много можно сделать и на местном уровне. Надо только, чтобы городские власти (и бюджет города) повернулись лицом к простым жителям. Чтобы не выстреливали сотни миллионов городских рублей в виде салютов и не вбухивали их в политические игрища.


Другие материалы по теме: