«КоммерсантЪ-Урал» и Андрей Магов считают, что «Индия готова закупать Т-72»

25 декабря 2002 (11:27)

Вчера на полигоне под Нижним Тагилом закончилось двухдневное совещание руководителей

«Рособоронэкспорта», Российского агентства по обычным вооружениям и главных конструкторов КБ отечественных предприятий, участвующих в выпуске танков, из Челябинска, Таганрога, Кургана, Коврова. Главный гость совещания начальник главного бронетанкового управления Министерства обороны Сергей Маев, подводя итоги, заявил, что танкостроители в ближайшее время сделают серьезную ставку на Т-72М1 (модернизированный танк Т-72). А потом проговорился, сообщив, что, возможно, в 2003 году состоится тендер среди танкостроительных предприятий на модернизацию Т-72 для Индии.

ЪТ-72 — один из лучших в мире танков, до сих, пор состоящий на вооружении России, бывших республик СССР, а также стран, входивших в социалистический лагерь и Варшавский договор. Машина представляет собой набор лучших характеристик 1-34, а также последующих моделей. По оценкам специалистов, Т-72 отличает надежность, неприхотливость, простота управления. Несмотря на то, что модель разрабатывалась более четверти века назад, она до сих пор может успешно вести некоторые боевые действия. Качества танка оценили и зарубежные страны, предложив после распада СССР способы модернизации Т-72, так как в свое время Советский Союз продал достаточное количество лицензий на изготовление этого танка, в том числе Польше и Индии.

Основным разработчиком этой модификации танка является расположенное на территории нижнетагильского «Уралвагонзавода» Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения. В настоящее время КБ, существовавшее во время СССР при заводе, является самостоятельным юридическим лицом. Таким образом, модификацией боевых машин занимается ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (УКБТМ). Но по-прежнему оно расположено на площадях «Уралвагонзавода» и работает в непосредственном контакте с нижнетагильским оборонным предприятием.

Специалисты УКБТМ приступили к модернизации своего детища лишь в конце 90-х. Первый образец техники был продемонстрирован два года назад на выставке в Нижнем Тагиле. Впоследствии Т-72М1 неоднократно подвергался технической доработке. Летом этого года на «RUSSIAN EXPO ARMS-2002» представители УВЗ заявили, что им удалось приблизить основные технические показатели Т-72М1 к уровню Т-90С и при этом получить более дешевую по цене машину. Появилась даже шутка, что разница между Т-72 и Т-72М1 настолько велика, что общим осталось только название. На одной из презентаций были оглашены и показаны некоторые сравнительные данные, таблицы и изображения. Однако позднее подобная информация больше не повторялась, и в настоящее время о последних изменениях вТ-72М1 ничего неизвестно.

Вчера руководство КБ демонстрировало обновленную боевую машину на полигоне в Нижнем Тагиле, где прошло совещание отечественных танкостроителей. На него прибыл начальник главного бронетанкового управления Министерства обороны Сергей Маев.

Корреспондент «Ъ» стал свидетелем «показательных выступлений» танка нового поколения — Т-72М1. Машина стреляла, точно поражая цели, и легко преодолела любые препятствия. Разумеется, главным экзаменатором был Сергей Маев. Он экзаменовал нижнетагильских специалистов, забравшись на броню. Выглядело это, конечно, эффектно.

Специалистов, рассказывающих об основных характеристиках новой модификации танка, он слушал внимательно. Но почему-то складывалось впечатление, что военный начальник остался не особенно доволен проделанной работой. Впоследствии это предположение подтвердилось, когда на вопрос представителей СМИ Сергей Маев дипломатично ответил: «Я доволен Т-72М1, хотя, на мой взгляд, можно сделать гораздо лучше. И мы еще сделаем, я думаю. То есть сегодняшняя версия не окончательная, есть направления, которые можно развивать».

А потом он добавил, что в первом полугодии 2003 года, вероятно, состоится тендер на модернизацию Т-72 по заказу Индии среди российских предприятий. Более подробно об этом господин Маев говорить отказался.

Между тем на УВЗ к заявлению московского гостя отнеслись спокойно, что вполне обоснованно, так как нижнетагильское предприятие уже значительно опередило конкурентов в разработке новой модификации танка.

Хотя эксперты отмечают, что интерес Индии к модернизации Т-72 не может не беспокоить «Уралвагонзавод», так как до сих пор нет ясности в вопросе о возможном госзаказе на Т-90 для России. В таких условиях у оборонных заводов по-прежнему главные надежды на крупные экспортные поставки. И именно Индия на сегодняшний день единственный реальный заказчик боевых машин. Тем более что в 2003 году закончится реализация индийского контракта.


Другие материалы по теме: