Промышленные округа: опыт и перспективы
Идея организации региональной экономики в виде системы так называемых промышленных округов приобретает в настоящее время определенную популярность. Серьезная оценка перспектив внедрения такого рода форм организации промышленности в Уральском регионе предполагает, прежде всего, анализ мирового опыта в этой области.
Промышленные округа были впервые созданы и опробованы в Италии, где они возникли как средство решения вполне определенных проблем во вполне определенной экономической ситуации. Ряд новых затруднений, с которыми в последнее время столкнулась уральская промышленность, вынуждает к поиску свежих путей их преодоления. Одним из них может оказаться реорганизация некоторых вспомогательных производств крупных уральских предприятий в виде множества малых и средних фирм, объединенных в промышленные округа. В этой ситуации итальянский опыт проектирования региональных систем промышленных округов важен, прежде всего, как средство для выработки критериев оценки перспектив развития подобных округов, как средства организации уральской экономики. Следующим естественным шагом в этом направлении представляется оценка региональной экономической ситуации с точки зрения полученных критериев и разработка контуров региональной системы промышленных округов, отвечающей насущным потребностям и специфическим особенностям функционирования хозяйственной системы Уральского региона.
Основные факты
«Родина» идеи промышленных округов – Италия. В ряде регионов этой страны данная форма организации местных экономических сис-тем в настоящее время является доминирующей. В Италии накоплен уникальный опыт взаимодействия региональных властей с мест-ными хозяйствующими субъектами через систему промышленных округов, разработана и опробована на практике комплексная методология выявления и использования факторов, благоприятствующих развитию такого рода систем. Впервые на законодательном уровне понятие «промышленный округ» было оформлено в 1991 году, но в процессе апробации вновь вводимых организационных форм, законодательная база непрерывно обновлялась, так что ее окончательное оформление следует датировать 1999 – 2000 годами.
В настоящее время промышленные округа представляют собой исторически сложившиеся территориальные зоны-системы, характеризующиеся высокой концентрацией малых и средних предприятий с выраженной производственной специализацией в сочетании с особой ролью этих предприятий в формировании структуры занятости населения региона. Такая особая роль предполагает, что большинство занятых на входящих в округ предприятиях составляет местное население.
Согласно первоначальному замыслу, основой для организации региональных промышленных округов должно было стать выявление на местах так называемых «мест-ных трудовых систем», с последующим их формальным признанием федеральными и, прежде всего, региональными властями. Такое признание предполагало предоставление объединенным в округа малым и средним предприятиям особого экономического статуса, включавшего информационную и технологическую их поддержку, централизованное решение проблем их интеграции в региональную производственную инфраструктуру, прежде всего, в части вопросов ее совместного использования и финансирования проектов по ее дальнейшему развитию. Предполагалось также, что создание промышленных округов облегчит для вошедших в них предприятий урегулирование вопросов взаимного кредитования и производственных отношений с более крупными хозяйствующими субъектами региона.
Таким образом, промышленные округа с самого начала своего существования рассматривались, в первую очередь, как средство управления региональными производственными комплексами с преобладанием малых и средних предприятий, возникшими как следствие либерализации рынка и усиления конкуренции в национальном и международном масштабе. Однако практика их развития и функ-ционирования показала, что создание таких образований является выгодной стратегией также и для крупных производителей, поскольку экономическая конъюнктура вынуждает последних к созданию и внедрению в производство инновационных продуктов и технологий. В этом случае острая конкуренция между входящими в округ предприятиями на стадиях сырьевого обеспечения и сбыта готовой продукции, обеспечивающая более гибкую маркетинговую стратегию и более оперативную реакцию на изменения рынков сбыта, выгодно сочетается с тесной кооперацией и углубленным техническим сотрудничеством на базе единой производственной инфраструктуры.
Все это позволяет производственным округам сочетать достоинства высокодинамичного освоения и внедрения новых технологических разработок на основании конкурентной борьбы, с единством стратегических приоритетов экономического развития региона. В силу этого, реорганизация части производственных мощностей крупных итальянских фирм в виде производственных округов и установление сотрудничества с уже существующими округами и «местными трудовыми системами», позволило оздоровить экономику профильных отраслей ряда итальянских регионов.
Так, благодаря внедрению системы промышленных округов в районах, промышленность которых традиционно складывалась в виде скопления крупных городских агломераций (Генуя, Милан, Турин и др.), в которых системы сырьевого и энергетического обеспечения и коммуникации оказались слабо приспособленными к их децентрализованной эксплуатации, удалось разрешить проблему координации совместного использования производственной инфраструктуры (экс-плуатации транспортных артерий, энергетических мощностей расположенных здесь крупнейших нацио-нальных электростанций, систем тепло- и водоснабжения, и т. д.) огромным числом мелких и средних производителей.
В этом плане заслуживает упоминания позитивный опыт ряда северных и центральных областей Италии, таких как Лигурия, Ломбардия, Пьемонт, Эмилия Романья и некоторых других. Именно здесь расположено большинство успешно функционирующих промышленных округов, в том числе 25 крупнейших из них, входящих в созданный в 1995 году «Клуб промышленных округов». Эти округа объединяют 30 тыс. предприятий с оборотом свыше 30 млрд. долларов США, на которых занято более 250 тыс. человек.
Динамика развития
Если на первых порах инициатива по организации промышленных округов и методика их выявления на местах исходили из федерального центра в лице Министерства промышленности Италии, руководствовавшегося разработками Центрального Института Статистики Италии (ИСТАТ), то начиная с 1997 года, федеральная законодательная активность по этой линии сводится к предоставлению наиболее широких полномочий в этой сфере областным властям.
В результате к 1999 году рядом федеральных законодательных актов и постановлений вся деятельность по выявлению местных трудовых систем, выделению в их составе промышленных округов, а также финансовое содействие в освоении проектов их развития и технологического переоснащения были целиком переданы в ведение регионов. Перевод вопросов развития округов под контроль региональных властей послужил естест-венным завершением тенденции, с самого начала проявившейся в отношениях промышленных округов и структур государственной власти Италии. Уже к 1997 году основные формы сотрудничества с промышленными округами сосредо-тачиваются в рамках правоотношений, возникающих как следствие заключения с ними Программных договоров по Планам социально-экономического развития регионов, то есть, участие промышленных округов в развитии национальной экономики протекает в основном на региональном уровне.
Осуществляя поддержку производственной деятельности промышленных округов, регионы главным образом уделяют внимание проектам, имеющим стратегическое значение в плане социально-экономического развития. Особое внимание уделяется содействию в решении проблем подготовки и переподготовки кадров, оказанию комплекса информационно-консультационных услуг по финансово-экономическим и правовым вопросам, состоянию рынков сбыта и сертификации выпускаемой продукции. Первостепенное значение придается также задачам ре-структуризации кризисных отраслей промышленности, совершенствованию производственной инфраструктуры, включая строительство современных очистных сооружений и пр. В результате региональная поддержка осуществляется в рамках финансируемых из местного бюджета технологических парков, оказывающих консультационные услуги Сервисных центров, в форме организации связей промышленных округов с исследовательскими центрами и центрами подготовки специалистов и содействия развитию их внешнеэкономических связей, предоставления налоговых льгот. Объем непосредственных субсидий, выделяемых промышленным округам регионами, остается относительно невелик и законодательно ограничен.
Перспективы внедрения на урале
Возможность создания промышленных округов на территории Свердловской области стала обсуждаться после посещения Екатеринбурга делегациями итальянских политиков и предпринимателей, организованных областным министерством по международным и внешнеэкономическим связям. Представители итальянского бизнеса оценили перспективы Урала в области создания промышленных округов.
Концепция внедрения итальянского опыта организации производства на промышленных предприятиях Урала реализуется правительством Свердловской области. По мнению заместителя председателя областного правительства Юрия Осинцева, можно констатировать сходство основных параметров уральской экономики и экономики тех итальянских областей, в которых на настоящий момент расположено большинство успешно развивающихся промышленных округов. Это и наличие однородной специализации, прежде всего, в тех отраслях обрабатывающей промышленности, которые в условиях либерализации рынка встают перед необходимостью кардинальной реструктуризации. Это и контуры системы коммуникаций, тепло-, водо- и энергоснабжения, грамотное использование которых сулит большие экономические преимущества, но не в условиях полной децентрализации производства. Особенно характерна в этом смысле ситуация с предприятиями в северной части Екатеринбурга, а также в небольших городах области, сформировавшихся вокруг градообразующих предприятий. Поскольку жилые районы в подобных населенных пунктах фактически сформировались, как агломерат заводских поселков, то для этих предприятий более чем естественно выступить ядром потенциальных «местных трудовых систем». На многих из таких предприятий в результате реструктуризации произ-водства, выразившейся в сокращении и частичном переводе произ-водства в другие населенные пункты, образовались огромные пустующие площади, в том числе много так называемых земель общего пользования, буквально пронизанных коммуникациями, поддержание которых требует больших затрат и не приносит никакой финансовой отдачи. Одним из способов решения проблем, возникших в связи с образованием этого бремени лишних «производственных» затрат в виде платы за пустующие территории, ставка которой имеет к тому же устойчивую тенденцию к быстрому росту, могла бы стать организация их использования малыми и средними предприятиями, со взиманием с последних субаренд-ной платы, платы за использование технологических парков и т. д.
По мнению экспертов, для первых экспериментов в этом отношении особенно подходящей представляется территория, арендуемая в настоящее время ОАО «Завод имени Калинина». В настоящее время на этой территории фактически уже действует 142 мелких и средних предприятия. Часть территорий завода арендуют филиал банка «Северная казна», ЕПП «Сотос», «Гефест-40», Сейф-Центр, «Спорт-обувь», часть площадей сдаются под офисные, складские помещения, так что можно надеяться, что организацию здесь промышленных округов не придется «начинать с нуля». Имея свою ТЭЦ и АТС, ЗиК предоставляет тепло, услуги связи частным предприятиям, расположенным на территории завода. Имеющиеся на землях завода транспортные инфраструктуры создают дополнительные возможности для создания на его территории промышленного округа. Как показывают недавние заявления директора ОАО «Завод имени Калинина» Николая Клейна, подобного рода перспективы представляются заманчивыми и для действующего руководства этого предприятия.
Таким образом, можно надеяться, что существующие на Урале, и особенно в Екатеринбурге предпосылки для успешного применения итальянского опыта организации малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности будут в скором времени использованы и дадут первые результаты.
Промышленные округа были впервые созданы и опробованы в Италии, где они возникли как средство решения вполне определенных проблем во вполне определенной экономической ситуации. Ряд новых затруднений, с которыми в последнее время столкнулась уральская промышленность, вынуждает к поиску свежих путей их преодоления. Одним из них может оказаться реорганизация некоторых вспомогательных производств крупных уральских предприятий в виде множества малых и средних фирм, объединенных в промышленные округа. В этой ситуации итальянский опыт проектирования региональных систем промышленных округов важен, прежде всего, как средство для выработки критериев оценки перспектив развития подобных округов, как средства организации уральской экономики. Следующим естественным шагом в этом направлении представляется оценка региональной экономической ситуации с точки зрения полученных критериев и разработка контуров региональной системы промышленных округов, отвечающей насущным потребностям и специфическим особенностям функционирования хозяйственной системы Уральского региона.
Основные факты
«Родина» идеи промышленных округов – Италия. В ряде регионов этой страны данная форма организации местных экономических сис-тем в настоящее время является доминирующей. В Италии накоплен уникальный опыт взаимодействия региональных властей с мест-ными хозяйствующими субъектами через систему промышленных округов, разработана и опробована на практике комплексная методология выявления и использования факторов, благоприятствующих развитию такого рода систем. Впервые на законодательном уровне понятие «промышленный округ» было оформлено в 1991 году, но в процессе апробации вновь вводимых организационных форм, законодательная база непрерывно обновлялась, так что ее окончательное оформление следует датировать 1999 – 2000 годами.
В настоящее время промышленные округа представляют собой исторически сложившиеся территориальные зоны-системы, характеризующиеся высокой концентрацией малых и средних предприятий с выраженной производственной специализацией в сочетании с особой ролью этих предприятий в формировании структуры занятости населения региона. Такая особая роль предполагает, что большинство занятых на входящих в округ предприятиях составляет местное население.
Согласно первоначальному замыслу, основой для организации региональных промышленных округов должно было стать выявление на местах так называемых «мест-ных трудовых систем», с последующим их формальным признанием федеральными и, прежде всего, региональными властями. Такое признание предполагало предоставление объединенным в округа малым и средним предприятиям особого экономического статуса, включавшего информационную и технологическую их поддержку, централизованное решение проблем их интеграции в региональную производственную инфраструктуру, прежде всего, в части вопросов ее совместного использования и финансирования проектов по ее дальнейшему развитию. Предполагалось также, что создание промышленных округов облегчит для вошедших в них предприятий урегулирование вопросов взаимного кредитования и производственных отношений с более крупными хозяйствующими субъектами региона.
Таким образом, промышленные округа с самого начала своего существования рассматривались, в первую очередь, как средство управления региональными производственными комплексами с преобладанием малых и средних предприятий, возникшими как следствие либерализации рынка и усиления конкуренции в национальном и международном масштабе. Однако практика их развития и функ-ционирования показала, что создание таких образований является выгодной стратегией также и для крупных производителей, поскольку экономическая конъюнктура вынуждает последних к созданию и внедрению в производство инновационных продуктов и технологий. В этом случае острая конкуренция между входящими в округ предприятиями на стадиях сырьевого обеспечения и сбыта готовой продукции, обеспечивающая более гибкую маркетинговую стратегию и более оперативную реакцию на изменения рынков сбыта, выгодно сочетается с тесной кооперацией и углубленным техническим сотрудничеством на базе единой производственной инфраструктуры.
Все это позволяет производственным округам сочетать достоинства высокодинамичного освоения и внедрения новых технологических разработок на основании конкурентной борьбы, с единством стратегических приоритетов экономического развития региона. В силу этого, реорганизация части производственных мощностей крупных итальянских фирм в виде производственных округов и установление сотрудничества с уже существующими округами и «местными трудовыми системами», позволило оздоровить экономику профильных отраслей ряда итальянских регионов.
Так, благодаря внедрению системы промышленных округов в районах, промышленность которых традиционно складывалась в виде скопления крупных городских агломераций (Генуя, Милан, Турин и др.), в которых системы сырьевого и энергетического обеспечения и коммуникации оказались слабо приспособленными к их децентрализованной эксплуатации, удалось разрешить проблему координации совместного использования производственной инфраструктуры (экс-плуатации транспортных артерий, энергетических мощностей расположенных здесь крупнейших нацио-нальных электростанций, систем тепло- и водоснабжения, и т. д.) огромным числом мелких и средних производителей.
В этом плане заслуживает упоминания позитивный опыт ряда северных и центральных областей Италии, таких как Лигурия, Ломбардия, Пьемонт, Эмилия Романья и некоторых других. Именно здесь расположено большинство успешно функционирующих промышленных округов, в том числе 25 крупнейших из них, входящих в созданный в 1995 году «Клуб промышленных округов». Эти округа объединяют 30 тыс. предприятий с оборотом свыше 30 млрд. долларов США, на которых занято более 250 тыс. человек.
Динамика развития
Если на первых порах инициатива по организации промышленных округов и методика их выявления на местах исходили из федерального центра в лице Министерства промышленности Италии, руководствовавшегося разработками Центрального Института Статистики Италии (ИСТАТ), то начиная с 1997 года, федеральная законодательная активность по этой линии сводится к предоставлению наиболее широких полномочий в этой сфере областным властям.
В результате к 1999 году рядом федеральных законодательных актов и постановлений вся деятельность по выявлению местных трудовых систем, выделению в их составе промышленных округов, а также финансовое содействие в освоении проектов их развития и технологического переоснащения были целиком переданы в ведение регионов. Перевод вопросов развития округов под контроль региональных властей послужил естест-венным завершением тенденции, с самого начала проявившейся в отношениях промышленных округов и структур государственной власти Италии. Уже к 1997 году основные формы сотрудничества с промышленными округами сосредо-тачиваются в рамках правоотношений, возникающих как следствие заключения с ними Программных договоров по Планам социально-экономического развития регионов, то есть, участие промышленных округов в развитии национальной экономики протекает в основном на региональном уровне.
Осуществляя поддержку производственной деятельности промышленных округов, регионы главным образом уделяют внимание проектам, имеющим стратегическое значение в плане социально-экономического развития. Особое внимание уделяется содействию в решении проблем подготовки и переподготовки кадров, оказанию комплекса информационно-консультационных услуг по финансово-экономическим и правовым вопросам, состоянию рынков сбыта и сертификации выпускаемой продукции. Первостепенное значение придается также задачам ре-структуризации кризисных отраслей промышленности, совершенствованию производственной инфраструктуры, включая строительство современных очистных сооружений и пр. В результате региональная поддержка осуществляется в рамках финансируемых из местного бюджета технологических парков, оказывающих консультационные услуги Сервисных центров, в форме организации связей промышленных округов с исследовательскими центрами и центрами подготовки специалистов и содействия развитию их внешнеэкономических связей, предоставления налоговых льгот. Объем непосредственных субсидий, выделяемых промышленным округам регионами, остается относительно невелик и законодательно ограничен.
Перспективы внедрения на урале
Возможность создания промышленных округов на территории Свердловской области стала обсуждаться после посещения Екатеринбурга делегациями итальянских политиков и предпринимателей, организованных областным министерством по международным и внешнеэкономическим связям. Представители итальянского бизнеса оценили перспективы Урала в области создания промышленных округов.
Концепция внедрения итальянского опыта организации производства на промышленных предприятиях Урала реализуется правительством Свердловской области. По мнению заместителя председателя областного правительства Юрия Осинцева, можно констатировать сходство основных параметров уральской экономики и экономики тех итальянских областей, в которых на настоящий момент расположено большинство успешно развивающихся промышленных округов. Это и наличие однородной специализации, прежде всего, в тех отраслях обрабатывающей промышленности, которые в условиях либерализации рынка встают перед необходимостью кардинальной реструктуризации. Это и контуры системы коммуникаций, тепло-, водо- и энергоснабжения, грамотное использование которых сулит большие экономические преимущества, но не в условиях полной децентрализации производства. Особенно характерна в этом смысле ситуация с предприятиями в северной части Екатеринбурга, а также в небольших городах области, сформировавшихся вокруг градообразующих предприятий. Поскольку жилые районы в подобных населенных пунктах фактически сформировались, как агломерат заводских поселков, то для этих предприятий более чем естественно выступить ядром потенциальных «местных трудовых систем». На многих из таких предприятий в результате реструктуризации произ-водства, выразившейся в сокращении и частичном переводе произ-водства в другие населенные пункты, образовались огромные пустующие площади, в том числе много так называемых земель общего пользования, буквально пронизанных коммуникациями, поддержание которых требует больших затрат и не приносит никакой финансовой отдачи. Одним из способов решения проблем, возникших в связи с образованием этого бремени лишних «производственных» затрат в виде платы за пустующие территории, ставка которой имеет к тому же устойчивую тенденцию к быстрому росту, могла бы стать организация их использования малыми и средними предприятиями, со взиманием с последних субаренд-ной платы, платы за использование технологических парков и т. д.
По мнению экспертов, для первых экспериментов в этом отношении особенно подходящей представляется территория, арендуемая в настоящее время ОАО «Завод имени Калинина». В настоящее время на этой территории фактически уже действует 142 мелких и средних предприятия. Часть территорий завода арендуют филиал банка «Северная казна», ЕПП «Сотос», «Гефест-40», Сейф-Центр, «Спорт-обувь», часть площадей сдаются под офисные, складские помещения, так что можно надеяться, что организацию здесь промышленных округов не придется «начинать с нуля». Имея свою ТЭЦ и АТС, ЗиК предоставляет тепло, услуги связи частным предприятиям, расположенным на территории завода. Имеющиеся на землях завода транспортные инфраструктуры создают дополнительные возможности для создания на его территории промышленного округа. Как показывают недавние заявления директора ОАО «Завод имени Калинина» Николая Клейна, подобного рода перспективы представляются заманчивыми и для действующего руководства этого предприятия.
Таким образом, можно надеяться, что существующие на Урале, и особенно в Екатеринбурге предпосылки для успешного применения итальянского опыта организации малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности будут в скором времени использованы и дадут первые результаты.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Вице-премьер областного правительства Юрий Осинцев принял участие в совещан ...
- Депутат Свердловской областной думы Наиль Шаймарданов: Если мы стремимся к ...
- Вице-премьер правительства Юрий Осинцев: Создание промышленных округов позв ...
- Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей: Создание про ...
- 17 декабря состоится совещание руководителей крупных предприятий Екатеринбу ...