Уральский банк Сбербанка России: лицом к малому бизнесу

Уральский банк Сбербанка России подвел итоги конкурса «Лидер малого предпринимательства», проводившегося среди малых предприятий – клиентов банка. Победителем в главной номинации в Свердловской области было признано ООО «Молочный комплекс «Ключики», находящееся в Красноуфимском районе.

Малый бизнес – одна из самых перспективных и быстро развивающихся сфер современной российской экономики. Гибкость и мобильность позволяют малым предприятиям приспосабливаться к меняющейся конъюнктуре рынка. Максимально приближенные к конечному потребителю, они способны наиболее чутко и оперативно реагировать на его запросы. Благодаря узкой специализации и острой конкуренции небольшие компании вынуждены постоянно совершенствовать методы собственной работы. Следование рыночным тенденциям и быстрое внедрение инновационных технологий делают малый бизнес самым динамично развивающимся сектором российской экономики.

В Уральском регионе малые предприятия составляют существенную часть сектора розничной и мелкооптовой торговли, в значительной мере формируют рынок в сфере услуг, занимают уверенные позиции в области малого производства и строительства. По мнению экспертов, на сегодняшний день потенциал развития малого бизнеса не исчерпан, во всех этих сферах существуют возможности для его дальнейшего роста. Дополнительные перспективы открываются перед малыми предприятиями при освоении новых для Урала экономических ниш, возникающих при развитии отечественной экономики. Среди таких направлений всё чаще выделяется возможность обслуживания малыми предприятиями интересов промышленных гигантов Урала, проникновение малого бизнеса в сферы платной медицины, высоких инновационных технологий.

Во многих развитых странах мира на долю малого и среднего бизнеса приходится до половины валового национального продукта. Российская экономика пока далека от этих цифр. Мобильность, гибкость и инновационность лишь отчасти компенсируют одну из главных проблем небольших предприятий – недостаток необходимых для развития ресурсов.

Что нужно малому бизнесу

Одним из способов решения этой проблемы является поддержка малого бизнеса со стороны государства. Во многих регионах России существуют различные инструменты реализации программы государственного содействия предпринимательству, прежде всего – в виде региональных целевых программ, организации фондов поддержки предпринимательства, предоставления различным категориям малого бизнеса налоговых льгот. В последние годы поддержка предпринимательства становится важной задачей национального масштаба, появляются и осуществляются федеральные программы, направленные на развитие малого бизнеса. Так, в декабре 2001 г. Государственным Советом России одобрена «Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации». В своем послании Законодательному собранию, Президент РФ Владимир Путин объявил содействие малому бизнесу одним из магистральных направлений внутренней политики России. Тем не менее, по оценкам экспертов, одна только государственная поддержка, в отрыве от содействия общественных институтов и финансовых структур, по объективным причинам не может решить всех проблем, встающих перед малыми предприятиями.

Зато значительную часть из них могут решить банковские учреждения. Причём – к обоюдной выгоде, как для малого бизнеса, так и для банка. Первый получает необходимые для развития предприятия «длинные» кредиты и комплексное квалифицированное финансовое обслуживание. Банки же, со своей стороны, заинтересованы в малых предприятиях, как в стабильном источнике ресурсов и активном потребителе кредитных продуктов.

Но удовлетворить потребности малого бизнеса может далеко не каждый банк. Дело в том, что у малых предприятий существуют свои особые требования к банку, отличающиеся как от интересов крупных клиентов, так и от запросов физических лиц, и, в то же время, сочетающие ряд особенностей и тех, и других. Банк, работающий с малыми предприятиями, должен не просто обладать достаточным количеством средств, но и иметь возможность осуществлять целый спектр необходимых клиенту услуг – работать с векселями, пластиковыми картами, осуществлять расчётно-кассовое обслуживание, инкассацию, валютные операции, иметь возможность обслуживать проведение международных сделок. Кроме того, он должен обладать достаточно разветвленной сетью филиалов, которая необходима для работы с предприятиями даже в самых отдаленных населенных пунктах. Иными словами, банк, нацеленный на работу с малым бизнесом, должен быть крупным и универсальным, предоставляющим весь спектр финансовых услуг. Помимо этого банку, стремящемуся работать с малыми предприятиями, необходимо выработать особую политику по отношению к этой категории своих клиентов, основным моментом которой должно стать понимание необходимости индивидуальной работы с каждым предпринимателем, вне зависимости от масштабов его деятельности.

Большой банк для малого бизнеса

Одним из банков, который ведет масштабную специализированную работу с предприятиями сферы малого бизнеса, является Уральский банк Сбербанка России. Среди его клиентов около 60 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Банк кредитует различные отрасли малого бизнеса. В 1 полугодии 2002 года субъектам малого предпринимательства было выдано кредитов на общую сумму почти 6 млрд. рублей, в том числе малым предприятиям – 4,2 млрд. рублей, предпринимателям без образования юридического лица – 1,8 млрд. рублей. Такое количество клиентов среди малых предприятий позволяет Уральскому банку Сбербанка России проводить исследования потребностей малых предприятий и оптимизировать свои финансовые продукты в соответствии с их требованиями.

Уральский банк Сбербанка России соответствует самым высоким требованиям, предъявляемым к финансовым учреждениям. Так, на 1 декабря 2002 г. прибыль Уральского банка Сбербанка России составила 1 276 млн. руб., валюта баланса – 105 585 млн. руб. На территории работы банка действует 125 отделений и 1619 внутренних структурных подразделений, организационно подчиненных Уральском банку Сбербанка России.

Несмотря на столь значительные объемы средств, которыми оперирует Уральский банк Сбербанка России, при работе с малыми предпринимателями менеджмент банка руководствуется принципом «Банку ценен каждый клиент». Об этом, в частности, свидетельствует разработанная специалистами Уральского банка Сбербанка России «Программа развития сотрудничества с малым предпринимательством», ключевым мероприятием которой является конкурс «Лидер малого предпринимательства».

Лидер малого предпринимательства

Этот конкурс был организован Уральским банком Сбербанка России среди своих клиентов в целях развития долгосрочного сотрудничества с малым бизнесом.

Начало конкурса было объявлено 1 августа 2002 года, завершился он 1 декабря. Участниками конкурса стали малые предприятия и предприниматели, имеющие расчетный счет в отделениях Сбербанка России или открывшие счет в период проведения конкурса. Для поощрения участников конкурса организаторами была предусмотрена пятидесяти-процентная скидка на открытие счёта.

В течение четырех месяцев в 125-ти отделениях Уральского банка Сбербанка России, расположенных на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Республики Башкортостан были определены 328 победителей в шести основных номинациях. Премия «За перспективный бизнес» присуждалась в каждом отделении банка лучшему из клиентов, впервые открывших расчетный счет в Сбербанке России. Победители в остальных номинациях – «За стабильный бизнес», «За активную внешнеэкономическую деятельность», «За эффективное управление ресурсами», «За оптимизацию расчетов», «За развитие бизнеса» – определялись в соответствии с их показателями в соответствующих категориях банковской отчетности. Победителям в номинациях предоставлены льготы на банковское обслуживание по тем видам деятельности, в которых они преуспели. Так, например, самому активному во внешнеэкономической деятельности была предоставлена скидка на осуществление операций с зарубежными партнерами.

Победа в главной номинации конкурса – «Лидер малого бизнеса» – досталась только одному предприятию в каждом регионе. Главными призами стали персональные компьютеры Pentium III с установленным программным обеспечением «Клиент-Сбербанк», позволяющим предприятию осуществлять все основные банковские операции, не выходя из своего офиса.

В конце декабря были подведены итоги конкурса на всей территории функционирования Уральского банка Сбербанка России. В республике Башкортостан главный приз завоевало ООО «ДимЛюкс», занимающееся реализацией продукции нефтеперерабатывающих предприятий, в Челябинской области победу в конкурсе одержала индивидуальный предприниматель Кожевникова А.Г., специализирующаяся на оптовой торговле продуктами питания, в Курганской области победителем стал индивидуальный предприниматель Боровик Р.Ф., ведущий оптовую и розничную торговлю моторными маслами. «Лидером малого предпринимательства» Свердловской области было признано ООО «Молочный комплекс «Ключики» находящееся в Красноуфимском районе. Кроме того, среди малых предприятий Свердловской области определены 4 победителя в поощрительной номинации «Лучшие в бизнесе». Ими стали: ООО НПП «Уником», производящее оборудование для нефтегазовой промышленности, ООО ГП «Прогресс» (оптовая торговля и производство торгового оборудования для общепита и большегрузной автотехники), ООО «Промспецсервис» (продажа морепродуктов) и ООО НПП «Фан» (разработка и изготовление продукции из черных и цветных металлов).

Итоги

Малый бизнес сегодня – один из главных резервов развития российской экономики, её наиболее перспективная и гибкая часть. Одновременно, именно малый бизнес является основой для формирования полноценного среднего класса, который должен стать тем стержнем, вокруг которого строится демократическое общество и правовое государство. Сегодня значительная часть малого предпринимательства работает в теневом секторе экономики. Вывести малый бизнес из «тени» – задача государственного масштаба, от решения которой во многом зависит будущее России. Значительную роль в этом могут сыграть банковские учреждения, для которых малый бизнес является не менее интересным и перспективным партнером, чем крупные компании. Например, программа Уральского банка Сбербанка России по организации долгосрочных взаимовыгодных отношений с малыми предприятиями – шаг на пути вовлечения малого бизнеса в сферу цивилизованных финансовых отношений. Конкурс «Лидер малого предпринимательства» стал одним из этапов в реализации этой программы. Вполне возможно, что опыт крупнейшего банка региона активизирует и поднимет на новый уровень развития интерес к малому предпринимательству со стороны коммерческих и властных структур, что будет способствовать развитию экономики Уральского региона.


Другие материалы по теме: