«Капитал» и Дмитрий Ким наблюдают как «Цены на бензин поползли вверх»

14 января 2003 (11:13)

Только в конце прошлой, начале этой недели цены на бензин увеличились на 10-12% в зависимости от оператора рынка. Между тем, темп роста цен в Свердловской области существенно меньше, чем в соседних регионах.

Данное увеличение цен на бензин было ожидаемо, так как с 1 января вступил в действие Федеральный закон «Об акцизе на нефтепродукты». По прогнозам аналитиков, в итоге цены на бензин различных марок должны увеличиться на 22-24%. С 1 января резкое увеличение цен на бензин, до 12, руб произошло лишь в нескольких субъектах РФ. Например, в Челябинской области уже утром 1 января отпускная цена увеличилась до 12-12,20 руб за 1 литр бензина марки А-95. В Екатеринбурге же произошла задержка увеличения цен на две недели, но тенденция роста будет продолжаться.

По словам начальника аналитического отдела ТПХ «ЕДИАР» Евгения Огибенина, прогнозируемая стоимость 1 литра бензина марки АИ-92 в феврале составит около 12-13 руб. «Как я уже говорил рост цен неизбежен, и по моим прогнозам увеличение цен продолжится. Однако, из-за множества операторов рынка процесс будет более мягким, чем в других регионах. Собственно задержка роста цен и произошла из-за того, что рынок насыщен и операторы постоянно оглядываются друг на друга», - отметил Евгений Огибенин.

Так, на АЗС «Уральской нефтяной компании» (официальный дилер ОАО «Тюменская нефтяная компания») цены на бензин за прошедшую неделю выросли в среднем на 30 коп. Так, цена на бензин марки АИ-92 составляла 9,8 коп., на сегодняшний день – 10,10 коп. По прогнозам специалистов «Уральской нефтяной компании» в феврале стоимость бензина поднимется еще примерно на 1 руб.

Таким образом, увеличение цен на бензин продолжится непременно, но окончательный уровень повышения предсказать достаточно сложно. Оценки расходятся от 10% до 25%. Последняя достаточно пессимистическая точка зрения, и большинство компаний придерживается мнения, что цены поднимутся на 15% от нынешнего их уровня. При этом участниками рынка выдвигается мнение, что с ужесточением налогообложения в городе останется только несколько крупных компаний-монополистов, продающих бензин, которые могут искусственно поднимать цены, это в свою очередь может повлечь за собой снижение качества продаваемого бензина.

Напомним, что после отмены налога в дорожный фонд в бюджете области появилась «яма» размером 4,7 млрд. руб. Для ее восполнения Министерство финансов РФ приняло решение ввести новый налог - акциз на нефтепродукты, согласно которому облагаются бензин, дизельное топливо, масла для инжекторных или топливных двигателей.

Плательщиками налога является конечные реализаторы нефтепродуктов. 50% этого налога перечисляется в Федеральный бюджет, 50% остается в распоряжении субъекта Федерации. Для Свердловской области это соотношение изменено в пользу местного бюджета (40%-60%). Во многом ситуация по перечислению денежных средств в федеральный или местный бюджет зависит от решения собственников. Например, Сибнефть в результате переговоров, согласилась оформить свидетельство для своих предприятий - «Свердловскнефтепродукт» и «Екатеринбургнефтепродукт», тем самым, собираясь уплачивать акциз на территории Свердловской области.

По оценке представителей самих предприятий, в их деятельности появляются дополнительные трудности, связанные с ведением бухгалтерского учета, в частности с выделением акциза в стоимости нефтепродуктов и его уплатой. Так, предприятие, реализующее нефтепродукты должно теперь иметь две отпускные цены - для продажи нефтепродуктов покупателям, имеющим свидетельство цена без акциза, для продажи нефтепродуктов покупателям, не имеющим свидетельство, цена включает величину акциза.

Кроме того, появляются дополнительные сложности в отношениях с контрагентами. Раньше предприятие не зависело ни от поставщиков, ни от покупателей. Теперь каждый налогоплательщик будет зависеть от порядочности своего контрагента.


Другие материалы по теме: