Аэропорт «Кольцово»: передел собственности или рестуктуризация?
1 ноября 2000 (15:38)
Одним из важнейших экономических (точнее – экономико-политических) событий в Свердловской области за последние два месяца стал конфликт интересов ряда групп влияния, связанный с аэропортом «Кольцово».
Огромный интерес к аэропорту вполне оправдан.« Кольцово» является крупнейшим аэропортом в Уральском регионе и основным транзитным центром грузовых и пассажирских авиаперевозок.
В первых числах августа этого года наблюдательный совет аэропорта «Кольцово» принял решение о начале реструктуризации предприятия. Необходимость подобного шага назрела давно. Проблема в том, что за последние годы в связи с ростом цен на билеты резко сократились объемы пассажирских перевозок. Аналогичная ситуация, хотя и в меньших масштабах, имеет место с грузовыми перевозками. Подобные тенденции не лучшим образом сказались на результатах финансово-хозяйственной деятельности аэропорта. Предприятие, вдобавок ко всему, обременено еще и значительной социальной сферой. Аэропорт содержит инфраструктуру поселка Кольцово и нескольких мелких поселков, входящих в состав города Екатеринбурга. Процесс же передачи объектов на баланс муниципалитета задерживается.
Само по себе положение «Кольцово» как транзитного центра одновременно приносит и выгоды, и проблемы. С одной стороны, это крупнейший транзитный аэропорт, через который проходит наибольший в регионе объем грузовых и пассажирских перевозок. С другой стороны, аэропорт «Кольцово» входит в реестр монополистов и под угрозой санкций, которые определены антимонопольным законодательством, обязан заправлять все самолеты.
Выходом из сложившейся ситуации может стать реструктуризация, при которой топливозаправочный комплекс выводится в отдельное предприятие со своим юридическим лицом – ООО «Топливо-заправочный комплекс «Кольцово», через который и будут проходить все операции с топливом.
Первоначально предполагалось, что в состав учредителей ООО ТЗК войдут сам аэропорт и страховая компания «Кольцо Урала», возникшая в 1999 году и являющаяся крупнейшим региональным страховым институтом (уставный капитал – 120 млн. рублей). В страховой компании, кстати, участвует и аэропорт «Кольцово». «Кольцо Урала» вносит около 1 млн. долларов и получает 80 процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, аэропорт получает оставшиеся 20 процентов, внося свою долю имуществом (то есть мощностями топливозаправочного комплекса, которые оценены в 6 млн. рублей).
В принципе подобная диспропорция (миллион долларов за 80 процентов и 6 млн. рублей за 20 процентов) вполне оправдана для «Кольца Урала» – с точки зрения тех перспектив, которые получает компания, контролирующая заправку топливом в Кольцово. Можно заплатить и больше – в ближайшие годы все окупится. Фактически, из акционерного общества «Аэропорт «Кольцово» выводится не только ликвидное имущество, но и практически вся прибыль.
Сам аэропорт «Кольцово» является акционерным обществом, контрольный пакет которого (51 процент акций), принадлежит государству и распределен поровну между областью и федерацией. Пакет в размере 9 процентов с 1996 года подлежит продаже на инвестиционном конкурсе. Раньше его пытался купить «ГУТА-банк», теперь — «Кольцо Урала». При этом все участники активно лоббировали свои интересы через государственные органы, как федеральные, так и региональные. Определенный интерес проявляет и компания «Истлайн» — крупнейший грузовой авиаперевозчик в России (до 60 процентов рынка). Однако у «Истлайна» в последнее время стало меньше рычагов, позволяющих воздействовать на ситуацию, да и обострились отношения с основным конкурентом — «Фондом примирения и согласия». Кстати, «Ист-лайн» в свое время выросла из туристической фирмы «Малахит», основанной Антоном Баковым. Напомним, что ситуация с выделением топливозаправочного комплекса «Кольцово» получила широкую огласку благодаря господину Бакову.
На последнем аукционе за 9 процентов акций аэропорта просили 26 миллионов рублей — почти миллион долларов. Естественно, что продажа не состоялась. Теперь очевидно, что это диктовалось простой экономической логикой. Пакет в 9 процентов практически не позволяет при действующем распределении остальных акций влиять на решения собрания акционеров. Можно практически за ту же сумму (1 миллион долларов) вывести из предприятия ту его часть, которая, собственно, и дает прибыль. При этом сам аэропорт перестает быть привлекательным в экономическом плане. К тому же он нуждается в серьезных инвестициях для обновления здания и оборудования.
Проще вывести ликвидное имущество в другое предприятие, оставив в аэропорту здание и взлетно-посадочные полосы, что, как уже говорилось, нуждается в реконструкции. Схема, в принципе, достаточно распространенная и неоднократно опробованная.
Участвовать же в управлении новым обществом с ограниченной ответственностью государство практически не сможет. Участие самого аэропорта тоже представляется проблематичным: имея 20 процентов уставного капитала, трудно влиять на дирекцию общества с ограниченной ответственностью (не акционерного общества): практика показывает, что для эффективного контроля над дирекцией ООО надо иметь не менее половины паев.
Получается, что «Кольцо Урала» вносит миллион долларов в уставный капитал фирмы, которую само же и будет полностью контролировать. Аэропорт вносит оборудование, которое, собственно и представляет основной предмет сделки — и не сможет контролировать работу создаваемого общества с ограниченной ответственностью. То есть, аэропорт не получает практически ничего.
Ситуация, сложившаяся вокруг аэропорта Кольцово, достаточно сложная. Аргументы сторон очевидны. С одной стороны, выведение ТЗК в отдельное предприятие одновременно выводит его из-под ограничений антимонопольного законодательства и позволяет эффективно взыскивать долги за топливо.
Для самого акционерного общества «Аэропорт «Кольцово» последствия выглядят не столь оптимистично. Легко видеть, что подобный шаг обязательно приведет к резкому обесцениванию акций аэропорта «Кольцово». Еще раз отметим, что контрольный пакет акционерного общества принадлежит государству. По сути, это прямой экономический ущерб государству.
Именно это и послужило основанием для принятого некоторое время назад наблюдательным советом аэропорта «Кольцово» решения о приостановлении процесса создания ООО «Топливо-заправочный комплекс «Кольцово».
Почему вообще был инициирован сам процесс выведения ликвидных работающих активов из предприятия, контрольный пакет акций которого принадлежит государству? Интересы государства в наблюдательном совете представляют первый вице-премьер областной администрации Николай Данилов и вице-премьер областной администрации, он же областной министр государственного имущества, Вениамин Голубицкий. При этом первый представляет как область, так и федерацию, то есть имеет право голосовать крупнейшим пакетом акций.
Позиция представителей государства имела при рассмотрении вопроса о создании ТЗК решающее значение. Однако на первом этапе решение в пользу вывода активов в предприятие, слабо контролируемое государством, было все-таки принято. При этом неизвестно, чтобы представители государства каким-то образом ставили вопрос о возможной компенсации государственных интересов.
И все-таки после того, как дело о создании ТЗК получило широкую огласку, процесс был остановлен, а первый вице-премьер Данилов получил выговор с занесением в личное дело.
По сведениям из источников в федеральных органах власти, принципиально вопрос все же решен во время приезда на Урал заместителя министра транспорта господина Руппеля. Отдельное предприятие ТЗК (в форме ли общества с ограниченной ответственностью, в форме ли закрытого акционерного общества) будет создано, что диктуется экономической необходимостью. Возражения вызывает не само «Кольцо Урала», а условия передачи ему собственности аэропорта «Кольцово». Процесс создания отдельного предприятия начнется с того момента, когда будет получен ответ на главный вопрос: каким образом государство будет контролировать новую структуру? В этом случае можно будет обеспечить и привлечение капиталовложений на реконструкцию крупнейшего аэропорта, его дальнейшее развитие.
Абстрагируясь от социально-политической значимости события, можно резюмировать, что схема, которую пыталось реализовать «Кольцо Урала» весьма эффективна: фактически, компания передает сама себе миллион долларов и получает за это 80% акций комплекса, предприятия весьма прибыльного (по некоторым оценкам прибыль ТЗК в год составляет до 2 млн. долларов). Позиция же представителей государства в совете директоров ОАО «Аэропорт «Кольцово» на сегодняшний день непонятна – выделение наиболее ликвидной части аэропорта в отдельное предприятие, которое не находится под контролем государства, до сих пор вызывает массу вопросов.
Ошибка, которую допустили представители «Кольца Урала», заключается в том, что при создании ТЗК – намеренно или нет – не было уделено должного внимания формированию информационного фона компании. Возможно, «Кольцо Урала» попросту решило не вкладывать лишних денег. А между тем, после истории со сменой власти на Химмаше, любой новый передел собственности обращает на себя внимание СМИ и властей.
Участие «третьих» лиц стало еще одним немаловажным фактором. Тот же Антон Баков и движение «Май» использовали ситуацию с ТЗК в своих интересах и перевели конфликт в политическую плоскость, потребовав отставки губернатора Росселя, связав его имя с «Кольцом Урала».
Так или иначе, ООО «ТЗК «Кольцово» будет создано, и принципиальное решение об этом принято. Однако уже сегодня очевидно, что условия сделки будут пересмотрены: изменятся доли участников общества или же будет установлена новая цена за доли в уставном капитале.
По мнению наблюдателей, историю участия «Кольца Урала» в создании ТЗК «Кольцово» можно считать классическим провалом крупной сделки, которую предприниматели пытались совершить без предварительной обработки информационного поля. В итоге предприниматели из-за неумения (или нежелания) работать со СМИ проиграли дважды – первый раз, когда не смогли поставить под свой контроль ТЗК, а второй – поставив под удар и губернатора и себя.
И если раньше деятельность компании «Кольцо Урала» была известна лишь весьма узкому кругу крупных предпринимателей, то после истории с аэропортом «Кольцово» имиджу «Кольца» нанесен крайне серьезный удар. Ведь название «Кольцо Урала» стало широко известно только в связи с историей создания топливозаправочного комплекса.
Огромный интерес к аэропорту вполне оправдан.« Кольцово» является крупнейшим аэропортом в Уральском регионе и основным транзитным центром грузовых и пассажирских авиаперевозок.
В первых числах августа этого года наблюдательный совет аэропорта «Кольцово» принял решение о начале реструктуризации предприятия. Необходимость подобного шага назрела давно. Проблема в том, что за последние годы в связи с ростом цен на билеты резко сократились объемы пассажирских перевозок. Аналогичная ситуация, хотя и в меньших масштабах, имеет место с грузовыми перевозками. Подобные тенденции не лучшим образом сказались на результатах финансово-хозяйственной деятельности аэропорта. Предприятие, вдобавок ко всему, обременено еще и значительной социальной сферой. Аэропорт содержит инфраструктуру поселка Кольцово и нескольких мелких поселков, входящих в состав города Екатеринбурга. Процесс же передачи объектов на баланс муниципалитета задерживается.
Само по себе положение «Кольцово» как транзитного центра одновременно приносит и выгоды, и проблемы. С одной стороны, это крупнейший транзитный аэропорт, через который проходит наибольший в регионе объем грузовых и пассажирских перевозок. С другой стороны, аэропорт «Кольцово» входит в реестр монополистов и под угрозой санкций, которые определены антимонопольным законодательством, обязан заправлять все самолеты.
Выходом из сложившейся ситуации может стать реструктуризация, при которой топливозаправочный комплекс выводится в отдельное предприятие со своим юридическим лицом – ООО «Топливо-заправочный комплекс «Кольцово», через который и будут проходить все операции с топливом.
Первоначально предполагалось, что в состав учредителей ООО ТЗК войдут сам аэропорт и страховая компания «Кольцо Урала», возникшая в 1999 году и являющаяся крупнейшим региональным страховым институтом (уставный капитал – 120 млн. рублей). В страховой компании, кстати, участвует и аэропорт «Кольцово». «Кольцо Урала» вносит около 1 млн. долларов и получает 80 процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, аэропорт получает оставшиеся 20 процентов, внося свою долю имуществом (то есть мощностями топливозаправочного комплекса, которые оценены в 6 млн. рублей).
В принципе подобная диспропорция (миллион долларов за 80 процентов и 6 млн. рублей за 20 процентов) вполне оправдана для «Кольца Урала» – с точки зрения тех перспектив, которые получает компания, контролирующая заправку топливом в Кольцово. Можно заплатить и больше – в ближайшие годы все окупится. Фактически, из акционерного общества «Аэропорт «Кольцово» выводится не только ликвидное имущество, но и практически вся прибыль.
Сам аэропорт «Кольцово» является акционерным обществом, контрольный пакет которого (51 процент акций), принадлежит государству и распределен поровну между областью и федерацией. Пакет в размере 9 процентов с 1996 года подлежит продаже на инвестиционном конкурсе. Раньше его пытался купить «ГУТА-банк», теперь — «Кольцо Урала». При этом все участники активно лоббировали свои интересы через государственные органы, как федеральные, так и региональные. Определенный интерес проявляет и компания «Истлайн» — крупнейший грузовой авиаперевозчик в России (до 60 процентов рынка). Однако у «Истлайна» в последнее время стало меньше рычагов, позволяющих воздействовать на ситуацию, да и обострились отношения с основным конкурентом — «Фондом примирения и согласия». Кстати, «Ист-лайн» в свое время выросла из туристической фирмы «Малахит», основанной Антоном Баковым. Напомним, что ситуация с выделением топливозаправочного комплекса «Кольцово» получила широкую огласку благодаря господину Бакову.
На последнем аукционе за 9 процентов акций аэропорта просили 26 миллионов рублей — почти миллион долларов. Естественно, что продажа не состоялась. Теперь очевидно, что это диктовалось простой экономической логикой. Пакет в 9 процентов практически не позволяет при действующем распределении остальных акций влиять на решения собрания акционеров. Можно практически за ту же сумму (1 миллион долларов) вывести из предприятия ту его часть, которая, собственно, и дает прибыль. При этом сам аэропорт перестает быть привлекательным в экономическом плане. К тому же он нуждается в серьезных инвестициях для обновления здания и оборудования.
Проще вывести ликвидное имущество в другое предприятие, оставив в аэропорту здание и взлетно-посадочные полосы, что, как уже говорилось, нуждается в реконструкции. Схема, в принципе, достаточно распространенная и неоднократно опробованная.
Участвовать же в управлении новым обществом с ограниченной ответственностью государство практически не сможет. Участие самого аэропорта тоже представляется проблематичным: имея 20 процентов уставного капитала, трудно влиять на дирекцию общества с ограниченной ответственностью (не акционерного общества): практика показывает, что для эффективного контроля над дирекцией ООО надо иметь не менее половины паев.
Получается, что «Кольцо Урала» вносит миллион долларов в уставный капитал фирмы, которую само же и будет полностью контролировать. Аэропорт вносит оборудование, которое, собственно и представляет основной предмет сделки — и не сможет контролировать работу создаваемого общества с ограниченной ответственностью. То есть, аэропорт не получает практически ничего.
Ситуация, сложившаяся вокруг аэропорта Кольцово, достаточно сложная. Аргументы сторон очевидны. С одной стороны, выведение ТЗК в отдельное предприятие одновременно выводит его из-под ограничений антимонопольного законодательства и позволяет эффективно взыскивать долги за топливо.
Для самого акционерного общества «Аэропорт «Кольцово» последствия выглядят не столь оптимистично. Легко видеть, что подобный шаг обязательно приведет к резкому обесцениванию акций аэропорта «Кольцово». Еще раз отметим, что контрольный пакет акционерного общества принадлежит государству. По сути, это прямой экономический ущерб государству.
Именно это и послужило основанием для принятого некоторое время назад наблюдательным советом аэропорта «Кольцово» решения о приостановлении процесса создания ООО «Топливо-заправочный комплекс «Кольцово».
Почему вообще был инициирован сам процесс выведения ликвидных работающих активов из предприятия, контрольный пакет акций которого принадлежит государству? Интересы государства в наблюдательном совете представляют первый вице-премьер областной администрации Николай Данилов и вице-премьер областной администрации, он же областной министр государственного имущества, Вениамин Голубицкий. При этом первый представляет как область, так и федерацию, то есть имеет право голосовать крупнейшим пакетом акций.
Позиция представителей государства имела при рассмотрении вопроса о создании ТЗК решающее значение. Однако на первом этапе решение в пользу вывода активов в предприятие, слабо контролируемое государством, было все-таки принято. При этом неизвестно, чтобы представители государства каким-то образом ставили вопрос о возможной компенсации государственных интересов.
И все-таки после того, как дело о создании ТЗК получило широкую огласку, процесс был остановлен, а первый вице-премьер Данилов получил выговор с занесением в личное дело.
По сведениям из источников в федеральных органах власти, принципиально вопрос все же решен во время приезда на Урал заместителя министра транспорта господина Руппеля. Отдельное предприятие ТЗК (в форме ли общества с ограниченной ответственностью, в форме ли закрытого акционерного общества) будет создано, что диктуется экономической необходимостью. Возражения вызывает не само «Кольцо Урала», а условия передачи ему собственности аэропорта «Кольцово». Процесс создания отдельного предприятия начнется с того момента, когда будет получен ответ на главный вопрос: каким образом государство будет контролировать новую структуру? В этом случае можно будет обеспечить и привлечение капиталовложений на реконструкцию крупнейшего аэропорта, его дальнейшее развитие.
Абстрагируясь от социально-политической значимости события, можно резюмировать, что схема, которую пыталось реализовать «Кольцо Урала» весьма эффективна: фактически, компания передает сама себе миллион долларов и получает за это 80% акций комплекса, предприятия весьма прибыльного (по некоторым оценкам прибыль ТЗК в год составляет до 2 млн. долларов). Позиция же представителей государства в совете директоров ОАО «Аэропорт «Кольцово» на сегодняшний день непонятна – выделение наиболее ликвидной части аэропорта в отдельное предприятие, которое не находится под контролем государства, до сих пор вызывает массу вопросов.
Ошибка, которую допустили представители «Кольца Урала», заключается в том, что при создании ТЗК – намеренно или нет – не было уделено должного внимания формированию информационного фона компании. Возможно, «Кольцо Урала» попросту решило не вкладывать лишних денег. А между тем, после истории со сменой власти на Химмаше, любой новый передел собственности обращает на себя внимание СМИ и властей.
Участие «третьих» лиц стало еще одним немаловажным фактором. Тот же Антон Баков и движение «Май» использовали ситуацию с ТЗК в своих интересах и перевели конфликт в политическую плоскость, потребовав отставки губернатора Росселя, связав его имя с «Кольцом Урала».
Так или иначе, ООО «ТЗК «Кольцово» будет создано, и принципиальное решение об этом принято. Однако уже сегодня очевидно, что условия сделки будут пересмотрены: изменятся доли участников общества или же будет установлена новая цена за доли в уставном капитале.
По мнению наблюдателей, историю участия «Кольца Урала» в создании ТЗК «Кольцово» можно считать классическим провалом крупной сделки, которую предприниматели пытались совершить без предварительной обработки информационного поля. В итоге предприниматели из-за неумения (или нежелания) работать со СМИ проиграли дважды – первый раз, когда не смогли поставить под свой контроль ТЗК, а второй – поставив под удар и губернатора и себя.
И если раньше деятельность компании «Кольцо Урала» была известна лишь весьма узкому кругу крупных предпринимателей, то после истории с аэропортом «Кольцово» имиджу «Кольца» нанесен крайне серьезный удар. Ведь название «Кольцо Урала» стало широко известно только в связи с историей создания топливозаправочного комплекса.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Следственный комитет МВД РФ в УрФО начал расследовать факт мошеннических де ...
- Вениамин Голубицкий не располагает информацией о возбуждении уголовных дел ...
- Следственный комитет МВД РФ в УрФО будет расследовать факт мошеннических де ...
- Руководство АО «Аэропорт «Кольцово» воздерживается от комментариев по повод ...
- Министр по управлению госимуществом Свердловской области Вениамин Голубицки ...