«Подробности» и Ульяна Елфимова считают, что «Легкая промышленность полегчает»

28 января 2003 (11:30)

Игра в десятерых негритят, как известно, имеет очень печальный конец. Но именно ее почему-то выбрали руководители свердловского легпрома в качестве пособия по управлению своим производством. Уже в следующем году половина предприятий может стать банкротами, а около четырех тысяч их сотрудников — безработными.

Правительство области попыталось принять экстренные меры по спасению утопающих. В недрах министерства промышленности была разработана инвестиционная программа «Развитие легкой промышленности Свердловской области на 2001—2003 годы». Но как выяснилось, директора погибающих фабрик не очень-то стремятся принять руку помощи.

В программе предусматривалось выделить кредит из областного бюджета — 11,5 миллиона рублей под 50 процентов от ставки Центробанка (которая, по данным на апрель 2002 года, составляет 21 процент от объема кредита). Ни одно из предприятий легпрома не воспользовалось этой возможностью из-за того, что возникли проблемы с оформлением документов, составлением бизнес-планов. Как заметила министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева, инвестиционная активность уральских фабрик вообще оставляет желать лучшего. Банковские кредиты составляют только 30—40 процентов от всех средств, которые были инвестированы в отрасль.

В итоге правительственную программу свердловский легпром выполнил лишь на 80 процентов. За последние два года предприятия смогли освоить только 100 миллионов из 240, которые предназначались на период с 2001 по 2003 годы. Уже понятно, что руководители фабрик за оставшееся время не осилят всю эту сумму целиком. Эта информация наводит на грустные мысли.

В 2004—2005 годах Россия должна вступить в ВТО. Как только границы откроются, доля импорта в сфере легкой промышленности может составить не 75 процентов, как сейчас, а все сто. Если дешевые турецко-китайские товары смогут беспрепятственно попадать на наш рынок, они вытеснят отечественного производителя. Ведь в этих странах производят не только ширпотреб, но и вполне приличную одежду, обувь, ткани, которые и по цене, и по качеству превосходят изделия наших фабрик.

Но пока, кроме возгласов ужаса, от большинства руководителей легпрома не слышно ничего по делу. Как сообщила корреспонденту «Подробностей» заведующая отделом легпрома министерства промышленности Свердловской области Валентина Середа, «сегодня трети предприятий легпрома поставлен диагноз — неудовлетворительное финансовое состояние. За последние годы около десяти крупных фабрик исчезли с лица уральской земли. Сейчас осталось в живых 50 фирм, из которых лишь единицы могут похвастаться ростом объемов производства».

Известно, что сегодня на местном рынке властвует очень небольшое количество компаний, которые являются практически монополистами. Два предприятия — «ДЛВ-Урал» и «Березовская ковровая фабрика» — захватили 70—80 процентов рынка текстильных изделий. Фирма «Пальмета» производит 50 процентов швейной продукции, фабрика «Одежда» — еще 15—20 процентов, «Богдановичский фарфоровый завод» — 80—90 процентов, изделий из фарфора. Остальные компании еле-еле держатся на плаву.

Судя по всему, мучиться им придется не долго. Если предприятия легпрома провалят инвестиционную программу правительства области, то ждать помощи им будет уже неоткуда. Иностранные компании, которые захотят облюбовать уральский рынок, не встретят никакого серьезного сопротивления.


Другие материалы по теме: