«Вечерний Екатеринбург» и Борис Немцов предлагают: «Всенародную любовь — в тепло наших квартир»

28 января 2003 (11:28)

Еще до «неожиданного» наступления холодов каждый, кто хоть как-то связан с проблемами ЖКХ или профессионально разбирается в них, понимал, что проблемы будут. Но никто не думал, что всё бут ' дет настолько серьезно. В России замерзает 20 регионов, без тепла остаются более 28 тысяч человек. А всего с начала отопительною сезона проблемы с теплом возникали в 3 357 жилых домах, а это значит, что 320 тысяч человек просто мерзли.

Первой новостью нового, 2003 года стала замерзающая Карелия. А еще раньше всю страну потрясла история с гибелью в Усть-Куте Иркутской области 82-летнего пенсионера, ветерана войны Николая Бобкова. Если подобное происходит в одном городе — виноват мэр, если в регионе — виноват губернатор, если в трети страны — это системный кризис. За систему несет ответственность власть.

Власть ведет себя, честно говоря, специфически. Порочная практика цензуры плохих новостей приводит к тому, что ничего в сфере ЖКХ, кроме роста тарифов, не делается. Хотя элементарная логика подсказывает, что именно простые граждане России вместе с их Президентом больше всех заинтересованы в успешности преобразований. Президент об этом по меньшей мере догадывается, а вот граждане — еще нет.

Пока этого не произошло, остается широкое поле для политического популизма, противостоять которому в общественном мнении трудно. Отсюда и позиция власти. Региональные и федеральные чиновники едины в своих оценках происходящего: «во всем виноваты пьяные истопники» (губернатор Катанандов), к которым «по министру не приставишь» (зам. руководителя аппарата Правительства РФ Волин). «Стрелочника» благополучно нашли, к тому же и нетрезвого. Но не так просто.

Президент с предложенной версией не согласился и настоятельно попросил главу правительства разобраться с ситуацией. Касьянов на доступном ему уровне проблему решил. Наиболее пострадавшим регионам выделены дополнительные бюджетные деньги. Кого-то они согреют, но на всех не хватит. Реальность — жестче, а статистика неумолима: в 2000 году замерзли 6 регионов, в 2001-м — 10, в 2002-м — 14. в 2003-м — 20. В среднем за год — на 5 регионов больше. Если сосчитать, то к концу второго срока Путина их будет 40—45, а это — половина страны.

Налицо очередной кризис. Сегодня с этим трудно спорить. При этом сложившаяся ситуация очень напоминает горбачевскую перестройку позднего периода. Кризис уже наступил, а власть проявляет крайнюю нерешительность и нежелание проводить необходимые преобразования.

Только тогда мы имели дефицит товаров и продуктов, сейчас — топлива и тепла. Ничегонеделание Горбачева привело к талонной системе и развалу страны. А бездействие нынешней власти может привести к разрушению инфраструктуры российских городов и полному развалу ЖКХ.

Тогда Егору Гайдару удалось решить проблему, но только применив шоковую терапию при либерализации цен. Если возрождение жилищного хозяйства не начать сейчас, то Путин может повторить печальную судьбу Горбачева. Проводить реформу ЖКХ всё равно придется, только в шоковом варианте. Коммунальные услуги подорожают в разы, расплачиваться за всё будет народ, а отвечать — новые реформаторы-камикадзе.

Среди многочисленных причин кризиса ЖКХ выделим три блока проблем.

Первый — политический. В России устанавливается двухпартийная система: партия «замерзших квартир» и партия «теплых квартир». Пока первые, препятствуя проведению реформ, побеждают. При этом «партия замороженных» или не понимает, или только делает вид, что не понимает, что цена их популизма — это страдания и гибель людей.

Второй блок — экономический. Хроническое недофинансирование отрасли. Накопленная кредиторская задолженность предприятий ЖКХ составляет около 1 млрд. долларов, из них значительная часть — это долги перед энергетиками и газоснабжающими предприятиями. Начинающаяся здесь цепочка взаимных неплатежей продолжает раскручиваться, вовлекая в свою орбиту всё новые отрасли. Плюс дополнительная нагрузка на бюджет страны — в виде экстренных дотаций пострадавшим регионам.

Третий блок проблем — технологический. Потери тепла и воды огромны. Системы жизнеобеспечения страны — тепло-, водо-, энергоснабжения и другие — находятся на грани катастрофы. Средний уровень износа инженерных коммуникаций составляет свыше 60 процентов, четверть основных фондов полностью отслужила свой срок, более 32/6 котлов и 23°о трубопроводов изношены полностью, а заменить их нечем.

Добавим к этому и набившую оскомину вертикаль власти, когда Центр отбирает деньги у регионов, губернаторы, в свою очередь, — у муниципалитетов. У последних просто не остается средств, чтобы закупать топливо и подготовиться к зиме. К тому же и там не всё благополучно. Большинство котельных и теплотрасс бесконтрольны — их судьба находится в руках чиновников, а в системе их жизненных приоритетов подготовка к зиме стоит вовсе не на первом месте. Поэтому масштабы воровства и бесхозяйственности трудно переоценить. По скорости и эффективности закапывания бюджетных денег пришедшие в негодность теплотрассы уже давно обошли сельское хозяйство. Вследствие чего в России на отопление 1 кв. м жилья идет в 5 раз больше мазута, чем в Финляндии.

Чего следует ожидать в ближайшем будущем? Есть два сценария развития событий.

Первый — наиболее вероятный. Власти надо дождаться, когда замерзнет половина страны. Затем повысить в 10—20 раз тарифы и провести коммунальную реформу. Поскольку ничего иного уже не останется, то общественным мнением можно будет попросту пренебречь.

Второй — более социальный и эффективный, но и менее вероятный. Концентрация всех усилий государства — на решении главной задачи: наведения до-рядка в коммунальной сфере и в инфраструктуре российских городов.

Для реализации данного сценария как минимум необходима политическая воля главы государства и его готовность конвертировать всенародную любовь в жизненно важное для страны дело.

Нужно дееспособное, квалифицированное и профессиональное правительство, которое сможет эффективно провести реформу.

Нужны финансовые гарантии для местного самоуправления с принятием соответствующих законов. Для чего требуется четкая, лишенная безответственного популизма работа Государственной Думы.

Плюс конструктивная позиция губернаторов и мэров, что проще, учитывая нынешний авторитет Путина. В крайнем случае — будет чем занять полпредов на местах.

Остается дождаться ответа на единственный вопрос: хватит ли у сегодняшней власти мужества конвертировать рейтинг Президента в тепло наших квартир?


Другие материалы по теме: