«Уральский рабочий» и Андрей Морозов интересуются: «Базар закрывается?»

29 января 2003 (10:24)

На прошлой неделе внеочередное собрание акционеров СУАЛ-холдинга единогласно прекратило полномочия президента Виктора Вексельберга, назначив на эту должность Криса Норвала. Что, на наш взгляд, является событием знаковым.

По мнению Сергея Мартьянова, управляющего партнера фирмы «Росэксиерт», сферой бизнеса которой является подбор топ-менеджеров, тенденция назначении иностранцев на должность первых руководителей, будет только усиливаться. «Российские компании смотрят на международные рынки капитала, им нужны специалисты, которые могут вести переговоры со стратегическими инвесторами. Не только разговаривать с ними на одном, английском, языка, а иметь с ними один менталитет», — поясняет свою точку зрения С. Мартьянов.

Но если бы СУАЛу просто нужны были иностранцы , то можно было бы повысить уже в холдинге Уильяма Шора и Дэниэла Валка. По мнению же экспертов, уральским алюминщикам нужен был именно К. Норвал. Во-первых, потому что на этом настаивала компания «Fleming Family & Partners» — компания совместно с которой СУАЛ выходит на западные финансовые рынки, 43-летний Норвал хорошо известей «Fleming...» по общему бизнесу: созданию объединенной компании «ВНР Billiton», капитализация которой превышает 30 млрд. долларов. Во-вторых, ранее К. Норвал занимался что ему предстоит сейчас в СУАЛе, т.е. переводом металлургических активов на единичную акцию, а потом — выходом на международные финансовые рынки.

И хотя директор департамента корпоративных отношений СУАЛ-холдиига Алексей Гончаров заявил, что «всеми ключевыми отношениями с лидерами регионов, решением серьезны политических и экономических вопросов по-прежнему будет заниматься Виктор Вексельберг», полагаем, это не совсем так. Во-первых, за спиной К. Норвала будут постоянно маячить Флеминги. Во-вторых, уровень задач, которые поручаются Норвалу, попросту не позволит ему быть декоративной фигурой.

Также трудно согласиться с А. Гончаровым, что перемены в руководстве СУАЛа не повлекут за собой кадровой революции. Как и с тем, что алюминиевые предприятия по-прежнему буду содержать социальную сферу городов, где они являются градообразующими, и финансировать медицинские, образовательные и культурные программы.

Например, уже рассматривается вопрос о приглашении в СУАЛ-холдинг на ключевые должности еще двух иностранных специалистов. Причем одного — как раз для работы по социальным стандартам, А каковы они, можно судить по тому, что в практике транснациональных корпораций нет примеров предоставления многочисленных льгот муниципалитетам в ущерб коммерческим показателям. Чему подтверждением, например, то, что Богословский алюминиевый завод, входящий в СУАЛ, уже начал передачу социальной инфраструктуры на баланс мэрии Краснотурьинска.

Если же говорить о возможности кадровых перестановок, то достаточно привести пример с кондитерской фабрикой «Коифи». После того как ее возглавил англичанин, на выход засобиралась и команда прежнего директора, а не только он сам.

Кстати, и в самом СУАЛе уже начались перемещения высших менеджеров. Первый вице-президент холдинга Евгений Ольховик, де-факто руководивший им два последних года, не сохранил за собой и поста президента СП «Ренова». Хотя его сосредоточение на работе в «Ренове» в качестве первого лица было бы естественно после того, как тот утратил перспективы.

Тем не менее гендиректором «Реновы» назначается Александр Зарубин, до этого работавший главным советником главы Республики Коми. Именно ему поручается провести консолидации разношерстных активов, контролируемых «Реновой»: Туапсинский судоремонтный завод. компания «РеновАвтодор», акции аэропорта Кольцово, Брянский мясоперерабатывающий завод Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов и т. д. В результате чего должны появиться две-три вертикально интегрированные компании по направлениям — вроде СУАЛ-холдинга.

Не секрет, что по пути СУАЛа — консолидации активов и выхода на западные финансовые рынки — идут и другие металлургические холдинги области: УГМК, «Евраз», Трубная металлургическая компания... Что неизбежно усиливает противоречие их бизнес-стратегий с политэкономикой губернатора Росселя, по-прежнему рассматривающего капитанов бизнеса в качестве кассиров при себе.

Общий же интерес заставит предпринимателей объединяться, как это было, когда губернатор пытался навязать им «нравственный налог». И хоть Союзу предприятий металлургического комплекса Свердловской области не удалось пролоббировать льготу по налогу на прибыль для заводов, которые содержат социальную сферу, но процесс, как говорится, пошел. Что в конечном итоге приведет к разрушению губернаторской или — иначе — политической экономики, выстроенной «для своих», для обслуживания политических интересов Э. Росселя. Такой ход событий, необратим — бизнес вырос из коротких штанишек, в которые одел их губернатор, и не собирается быть вечно обязанным благодетелю. Самим же бизнесменам нужно то, что губернатор либо не может сделать .в силу ослабления своего лоб-:::; бистского потенциала, либо заламывает за услуги сомнительного качества бешеную цену. Иными словами, и в Свердловской области проходят времена, когда власть делала деньги, теперь деньги будут делать власть.


Другие материалы по теме: