Иностранные менеджеры на Урале

Все чаще иностранные менеджеры приглашаются в качестве генеральных директоров или президентов крупных российских компаний.

На состоявшемся 22 января Совете директоров ОАО «СУАЛ-Холдинг» было принято решение о переходе Виктора Вексельберга с поста президента компании на должность председателя Совета директоров. Президентом холдинга и генеральным директором компании SUAL International назначен американский менеджер Крис Норвал. До назначения в Группу СУАЛ К. Норвал отвечал за стратегическое планирование, включая вопросы объединения (слияния) бизнесов и развития новых, непрофильных направлений, в одной из крупнейших мировых компаний – BHP Billiton.

Аналитики предполагают, что с приходом зарубежного президента, инвестиционная и промышленная стратегии компании могут претерпеть существенные изменения. Новый топ-менеджер СУАЛа еще не обнародовал своих планов, но эксперты склонны считать, что все его действия так или иначе будут укладываться в некую общую схему мер и решений, характерных для иностранных управляющих, возглавляющих крупные российские компании. Говорить о едином стиле управления позволяет анализ значительного числа подобных случаев, как в Свердловской области, так и за её пределами.

Причины

Как отмечают эксперты, суть новой политики, проводимой приглашенным из-за рубежа менеджером, как правило, сильно зависит от той цели, с которой его пригласили. И здесь можно выделить несколько основных причин. Иностранный специалист может быть приглашен с представительской целью. Так, например, такой менеджер, не ангажированный никем из владельцев бизнеса, может быть приглашен советом директоров в качестве гаранта прав миноритарных акционеров. Считается, что абсолютно независимый зарубежный специалист будет осуществлять руководство компанией в интересах всех собственников, иначе говоря – в интересах самой компании. При такой форме управления миноритарные акционеры чувствуют себя более защищенными, нежели в случае, когда бизнесом руководит один из его крупных собственников.

Также одной из причиной приглашения иностранного менеджера в российскую компанию является заинтересованность последней в привлечении иностранных инвестиций. Европейский или американский генеральный директор призван продемонстрировать иностранным инвесторам, что управляемая им компания является «цивилизованным предприятием», отвечающим мировым требованиям. Иными словами, западный менеджер выступает для иностранных фирм гарантом надежного размещения вложенных в российское предприятие средств.

Виктор Вексельберг не раз отмечал, что приглашение зарубежного менеджера в «СУАЛ-Холдинг» должно способствовать решению обеих задач: как удовлетворению интересов миноритарных акционеров, так и привлечению иностранных инвесторов.

Если это действительно так, то можно предположить, что политика алюминиевого холдинга не претерпит существенных изменений, так как Крис Норвал будет лишь номинальным директором компании.

Но эксперты также отмечают, что нередко зарубежный специалист приглашается в качестве менеджера, в задачу которого входит оптимизация и реструктуризация бизнеса, доведение до западных стандартов организации труда и ведения бизнеса. Судя по целому ряду признаков, Крис Норвал, скорее всего, кроме декларируемых функций, примет непосредственное участие в реальном управлении активами «СУАЛ-Холдинга». На это же, по всей видимости, указывает и позиция прежнего руководства холдинга, передавшего руководство иностранцу именно сейчас, накануне важнейшего предвыборного года, который сов-пал с годом подготовки компании к выходу на мировой фондовый рынок.

Следствия

Как правило, программа по реструктуризации и оптимизации отечественных компаний, предпринимаемая западными менеджерами, строится по общей схеме. Примером её применения может стать другой отечественный холдинг, совет директоров которого также недавно пригласил на пост генерального директора иностранного топ-менеджера. Речь идет о холдинге «СладКо», который с августа 2002 года возглавляет американец Гарри Уилсон. Первыми шагами приглашенных иностранных топ-менеджеров стала смена высшего командного состава «СладКо». Практически все старые управляющие высшего звена были заменены новыми, пришедшими с Уилсоном. Как и сам генеральный директор, все они – выходцы с предприятий «Кока-Колы».

Сразу после смены менеджмента в центральном офисе компании аналитики предсказывали серьёзные кадровые изменения и в её главных филиалах на местах. И они не заставили себя долго ждать. 16 января 2003 года Гарри Уилсон официально заявил о смене руководства на екатеринбургской фабрике «Конфи», входящей в холдинг. Со своего поста ушел исполнительный директор Виталий Порядин и семеро из четырнадцати высших менеджеров предприятия. Новым директором «Конфи» стал Сергей Малодушный, также пришедший в кондитерский холдинг из корпорации «Кока-Кола».

По мнению наблюдателей, подобное кардинальное решение кадровых вопросов, как в управляющей компании, так и в региональных подразделениях, подразумевающее смену руководства на «надежных людей», является обычным шагом западного менеджера на отечественном предприятии. Объясняется это, прежде всего, желанием иностранного специалиста работать в привычной для него «цивилизованной» обстановке, которую, на его взгляд, могут обеспечить только менеджеры, работающие в «западной» манере. С этой точки зрения одним из наиболее вероятных шагов нового руководства СУАЛа станет смена глав основных входящих в холдинг подразделений. На места директоров, руководящих предприятиями с советских времен и привыкших работать в отечественном стиле, по всей видимости придут специалисты с зарубежным образованием или опытом работы в иностранных фирмах.

Также программа реструктуризации отечественных предприятий иностранными менеджерами включает в себя увеличение прибыли предприятия и объемов его производства, за счет снижения издержек. По всей видимости, именно эта задача является основной и для нового менеджмента «Конфи». Согласно официальным отчетам компании, в 2002 году екатеринбургская фабрика «Конфи» выпустила 38 тысяч тонн кондитерских изделий, что на 2% ниже показателей предшествующего года. Предприятие не смогло в полном объёме выполнить собственный годовой план. Выручка от продажи продукции по сравнению с прошлым годом возросла всего на 12%, что не превышает среднего показателя инфляции. Руководством холдинга такая ситуация была расценена, как неудовлетворительная, что, по всей видимости, и привело к вмешательству Гарри Уилсона. Согласно его планам, в 2003 году «Конфи» должна произвести 50 тысяч тонн кондитерских изделий, для чего будет пересмотрен подход к организации производства. При этом рост объемов планируется производить не за счёт приобретения нового оборудования, а за счёт повышения нагрузки на уже существующие производственные мощности до максимально возможной: оборудование «Конфи» будет эксплуатироваться не 12 часов, как сейчас, а круглосуточно, семь дней в неделю без праздников и выходных. Такой подход весьма характерен для западного менеджмента в России, настроенного не столько на создание новых производственных мощностей, сколько на извлечение максимальной прибыли из уже существующих.

Вполне вероятно, что по этому же пути увеличения объемов производства пойдет и новый менеджмент СУАЛа, заинтересованный в извлечении максимальной прибыли из существующих производственных мощностей алюминиевого комплекса России. Несмотря на то, что, согласно отчетам Министерства металлургии Свердловской области, ряд производственных мощностей работает при стопроцентной загруженности, иностранные специалисты наверняка изыщут дополнительные способы извлечения прибыли из отечественных ресурсов, не прибегая к техническому перевооружению предприятий.

Третьим шагом, также типичным для иностранного менеджмента в России, является политика сокращения производственных издержек. Пока ни Гарри Уилсон, ни Крис Норвал не говорят о ней прямо, но эксперты, опираясь на опыт иностранного менеджмента в России, уже предполагают, какими могут стать их решения. Прежде всего, это «рациональная кадровая политика», подразумевающая значительные сокращения рабочих мест, в первую очередь – за счёт увеличения нормы выработки на одного рабочего и повышения производительности труда. На «Конфи» уже говорят о возможности сокращения 600 человек. По аналогии, в масштабах такого промышленного гиганта, как СУАЛ, эта цифра может измеряться тысячами рабочих.

Второй мерой по сокращению издержек традиционно является избавление от малоприбыльных и непрофильных активов. Пока не озвучены планы нового руководства обоих холдингов относительно этих способов повышения прибыльности предприятия, но анализ деятельности целого ряда иностранных управляющих во главе российских компаний показывает, что именно благодаря подобным мерам зарубежным менеджерам и удается повысить прибыльность вверенного им бизнеса за счет снижения себестоимости продукции. Наиболее перспективным способом сокращения издержек, по мнению экспертов, является снятие с баланса объектов социальной сферы, а также перевод в отдельные предприятия непрофильных бизнесов (таких как строительный, транспортный, медийный) с последующей продажей или ликвидацией последних.

Следует отметить, что все перечисленные меры, направленные на реструктуризацию производства и снижение издержек, как правило, оказываются достаточно действенными, и приводят к требуемым результатам, прежде всего – к росту прибыли. Но они не относятся к разряду популярных в российском понимании, так как, отчасти, ведут к росту социального напряжения. Бытует мнение, что иногда собственники предприятия специально нанимают иностранного специалиста для проведения такого рода реформ, в первую очередь – для значительного сокращения рабочих и избавления от предприятий социальной сферы – дабы снять с себя ответственность за их социальные последствия, как перед работниками предприятия, так и перед местными властями. Ведь не секрет, что многие директора «советской закалки» испытывают затруднения с исполнением подобных решений управляющей компании, так как имеют определенные моральные обязательства перед представителями власти и трудовыми коллективами.

Региональные власти

Надо отметить, что органы исполнительной власти тех регионов, в которых находятся реструктурируемые подобным образом предприятия, как правило, не находят взаимопонимания с представителями иностранного менеджмента, особенно в ситуации, когда за увеличение прибыли акционеров приходится платить ростом социальной напряженности и расходов на объекты социальной сферы. Взаимопониманию не способствует и почти демонстративное уклонение многих из зарубежных управляющих от участия в социально ориентированных проектах региональных властей, которое иностранцы рассматривают как излишние расходы.

Поэтому, по мнению аналитиков, нет ничего удивительного в том, что приглашенные зарубежные управляющие часто вступают в конфликты с региональной властью. Причем причиной конфликта, по всей видимости, является различие психологических установок: в то время как иностранец рассматривает российский завод, как источник прибыли, отечественный руководитель видит в нем, в том числе, и социальный объект, обеспечивающий жизнь и благосостояние граждан.

Примером такого противостояния может служить дело компании «Альстом-СЭМЗ». Напомним, что в начале 2001 года совет акционеров этого предприятия пригласил на должность генерального директора немецкого менеджера Питера Иериша. Практически сразу же за этим последовал затяжной конфликт предприятия с областными властями, закончившийся лишь несколько месяцев спустя. Насколько это пошло на пользу самому «Альстом-СЭМЗ», сказать сложно, но специалисты предполагают, что тесное взаимодействие с властью могло принести развитию этой компании ряд преимуществ, которых она оказалась лишена.

В случае, если подобного рода конфликтные ситуации, вызванные деятельностью нового менеджмента компании возникнут в отношениях между СУАЛом и руководством Свердловской области в текущем году, то их социальные и политические последствия будут совершенно непредсказуемы. Остается только надеяться, что Крис Норвал не вступит в конфронтацию с правительством области, а последнее, в свою очередь, в какой-то мере «закроет глаза» на способы «облагораживания» алюминиевого производства, предложенные иностранным менеджером, и в итоге стороны придут к компромиссу, хоть как-то учитывающему интересы области.


Другие материалы по теме: