«VISA Аэрофлот»: «пластик» на высоте

Сбербанк России совместно с авиакомпанией «Аэрофлот – Российские авиалинии» и платежной системой «VISA International» создали новый продукт – пластиковую карту «VISA Аэрофлот».

Финансовые услуги для населения – относительно новая сфера экономики в нашей стране. Но их развитие идет столь быстрыми темпами, что зачастую опережает некоторые области «традиционной» экономики. Подобный «бум» наблюдается в секторе банковского обслуживания физических лиц. В прошедшем году многие наблюдатели отметили всплеск интереса банков к частному клиенту. Пока это касается, прежде всего, кредитования, но постепенно появляется все больше продуктов, ориентированных на различные запр-осы самых взыскательных клиентов. Очевидно, что с ростом благосостояния населения физическое лицо становится все более надежным и стабильным источником дохода для банка. Потому наиболее мощные финансово-кредитные организации, заинтересованные в выстраивании долгосрочных и взаимовыгодных отношений с каждым клиентом, предлагают не только стандартный пакет продуктов и услуг, но и дополнительные сервисы. В данном контексте весьма интересен опыт создания нового продукта – пластиковой карты «VISA Аэрофлот», ставшей результатом совместной деятельности трех компаний – Сбербанка России, авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» и платежной системы «VISA International».

История карт

Предшественниками современных банковских карт были карточки, которые выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале прошлого века. Эти товарные карточки имели два назначения – следить за счетом клиента и обеспечить механизм записи его покупок. Их появление было логическим продолжением оплаты в рассрочку.

Сегодня на международных рынках достигнуты успехи в применении различных видов платежных карт и соответствующих платежных систем эмитентов и эквайеров. С помощью пластиковых карт можно оплачивать коммунальные услуги, услуги сотовой связи, пейджинговой, не говоря уже об оплате товаров в магазинах. Кроме того, карточка открывает возможность совершать оперативные и практически бесплатные переводы денег, по специальному распоряжению владельца карточки его счет может пополняться другими лицами.

Владельцы карт международных платежных систем (VISA, Eurocard/MasterCard, American Express и др.), помимо этого, получают возможность пользоваться сетями торговых точек и банкоматов по всему миру. Эти карточки принимают во всем мире, и при покупке деньги со счета автоматически конвертируются в местную валюту. К тому же, по действующему российскому законодательству, при пересечении границы сумма на карточном счете не декларируется, и потому вы сможете за границей тратить деньги без ограничений. С помощью карточек можно получить доступ к счету в иностранном банке: пластиковая карта – самый дешевый и эффективный вариант в таких ситуациях. Она же вам поможет поместить деньги в иностранный банк, но при этом иметь к ним доступ дома. Неплохим «довеском» к основным сервисам являются и различные дополнительные услуги, которые получают владельцы карточек (заказ билетов, бронирование номера в отеле, аренда автомобиля со скидкой и т.д.).

Отчетливой тенденцией развития пластиковых карточек является их интеллектуализация на базе современных достижений микропроцессорной техники и электронных коммуникаций. Следует ожидать широкого освоения технологии интеллектуальных карточек и стандартов их применения.

Новый шаг «российского пластика»

В России пластиковые карты, как платежный инструмент, переживают период стремительного развития. Сегодня пластиковые карты все больше используются россиянами в различных сферах обращения и заменяют наличные. О «карточном буме» говорить, пожалуй, несколько преждевременно – все-таки, пока «пластик» не столь распространен, как на Западе. В то же время, пластиковые карты завоевывают все большую популярность, как современное средство расчетов, причем не только в самых обеспеченных кругах. Нынешний этап развития «пластика» связан, прежде всего, с реализацией так называемых зарплатных проектов: предприятие заключает с определенным банком договор, и зарплаты сотрудников перечисляются на карты.

Как уже писал «VIP-консультант», одним из самых серьёзных игроков на рынке «пластика» в Уральском регионе является Уральский банк Сбербанка России. Общий объем эмиссии пластиковых карт у Уральского банка составляет 165 тыс. карт. В 2002 г. банком приобретено 57 банкоматов. Помимо полного спектра карточек международных систем, банк развивает и пластиковый продукт «российского» масштаба – чиповую карту Сбербанка России АС СБЕРКАРТ.
К отличительным особенностям АС СБЕРКАРТ можно отнести использование микропроцессорной технологии, доступные тарифы за обслуживание карточки. В пользу карты говорит и постоянно растущее число торговых предприятий, принимающих АС СБЕРКАРТ к оплате. На территории работы Уральского банка число таких торговых точек (по данным на 1 января 2003 г.) – 196. Все эти составляющие во многом обусловливают активное использование АС СБЕРКАРТ в рамках столь популярных ныне зарплатных проектов. Так, в прошедшем году Уральским банком Сбербанка России были заключены крупные зарплатные договора с «Уралмашзаводом» (в рамках зарплатного проекта выпущено более 7 тысяч зарплатных карт АС СБЕРКАРТ) и с заводом «УралАЗ» (г. Миасс, 16 тысяч карт).

Однако зарплатные проекты – лишь первый шаг к массовому признанию «пластика». Эксперты считают, что будущее принадлежит пластиковым картам, предназначенным непосредственно для частных клиентов. С одной стороны, этому будет способствовать рост благосостояния населения. Параллельно активизируются и банковские учреждения: полный набор карт всех мировых платежных систем уже воспринимается, как должное, потому в борьбе за перспективного клиента наиболее дальновидные банки готовы уже сегодня предложить экс-клюзивный продукт.

По мнению экспертов, новым этапом в становлении российского «пластика» может стать сотрудничество трех «китов» из различных сфер экономики: платежной системы «VISA International», авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» и Сбербанка России. Результатом их совместной работы стала международная банковская карта «VISA Аэрофлот» Сбербанка России, которую можно назвать эксклюзивной финансовой услугой нового поколения. С оптимизмом оценивать ее перспективы позволяет хотя бы статус «родителей» карты: «Аэрофлот» – крупнейший российский авиаперевозчик, VISA – самая крупная платежная система в России, российскими банками-членами VISA выпущено более 3 миллионов карт VISA, оборот по которым превышает 5 млрд. долларов США (данные на конец августа 2002 г.). Сбербанк России стабильно занимает ведущие места среди российских банков по основным показателям деятельности. Сегодня Сбербанк, помимо традиционных вкладных продуктов, предлагает весь спектр современных банковских услуг, в том числе – и пластиковые карты: так, на 01.10.2002 г. банком было выпущено 2,2 млн. международных пластиковых карт. На этот же период количество операций по международным картам Сбербанка России превысило 25 млн. (на 01.10.2001 г. – 16 млн. операций).

Представление «VISA Аэрофлот» состоялось в начале сентября 2002 г. Как заявил генеральный директор ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» Валерий Окулов, эта карта «позволит тысячам клиентов банка и авиакомпании получить широкий спектр услуг». Уверены в успехе своего «детища» и другие авторы проекта – генеральный директор российского представительства «VISA Interna-tional» Лу Наумовски и Президент, Председатель Правления Сбербанка России Андрей Казьмин.

По замыслу создателей, «VISA Аэрофлот» предназначена для людей, которые активно используют в качестве платежного средства международные банковские карты и совершают регулярные авиапутешествия рейсами «Аэрофлота». Уникальность карты – в том комплексе льгот и специальных предложений, которые получает ее владелец.

С 1999 года «Аэрофлот» предлагает программу поощрения «Аэрофлот-Бонус», в которой бесплатно может принять участие любой желающий из числа пассажиров авиакомпании, старше 14 лет. Сегодня в программе насчитывается около 200 тысяч участников, которые получают определенное количество призовых баллов при путешествии рейсами «Аэрофлота» (очки начисляются из расчета: 1 балл за 1 километр полета с учетом вида оплаченного тарифа). Накопленные баллы затем можно использовать для повышения класса обслуживания или совершения бесплатных полетов. Внедрение карты «VISA Аэрофлот» стало новым этапом реализации данной программы, поскольку каждый держатель карты автоматически становится участником «Аэрофлот-Бонус». Новинка состоит в том, что бонусные баллы держателям карт начисляются не только при полетах, но и при оплате товаров на предприятиях торговли и сферы услуг с использованием «VISA Аэрофлот», как в России, так и за границей. В зависимости от счета валюты карты, ее владелец получает по
1 баллу за каждые 2 доллара или 60 рублей покупки. При оформлении карты держатель получает 500 «приветственных» баллов системы «Аэрофлот-Бонус». Кстати, при наличии срочного вклада в Сбербанке России есть возможность получить карту на льготных условиях. Кроме того, владелец «VISA Аэрофлот» имеет ряд дополнительных льгот: например, специальные тарифы и скидки до 25% при аренде автомобилей в компании Hertz (работает в 34 странах мира, включая Россию), бесплатное получение телефонной карты Global Calling Card.

Базовый продукт новой программы – карта Visa Classic Сбербанка России. Поэтому любой владелец этой карты (личной, а не полученной в рамках зарплатного проекта) может бесплатно обменять ее на «VISA Аэрофлот» в подразделениях Сбербанка России. Стоимость годового обслуживания карты «VISA Аэрофлот» – 600 рублей (либо 25 долларов США при ведении счета в валюте) за первый год обслуживания, и 360 рублей (15 долларов соответственно) в последующие годы.

Выводы

Мировая практика проведения расчетов по кредитным картам свидетельствует о том, что использование карты упрощает процесс покупки товара или услуги, равно, как и хранения и защиты своих сбережений.

Создание такого продукта, как «VISA Аэрофлот», ставшего результатом объединения усилий трех компаний – «Аэрофлот – Российские авиалинии», VISA, Сбербанк России – подтверждает перспективность развития карточных проектов в нашей стране. Можно предположить, что именно такие продукты, предназначенные для платежеспособных клиентов и подразумевающие ряд дополнительных сервисов, постепенно выведут российский рынок пластиковых карт на новый уровень развития, при котором определяющую роль будут играть не только зарплатные проекты, но и банковские карты для частных лиц.


Другие материалы по теме: