С 1 января 2004 года вместо налоговых кредитов и инвестиционных вычетов компании смогут воспользоваться «суперускоренной амортизацией»

3 февраля 2003 (14:57)

Минэкономразвития РФ и Министерство финансов окончательно договорились о том, как стимулировать инвестиции. Вместо налоговых кредитов и инвестиционных вычетов уже с 1 января 2004 г. компании смогут воспользоваться «суперускоренной амортизацией». А входящий НДС экспортеры смогут зачесть в режиме реального времени, сообщает газета «Ведомости».

Суперамортизацию можно будет применять к зданиям, строениям, сооружениям и технологическому оборудованию. По словам зам. министра экономического развития Аркадия Дворковича, вкладывая в них деньги, инвесторы смогут в первый же год списать от 20 до 50% стоимости фондов (о точной цифре ведомства пока не договорились). Остаточную стоимость этих фондов компании смогут амортизировать равными долями в течение оставшегося срока полезного использования (так называемая линейная амортизация).

Ускоренную амортизацию, при которой в первый год списывается, например, 40% первоначальной стоимости оборудования, компании могут использовать и сейчас. Но здания и оборудование со сроком полезного использования свыше 20 лет амортизируются линейно. Например, в первый год использования железобетонного здания нельзя списать больше 3,3% его стоимости, а резервуара для хранения нефтепродуктов – больше 4%.

«Возможность сразу списать половину вложений – это очень привлекательно», – констатирует А. Дворкович. По его словам, «суперамортизация», по договоренности с Минфином, заработает с 1 января 2004 г. Эксперты соглашаются с чиновником, что новый механизм – шаг навстречу инвесторам. Аналитику «Ренессанс Капитала» Павлу Мамаю «суперамортизация» напоминает отмененную год назад инвестиционную льготу, которая позволяла выводить из-под налогообложения до половины прибыли, расходовавшуюся на инвестиции. А источник в крупной нефтяной компании соглашается, что суперамортизация – это лучше, чем просто амортизация, но подчеркивает, что инвестиционная льгота была для компаний куда выгоднее.

Минфин согласился и с более либеральным порядком возмещения НДС экспортерам, который придумало Минэкономразвития. Сейчас экспортеры поставлены в неравные условия с производителями, продающими свой товар на внутреннем рынке. В последнем случае «входящий» НДС вычитается из «исходящего» в режиме реального времени. То есть компания, которая купила сырье в январе, может зачесть уплаченный НДС уже в февральской декларации. А экспортеры вынуждены дожидаться вычета три месяца после предоставления в инспекцию всего пакета подтверждающих факт экспорта документов.

А. Дворкович убежден, что при эффективной ставке в 30% налог не будет платить никто, при 25% кто-то выйдет из тени, а при 20% выйдут «почти все».

«Безусловно, такая мера правительства более эффективна, поскольку она стимулирует инвестиционную деятельность как самих предприятий, которые в основном производят капитальные вложения. В частности предприятия будут заинтересованы в покупке нового оборудования. Кроме того, эта мера будет также стимулировать и внешних инвесторов, – заявил УрБК заместитель генерального директора ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин. – Суперускоренная амортизация также позволит предприятиям снизить налоговое бремя».

С другой стороны, по словам К. Селянина, суперускоренная амортизация позволит расширить налогооблагаемую базу бюджета.

«Как правило, все инвестиционные кредиты предоставляются компаниям, которые имеют определенную договоренность с местными органами власти. Теперь правительство намерено изменить такой порядок, таким образом, «суперускоренной амортизацией» может воспользоваться любой субъект хозяйственной деятельности. Такой механизм позволит сделать качественный скачок в борьбе с коррупцией», – заявил УрБК генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.

Также В. Чащин отметил, что все изменения, которые вносит правительство, в первую очередь связаны со снижением налоговых отчислений. «Кроме того, это будет способствовать уравниванию в возможностях всех предприятий с крупными компаниями. Возможно, что и структура промышленности теперь станет более прозрачна», – добавил В. Чащин.


Другие материалы по теме: