«Капитал» и Максим Жарников наблюдают, как «Банки осваивают новые электронные технологии»

4 февраля 2003 (11:13)

О новых видах пластиковых карт, использовании цифровой подписи и многом другом рассказал зампред ЦБ РФ Михаил Сенаторов.

Вчера в компании «ИнтерМедиаКом» прошла интернет-пресс-конференция Михаилом Сенаторовым, заместителем председателя Центрального Банка, директором департамента информационных систем. На встрече обсуждались вопросы развития электронных технологий в российской банковской сфере. Электронные технологии, по словам Михаила Сенаторова, следует воспринимать прежде всего как инструмент проведения расчетов. Основными областями их применения на сегодняшний день являются система «клиент-банк», пластиковые карточки и всевозможные карты предоплаты.

На сегодняшний день в мире намечается интеграция этих направлений. Так, например, в Малайзии уже введены в действие интеллектуальные карты со встроенным микрочипом, позволяющие их обладателю расплачиваться с их помощью в магазинах, оплачивать интернет, сотовый телефон, коммунальные платежи, использовать в уличных таксофонах. Более того, такая карта является и водительскими правами, и ключом от дома. Изготовление таких карт в принципе не является дорогостоящим делом, однако, вся проблема заключается в создании мест приема этих карточек.

Вместе с тем перед разработчиками современных электронных банковских систем стоит серьезная проблема защиты информации. Магнитные пластиковые карты прошлого поколения оказываются на практике недостаточно защищенным средством хранения денежных средств. Хищения на сотни миллионов долларов заставили разработать новые способы защиты карт, в частности, криптозащиту информации на чипах. Первыми в этой области в начале 90-х начали свои разработки системы VISA и MasterCard.

Другим аспектом развития электронных банковских систем явилось введение в использование электронно-цифровой подписи (ЭЦП) вместо обычной. Согласно Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи» ЭЦП "предназначена для защиты электронных документов от подделки и равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе". На ЭЦП распространяются все юридические нормы, принятые в отношении обычной подписи, в частности, она будет приниматься в качестве безусловного доказательства в суде. Использование ЭЦП должно повысить надежность совершаемых сделок и в большей степени, чем прежде, уберечь имущество граждан от незаконных посягательств и мошенничества. Также, согласно закону, создаются специальные Удостоверяющие центры, в задачу которых входит контроль за использованием ЭЦП и в установление в случае необходимости законности той или иной сделки с использованием цифровой подписи.

Однако это нововведение принесло немало проблем банкам. На вопрос Алексея Синцова, начальника управления информационных банковских технологий банка «Северная Казна» о том, как следует поступать банкам при переходе от двойной подписи руководителя предприятия и главного бухгалтера на платежных поручениях к использованию ЭЦП при подтверждении платежей, Михаил Сенаторов отметил, что электронная цифровая подпись является персонифицированной, то есть закрепляется за конкретным физическим лицом, и вопрос отношений банка с фирмой как юридическим лицом должен закрепляться в договоре в частном порядке. К сожалению, отметил он, федеральный закон рассматривает лишь общие нормы использования ЭЦП и не согласован с законодательством о банковской деятельности. Однако работа по формированию законодательной базы уже идет.

Еще одним актуальным вопросом, затронутым на пресс-конференции, явилась проблема обложения 5%-ным налогом с продаж платежей, осуществляемых пластиковыми картами. С точки зрения банков, такие платежи, безусловно, являются безналичными, поскольку денежные средства перечисляются со счета покупателя на счет магазина, однако до настоящего времени все переговоры с Думой были безрезультатны. Несмотря на то, что подобная реформа сделала бы рынок пластиковых карт гораздо более привлекательным, Правительство не желает терять эту статью налоговых поступлений.

Отвечая на вопрос о возможности формирования объединенной платежной системы Содружества, Сенаторов ответил, что уже сейчас банковские связи с ближним зарубежьем осуществляются по международной системе SWIFT, и необходимости в формировании какой-либо особой межбанковской системы внутри СНГ нет.


Другие материалы по теме: